Сергей Звонов – о предложениях КБ «Стрелка»
Анна Семенова
Фото: Варвара Гертье
У многих ивановцев проекты благоустройства общественных пространств, которые в январе представило КБ «Стрелка», вызвали в основном положительную реакцию – мол, хорошо, что у властей дошли руки до комплексного благоустройства. Впрочем, были и вопросы, ответов на которые пока нет.
А что думают по поводу проектов «Стрелки» профессионалы? Сегодня мы поговорили об этом с директором одной из крупнейших ивановских строительных компаний – ООО «Славянский дом» и президентом Фонда содействия развитию города Иваново Сергеем Звоновым.
– Сергей Николаевич, вы знакомы с проектами КБ «Стрелка»? Как бы вы оценили их – и с точки зрения профессионала, и с точки зрения жителя города?
– Я видел эти проекты, тем более что они касаются меня не только как горожанина, который хотел бы видеть Иваново красивым и благоустроенным, но и как руководителя компании – владельца земельных участков, которые затрагивает один из этих проектов.
У меня, как и у многих моих коллег, есть немало вопросов. Например, каков статус тех эскизов, которые были продемонстрированы общественности в «Точке кипения» в январе? Это предварительные наброски, черновик или уже готовая концепция?
– Из того, что говорят представители «Стрелки», можно сделать вывод, что это только предварительный этап работы над проектами, который они вынесли на обсуждение. А по итогам этого обсуждения будут внесены коррективы.
– Тогда возникает следующий вопрос: насколько серьезно нужно относиться к этому документу? Останется ли он просто красивыми картинками или станет руководством к действию, будет реализовываться в ближайшей перспективе? И это принципиальный вопрос, потому что если предполагается его реализация, то этот документ не может быть сам по себе, без привязки к другим градостроительным документам более высокого уровня. Его надо увязывать с градостроительными регламентами и проектами планировки территорий. А если это абстрактная концепция, то и нет смысла ее обсуждать.
– Судя по тому, какое внимание уделяется работе «Стрелки» в нашем регионе со стороны губернатора Станислава Воскресенского, скорее всего, второй вариант ближе к истине.
– Тогда к этому документу, даже исходя из предположения, что в него будут вноситься коррективы, нужно подходить очень серьезно. И мы к нему, честно говоря, так и относимся. Свои замечания и предложения мы уже направили в мэрию, и я считаю, что мы должны внести свою лепту в эту работу.
– А что это за замечания? Насколько они существенны?
– Если исходить из того, что эти проекты пойдут в работу, то, на мой взгляд, они очень сырые. Возможно, если бы это был проект благоустройства ничем не застроенной территории, какого-то нового квартала, то вопросов было бы меньше. А здесь центральные районы города рассматриваются в отрыве от сложившейся ситуации. Например, возьмем проект благоустройства набережной от Театрального моста до ул. Громобоя. Он совершенно не учитывает наличия здесь высоковольтных линий, силовой подстанции, газопроводов, других сетей, в том числе подземных коммуникаций, охранных и санитарно-защитных зон. Там, где они нарисовали дорогу по ул. Батурина, ведущую к реке, сейчас технический проезд между зданиями шириной в 5 метров. Наличие этих зданий, кстати, тоже не учитывается, как не учитывается тот факт, что они находятся в частной собственности. Каким образом будет реализовываться такой проект?
– Предполагается, что на реализацию будут выделяться средства из федерального бюджета.
– Но стоимость реализации проектов тоже не названа. Можно нарисовать очень красивый проект, но, если он будет стоить, скажем, 5 миллиардов рублей, очевидно, что он никогда не будет реализован даже на федеральные деньги.
Кстати, интересно, почему эти проекты делает именно «Стрелка» и сколько стоит эта работа. Эти данные тоже нигде не озвучивались. В Иванове есть проектные организации, есть квалифицированные специалисты, знающие специфику города. Почему они не задействованы?
– Вы упоминали, что часть территорий, подпадающих под благоустройство, принадлежит «Славянскому дому». С вами уже обговаривали какие-то моменты, связанные с возможной реализацией этого проекта?
– «Славянскому дому» принадлежат здания и сооружения бывшей ТЭЦ-1. Мы рассматривали разные варианты их использования: и жилищное строительство, и создание развлекательной зоны, например аквапарка. Но это ни в коем случае не значит, что на этой территории можно проектировать газоны, какие-то ландшафтные разработки и т. д.
Мы пока даже не приняли решение, будем ли сносить здание самой ТЭЦ-1 и трубу – их можно очень интересно обыграть, модернизировать, есть лофт-проект, куда они замечательно вписываются. А если мы посмотрим предложения «Стрелки», то они фактически проводят новую дорогу через наши объекты и выводят ее на мост, за которым, кстати, тоже находится территория, выкупленная «Славянским домом».
– А дальше?
– Проблема в том, что этого «дальше» у «Стрелки» нет. Обычно проектировщики отрисовывают, как пойдут транспортные потоки при выезде с определенной территории. В данном случае мы этого не видим: дорога проходит через мост, и все, обрывается на берегу. Как дальше будет идти транспорт, будет ли организован выезд на ул. Зверева и каким образом? Ответа мы не видим.
Похожая ситуация и с продолжением улицы Демидова, которая, по версии «Стрелки», пройдет прямо по существующим зданиям, расположенным и на территории бывшей фабрики «НИМ», и на территории бывшей ТЭЦ-1.
Можно сделать вывод, что проработка этого проекта сделана поверхностно, без учета существующей ситуации. А в результате либо проект будет невозможно реализовать, либо эта реализация будет настолько дорогой, что ее никто не потянет.
– Все-таки вернусь к вопросу о владельцах земельных участков, которые затрагивают проекты «Стрелки». Сообщали ли вам о том, что ваши участки и объекты могут потребоваться под благоустройство?
– Нет, этот вопрос не обсуждался и эти проекты с нами не согласовывались. Для меня такое отношение к собственности странно. Кроме того, наличие участков и объектов, находящихся в частной собственности, ставит под вопрос возможность использовать бюджетные средства для реализации проектов. Потому что для благоустройства чего-либо на участках, находящихся в частной собственности, нельзя использовать деньги бюджета – это будет нецелевое расходование средств.
– Возможно, предполагалось, что тот же «Славянский дом» потом будет благоустраивать и использовать свои участки в строгом соответствии с утвержденными проектами.
– Такое может быть, только если «Славянский дом» даст свое согласие и подпишет соответствующие документы. И не только «Славянский дом», но и другие собственники.
У меня сложилось впечатление, что проектировщики просто взяли карту, посмотрели: тут река, тут фабрики – и нарисовали так, как, по их мнению, будет красиво и удобно. И никакой исходной информации не собирали. Но в жизни так не бывает. Чтобы перенести силовую подстанцию и ЛЭП 110 кВ, нужно время и деньги. Будет ли собственник ее переносить? Включил ли он это в свои планы и инвестиционные программы? А если не включил, тогда какой смысл делать красивые проекты, если они не будут реализованы?
Конечно, такой сбор исходной информации требует длительной работы. Но ведь это не благотворительный проект, «Стрелка» получает за это деньги из бюджета (пусть и опосредованно, через госкорпорацию ДОМ.РФ), причем явно немалые. Почему бы не выполнить эту работу качественно?
– Похожие претензии есть и по поводу других территорий, проекты благоустройства которых представляла «Стрелка». В частности, недоумение вызывают у специалистов-транспортников их предложения по сужению проезжей части, скажем, на Шереметевском проспекте и ул. Почтовой, по установке пяти дополнительных светофорных объектов на проспекте Ленина.
– Это опять вопрос к исходной информации, которую нужно собрать, прежде чем приступать к проектированию. Если вы изменяете дорожную инфраструктуру, то на основании чего это делаете? На основании обследования? Приведите данные этого обследования во вводной части. Считаете, что проезжую часть надо сужать? Значит, докажите это: есть коэффициент загрузки, пропускная способность, другие параметры. Все изменения, которые могут отразиться на качестве и комфорте жизни в городе, должны быть основаны на объективных данных и на нормативах, а не чьих-то субъективных предпочтениях.
– А какие положительные стороны в этих проектах вы видите?
– Самый главный плюс – это комплексный подход. И тот факт, что они вообще появляются. Тут надо отметить большую роль губернатора Станислава Воскресенского, благодаря позиции которого эта работа вообще начинается. В этом я его искренне поддерживаю. Потому что глубоко убежден: пора заканчивать с точечной застройкой, городу необходимо комплексное развитие. Понимаю, что, когда такие слова говорит застройщик, которому выгодна именно точечная застройка, возникает подозрение: здесь что-то нечисто. Но, поверьте, это не только мое мнение. Его разделяет, например, Игорь Грингауз, который тоже сейчас ориентируется именно на комплексную застройку.
Я во многом разделяю мнение Станислава Воскресенского по поводу того, что Иваново с точки зрения градостроительства и архитектуры – один из самых убогих городов России. Город испорчен точечной застройкой, и это стало возможно из-за отсутствия комплексного подхода, отсутствия единых правил. И разделяю желание губернатора создать в конце концов единую систему, тем более что будут привлекаться серьезные федеральные средства. Нельзя чтобы они были потрачены впустую или чтобы потом пришел какой-нибудь частник и сказал: хочу тут построить очередной магазин, отдайте мне эту спортивную площадку или этот газон.
– Утверждение проектов «Стрелки» убережет город от таких застройщиков?
– К сожалению, нет. И здесь я снова хочу вернуться к вопросу о статусе этих проектов как документов. На сегодняшний день они не имеют никакой юридической силы – просто красивые картинки. Потому что если посмотреть действующее законодательство, то проект благоустройства – это финальный этап работы, вишенка на торте. Но сначала надо подготовить основополагающие градостроительные документы. Это генеральный план и схема функционального зонирования, правила землепользования и застройки, территориальное зонирование, градостроительные регламенты, затем проекты планировки территорий и проекты межевания. И только после этого – проекты благоустройства. Сегодня предложения «Стрелки» во многом противоречат всем вышеназванным документам.
Так что если подходить комплексно, то сначала надо разработать и внести предложения в эти документы. И уже исходя из этого готовить проекты благоустройства. Это и будут те самые установленные правила игры, о которых говорил губернатор.
Напечатано в газете «Рабочий край» №5 (26985) 08.02.2018 г.
Общество
Комплексный подход при сырых проектах
О чем пишет «РК»