На Петербургском экономическом форуме Медведев взял реванш за провальную пресс-конференцию в Сколково и перехватил стратегическую инициативу у Путина при помощи комплекса широко разрекламированных мер. Они заставили забыть и натужный Народный фронт, и Агентство стратегических инноваций (региональная сеть которого, кстати, вполне может стать параллельной структурой власти Путина).
Наиболее политически значимым из сказанного Медведевым является поручение Путину решительно расширить приватизацию и разработать соответствующий план к 1 августа. Оно подчеркивает доминирование Медведева над Путиным не только в силу жанра поручения, но и потому, что Путину предписываются действия, которые, по общему мнению, являются для него противоестественными. На самом деле госкомпании и госкорпорации нуждаются в легализации на Западе при помощи вхождения в их капитал крупных западных инвесторов, и это в равной степени касается как либералов, так и друзей Путина, но речь идет именно об общественном и экспертном мнении, а не о реальности.
Ключевые заявления Медведева направлены на наиболее значимые для сегодняшней России политические группы.
Расширение приватизации на крупные госкорпорации, общая либерализация и (устами Кудрина) перекладывание значительной части социальных расходов с государства на население делает глобальных инвесторов сторонниками Медведева. Перед ними распахиваются новые возможности, их манят вероятным снижением налогов (из-за сбрасывания с бюджета социальных расходов) – и четко фиксируют, что процесс должен быть начат до смены президента. Участники этого процесса, как бы ни баюкали их заверениями в неизменности курса, оказываются заложниками его автора – Медведева. По похожей схеме перед выборами 1996 года проводили залоговые аукционы, назначая олигархов-миллиардеров и четко показывая, что приход Зюганова лишит их только что полученных активов.
Вторая по влиятельности после глобальных монополий сила в современной России – чиновничество. Им обещан перенос центра государственного управления в специально построенный город-спутник Москвы. Для чиновников это – надежда на качественное улучшение условий жизни в результате переезда в этот город (в том числе благодаря лучшей экологии, особой, не подлежащей уничтожению в ходе реформ социальной сфере) и освобождение от соседства с управляемым «быдлом». Многие чиновники, возможно, вспомнят о начатом перед обострением кризиса проекте по строительству под Москвой «города миллионеров» – с учетом их даже официальных состояний они вполне могут стать его первыми обитателями…
Но не в накладе останутся и москвичи: они могут начать мечтать о снижении интенсивности дорожного терроризма – как со стороны «мигалковых» всех мастей, так и обычных подражающих им чиновных хамов.
Поддержав Грефа с его идеей «строительства международного финансового центра за пределами МКАД», Медведев совершил великолепную подмену понятий, заменив невыполнимый и потому позорящий его лозунг превращения Москвы в мировой финансовый центр лозунгом о построении еще одного крупного бизнес-центра (вроде Москва-сити).
При этом Медведев однозначно дал понять, что пойдет на президентские выборы при любом развитии событий. (Представители Администрации президента еще в начале июня говорили в частных неполитических контактах о том, что окончательное решение Путин и Медведев будут принимать после парламентских выборов и, скорее всего, пойдут на выборы оба – причем, вероятно, Путин от «Единой России», а Медведев от «Правого дела».)
Встречный удар Путина, который, назначив съезд «Единой России» на начало сентября, тем самым вынудил Медведева подписывать указ о проведении парламентских выборов в первую треть отведенного на это законом срока, остался почти незамеченным. Впрочем, если Медведев пойдет на скандал, вынуждая переносить съезд более поздним подписанием указа, этот удар обернется против самого Путина.
Высокая эффективность, продемонстрированная Медведевым на форуме, заставляет предположить, что он сумел опереться на какие-то новые интеллектуальные силы, существенно увеличившие его ресурс. И поскольку это явно не отечественные либералы (чего стоят рассуждения ректора объединенных РАГС и АНХ д.э.н. Мау о дефицитном федеральном бюджете и отсутствии резервов!), возможно, президент России сумел нащупать значимую внешнюю поддержку.