Комитет Госдумы по охране здоровья вместе с Минрегионом и Минэкономразвития разрабатывает реформу оптового звена фармрынка. Об этом во вторник в Госдуме на координационном совете по фармацевтике заявила депутат Татьяна Яковлева. По ее словам, количество дистрибьюторов на рынке превышает все мыслимые пределы: в России их насчитывается 2,5 тыс., в то время как в Великобритании действует всего три национальных поставщика, а во Франции — четыре. Такое изобилие поставщиков приводит к накруткам на цены, утверждает депутат.
В распоряжении РБК daily имеется документ, в котором собраны эти предложения депутатов. Авторы хотят ограничить деятельность небольших оптовых компаний, установив официальные квоты в уставном капитале компаний. Мелкие игроки также начнут уходить с рынка, после того как государство обяжет дистрибьюторов заключать прямые договоры с производителями. Улучшить качество лекарств и опять же уменьшить число мелких оптовиков поможет внедрение обязательных международных стандартов GDP (Надлежащая дистрибьюторская практика, Good Distribution Practice), полагают разработчики реформы. Сократить число мелких дистрибьюторов, обслуживающих государственные закупки в регионах, по мнению авторов документа, поможет также и создание единого логистического оператора для государственного сегмента.
Кроме того, депутаты хотят утвердить обязательный ассортимент дистрибьюторов, аналогичный аптечному (в нем сейчас список из 60 препаратов), а также заключать трехлетние контракты с производителями лекарственных средств в государственном сегменте рынка. «Производители лекарств станут более заинтересованы в участии в аукционах, а дистрибьюторы будут участвовать в качестве логистических операторов», — говорится в документе. Сокращение некоторых функций у дистрибьюторов сократит наценки и снизит маржу оптового сегмента.
Идея избавиться от оптовиков-посредников совершенно утопична, считают эксперты. «Без вторичной дистрибьюции российские регионы останутся без лекарств, — убежден гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. — Доставить препараты в каждую аптеку глобальные дистрибьюторы не в состоянии. Даже самый крупный дистрибьютор может охватить 45 из 80 субъектов Федерации». К тому же заключение прямых договоров, призванное убрать с рынка мелкие компании и снизить вторичную дистрибьюцию, не всегда возможно, считает руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга «Фармэксперт» Николай Беспалов. «Только крупные компании имеют возможность напрямую работать с производителями, поскольку производители не заинтересованы работать с мелкими игроками», — объясняет он.