Год назад была реформирована городская газета «Рабочий край». Издание перешло на новый формат, стало бесплатным и еженедельным. В новогодние праздники мы публикуем самые запоминающиеся тексты, выходившие на страницах «Рабочего края» в 2018-м году.
Константин Соцков
В конце сентября отмечается Всемирный день туризма. О том, как обстоят дела в туристической отрасли, тенденциях, происходящих в этой сфере, мы побеседовали с директором агентства «Полосатый рейс» Романом Бондаревым.
– Роман, на днях по радио один из крупных федеральных туроператоров рассказывал о том, что в начале 2000-х в характере многих зажиточных людей произошел слом. Люди поняли, что впечатления гораздо круче вещей. И «меряться» эмоциями куда интереснее, чем тачками. До Иванова подобная тенденция добралась?
– Безусловно, добралась. Есть люди, которые путешествуют 3-4 раза в год. Если до кризиса 2014 года клиенты старались путешествовать в навороченные отели, то после кризиса они даже увеличили частоту поездок, но стали ездить в отели попроще.
Люди стараются напитаться культурой, вернуться изменившимися. Если говорить о бизнесменах, то любая поездка – это определенного рода образование. Ты едешь отдыхать и смотришь, как устроены бизнес-процессы в другой стране. Здесь я и по себе в том числе сужу.
– О культуре путешествий, культуре отдыха… Из телевизора и Интернета частенько твердят о культуре питания, культуре пития. А культура отдыха вообще существует?
– Всё очень индивидуально. Есть массовые направления, которые характерны для страны: Турция, Египет, который закрыт. И это наболевший вопрос. Есть определенная прослойка граждан, которая ездила целенаправленно в Египет. Потому что там очень красивое море и отличное сочетание рекреационной и ценовой составляющих. Сейчас появилась альтернатива в виде Иордании, но по инфраструктуре и количеству отелей она несравнима.
Это стереотипные направления. С другой – закрытие Турции в связи со сбитым самолетом, а затем возобновление поездок туда говорят о потребности людей в такого рода отдыхе и определенном наборе услуг: теплое море, всё включено. Несмотря на то что есть много индивидуальных туров: Европа, Юго-Восточная Азия, которые редко работают по «всё включено», запрос на аll inclusive превалирует. Человек хочет приехать, лечь и ни о чем больше не задумываться. Таких большинство.
Особенно это касается тех, кто едет за границу впервые. Люди не знают, какая там обстановка, опасаются сложностей с коммуникацией, поэтому выбирают проверенные направления. Но если говорить про тех, кто часто бывал в Турции или Египте, то они выбирают новые направления. И ту же Юго-Восточную Азию, причем не только Таиланд, но и Вьетнам, Китай, Камбоджу. Индию хотят посмотреть. Не только Гоа, но и закоулки страны. Сейчас те варианты отдыха, которые раньше казались очень дорогими или дальними, становятся доступнее.
Чаще стали летать с очень маленькими детьми, в том числе с грудными на дальние расстояния. Даже в такие экзотические и, казалось, не приспособленные для детского отдыха страны, как Танзания, Вьетнам и Китай.
– Какие самые экзотические запросы были у туристов?
– Наверное, Австралия, Новая Зеландия – те дальние уголки, до которых нет прямых перелетов или перелет очень долгий. Ну и острова Бора-Бора.
У людей разные потребности. Кому-то не нужны эмоции. Человек хочет уединиться и ничего не делать. И наоборот: есть тип туриста, которому нужно много впечатлений, который готов много передвигаться. Сейчас есть механизмы, которые позволяют насытить требовательного к впечатлениям клиента. Например, круизы. Отель, по сути, плывет за тобой. Каждый день ты проводишь в новом городе, но тебе не нужно распаковывать чемоданы, не нужно задумываться о билетах. При этом круизы стали доступны. Есть стереотип, что круиз – это нечто дорогое, недоступное. Нет.
Пятидневный круиз, например, из Лиссабона в Геную стоит около 20 тысяч рублей на человека. С полным питанием. Таких предложений много, рынок отвечает на новые вызовы, новый спрос людей, пресытившихся «тюленьим» отдыхом. Это направление показывает очень динамичный рост.
– К той ситуации, когда были закрыты Турция и Египет: повлияло ли это положительно на наш юг?
– Конечно, это дало существенный рост. Но дело не только в закрытии Турции и Египта. Здесь важна совокупность факторов. Курс валют сильно вырос плюс подъем патриотических настроений в обществе, связанный с Олимпиадой, ситуацией в Крыму. Народ поехал в Крым и Сочи. Был колоссальный спрос, но затем по Крыму пошел спад, связанный с инфраструктурными моментами.
– Съездили, посмотрели и разочаровались?
– Там пока идет переходный период. Инфраструктура не слишком развита, доставка продуктов питания сказалась на ценах – это главное нарекание.
Но надо отдать должное Сочи. Курорт удалось сделать по-настоящему круглогодичным. Даже сейчас, когда летний сезон закончен, а зимний, горнолыжный еще не начался, народ продолжает ехать в Сочи и на Красную Поляну. Сочи однозначно стал реальным конкурентом зарубежью. Это положительный пример.
Еще в этом году «Росавиация» очень плотно взялась за регулирование авиаперевозок. Это палка о двух концах. Регуляция подразумевает наличие резервного борта у авиакомпании, более широкую сетку полетов, что, конечно, сказалось на ценах – они выросли, но число задержек рейсов сократилось.
– Сейчас в Интернете есть масса лайфхаков, как самому недорого съездить на отдых. Туристический бизнес на себе это ощутил?
– За этими предложениями часто стоят классические турагентства, которые провели ребрендинг или рестайлинг. Но часть клиентов ушла на онлайн-сервисы. И не только по причинам экономии. По цене агентства при грамотной работе могут без проблем конкурировать и с Booking.com и с другими крупными сайтами. Есть категория тех людей, которые хотят сделать всё самостоятельно: вечером, за кружкой чая, изучить маршрут, забронировать билет… Это интересно, и это нормальный процесс.
Параллельно с этим часть клиентов, ушедшая в самостоятельное бронирование, по разным причинам возвращаются. Вернулись получившие негативный опыт. Чаще всего это касается жилья. Онлайн-сервисы не могут защитить туриста. На днях разговаривал с человеком, он в июле, в высокий сезон забронировал апартаменты в Испании, приехал с двумя детьми, а квартира не соответствует заявленному уровню на сайте. Ему пришлось ехать в другой город. В случае брони через компанию ответственность несет она или туроператор. Похожий случай по Booking.com. Одна клиентка поехала по работе в Милан и в один из дней решила посетить Венецию. Забронировала самостоятельно отель, приехала, а в момент заселения хозяйка сказала, что мест нет. Альтернативы здесь никто не предоставит. В итоге ей пришлось почти в два раза переплатить за номер.
– В последнее время власти Иванова стараются позиционировать город как туристический. Действительно наш город популярен?
– Мы не специализируемся на въездном туризме, но запросы к нам поступают. Интерес есть прежде всего у столичной аудитории, но самый частый запрос – это Плёс. Могу сказать, что пользуются большим спросом наши санатории, сюда приезжают со всей страны. Путевки стараются приобретать за несколько месяцев.
Напечатано в газете «Рабочий край» №39 (26968) 03.10.2018 г.
Общество
Роман Бондарев о культуре отдыха
О чем писал «РК»