Анна Семенова
Фото: Варвара Гертье
Год назад у всех жителей Ивановской области появился не то чтобы главный враг, но, как минимум, объект всеобщего возмущения – региональный оператор по обращению с ТКО. С 1 июля 2017 года на территории нашего региона началась реализация реформы сферы обращения с отходами. Ивановская область стала одним из самых первых субъектов РФ, где стала осуществляться эта реформа, так что мы собрали, пожалуй, все грабли, на которые можно было наступить.
Не будем вдаваться в многочисленные нюансы этой реформы: спорных или неурегулированных моментов остается немало до сих пор, несмотря на то, что в ближайшие месяцы региональные операторы начнут работать в десятках других регионов. Гораздо интереснее, что думает по поводу хода реформы руководство регоператора по ТКО. А заодно мы поинтересовались мнением гендиректора ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» Надежды Гришиной относительно многочисленных слухов, которые витают в Иванове по поводу «мусорной» сферы.
- Один из самых увесистых камней в огород предыдущего правительства Ивановской области и экс-губернатора Павла Конькова был, скажем так, ранний старт «мусорной реформы». Даже нынешний глава региона Станислав Воскресенский позволил себе реплику о том, что, мол, поторопились мы с этим делом, надо было подождать, посмотреть на опыт других регионов. Сейчас, через год после начала работы регоператора, вы можете пояснить, была ли у вашей организации заинтересованность в таком раннем старте? Зачем надо было идти впереди планеты всей?
- Я бы не стала говорить о какой-то заинтересованности – личной у кого-либо из чиновников или коммерческой у регионального оператора. В 2016 году было принято федеральное законодательство, которое Ивановская область стала выполнять. В соответствии с законодательством, которое действовало на тот момент, необходимо было до 1 января 2017 года провести конкурс. Кроме того, прокуратура Ивановской области выписала представление о соблюдении законодательства в сфере обращения с отходами. Так что региональные власти вовремя разработали территориальную схему обращения с отходами, разработали конкурсную документацию и объявили конкурс. Да, уже в ноябре появилась информация о том, что сроки реформы будут перенесены, поскольку многие регионы не успевали выполнить все процедуры. Изменения в законодательство были внесены 28 декабря, когда у нас уже прошел конкурсный отбор.
После подведения итогов начались жестко регламентированные по срокам процедуры: отбор компаний, транспортирующих отходы, подача заявки на утверждение тарифа и т.д. Они занимают полгода, поэтому с 1 июля 2017 года региональный оператор начал работу.
- То есть это не мы поторопились, а другие регионы отстали?
- Можно и так сказать.
- Есть версия, что одним из факторов, из-за которых «мусорная» реформа началась именно с 1 июля 2017 года, было обилие выборов. Если запустить реформу с 1 января 2018-го – то возможны проблемы с президентскими выборами, если с 1 июля 2018-го – возможны проблемы с выборами в Ивановскую областную думу. Вот и остановились на сроке 1 июля 2017-го: времени пройдет немало, народ привыкнет и успокоится…
- Этот вопрос вы задаете не по адресу. Конечно, мы были заинтересованы начать работать в тот срок, который был обозначен в конкурсной документации, то есть с 1 июля 2017 года. После подписания соглашения с областным правительством мы начали вкладывать деньги, набирать штат и т.д. И если срок был бы отложен, мы бы понесли серьезные расходы.
- Сейчас уже понятно, что на момент запуска была куча пробелов в нормативной базе. Оказалось, что масса моментов в России не отрегулирована в принципе, например, с той же базой по потребителям или по контейнерным площадкам. Вы просчитывали эти риски или вы сами не ожидали, что будет столько дыр?
- Эти риски мы просчитывали, по всем им был разработан план по их минимизации. Мы не учли только два момента.
Первый связан с работой «горячей линии»: мы ее запустили, но не ожидали такого шквала звонков. Это наш минус. Думаю, что такое количество обращений жителей было связано, в том числе, с тем, что областные органы власти и муниципалитеты не донесли до населения информацию о начале реформы, потому что в первые месяцы работы значительная часть обращений была за консультацией.
Второй момент - это существенное снижение платы для жителей, которое произошло и за счет выставления счетов не более чем на трех человек на одно домовладение или квартиру, и за счет снижения самого тарифа с 96 до 88 рублей. Изначально мы понимали, что должен быть переходный период, и были готовы к ограничению платежей не более чем на трех человек. Но на одновременное применение сразу двух льготных режимов мы не рассчитывали. Особенно если учесть, что в единый тариф регоператора не были включены затраты на обработку (сортировку) отходов.
- Тем не менее, регоператор вполне успешно отработал первый год, даже с учетом снижения платежей.
- Я бы не сказала, что успешно: предприятие стало убыточным. В прошлом году убыток составил 26 миллионов, в этом году - 60 миллионов.
- То есть этот бизнес оказался не таким прибыльным, как предполагалось на старте?
- А никто и не рассчитывал на прибыль сразу. Фактически это стартап, новый бизнес. Все понимали, что при запуске нового бизнеса рентабельным он сразу не будет. Мы предполагали, что на безубыточность мы выйдем через три года работы.
Мы, например, знали, что нам не включат тариф на сортировку, потому что пока нет законодательства по этом вопросу. Мы знали, что будет низкая собираемость, потому что был опыт фонда капремонта.
Если взять пример других ресурсников, у них была такая же ситуация на первом этапе – в том числе, у гарантирующих поставщиков электроэнергии. Но затем ситуация стабилизировалась.
У нас не стояла задача получить прибыль в первый же год деятельности – нам надо было продержаться, чтобы хватило оборотных средств. Но, к сожалению, нам их не хватило.
- Насколько удается выстраивать нормальные отношения с региональным правительством?
- В целом удается. В декабре прошлого года была принята «дорожная карта», в которой было обозначено, какие именно задачи должны решить все участники процесса. Все, что должны были выполнить мы, уже сделано. С опозданием на месяц мы выполнили лишь один пункт – по внедрению раздельного сбора отходов. Это было связано с определенными организационными вопросами. Все остальное – льготы для многодетных семей, открытие дополнительных офисов и дополнительных пунктов по выдаче пакетов, а также ряд других шагов – мы сделали в рамках утвержденной «дорожной карты».
- А остальные участники соглашения?
- Думаю, что надо об этом спросить у них.
- Зато очевидно даже со стороны, что с властями областного центра отношения у регоператора не складываются.
- Я бы так не сказала. У нас вполне конструктивные отношения, ровные, деловые. Мы постоянно встречаемся, есть контакт и с мэром, и с замглавы администрации. Но у нас просто не совпадают точки зрения на ряд моментов. По каким причинам – это другой вопрос. Возможно, это связано с разным пониманием законодательства и разным видением решения проблем.
С другими муниципалитетами мы вполне находим общий язык, все текущие вопросы рассматриваются в рабочем режиме а те проблемы, которые в Иванове, к сожалению, пока не сдвигаются с мертвой точки, решаются.
- Как вы относитесь к идее, которая приписывается врио губернатора Станиславу Воскресенскому: создать на территории области некий мусорный хаб, организовать переработку отходов из других регионов на территории Вичугского района и построить новые полигоны в других районах?
- Я думаю, что это, скорее всего, просто слухи. Сейчас пока сказать ничего нельзя, по этому вопросу решения не было.
- А если все-таки такое решение будет принято, какие могут быть последствия для региона?
- По действующей территориальной схеме без создания новых полигонов нет возможности принимать отходы из других регионов. А на создание нового полигона требуется, как минимум, два года с учетом всех процедур: перевод земель в нужную категорию, ПСД, экспертизы. То есть реально привезти сюда «чужой» мусор не так-то просто.
Кроме того, того чтобы везти сюда мусор из других регионов, нужно изменять территориальную схему. В терсхеме есть как внутренние потоки, так и потоки внешние, которые приходят в область, и потоки, которые уходят за пределы области – там прописывается всё.
- А не поступало предложений московские отходы сюда возить?
- Пока нет. Но здесь то же самое, о чем мы говорили выше. На существующие полигоны невозможно принять объемы из-за пределов области из-за нехватки мощностей. Региональный оператор работает только с теми источниками отходов, которые прописаны в территориальной схеме, которую принимает правительство Ивановской области.
То есть принять решение о поступлении отходов извне может только правительство Ивановской области.
- И если вдруг пойдут составы с «чужим» мусором, то это значит, что решение было принято на уровне правительства Ивановской области и изменения были внесены в территориальную схему?
- Да. Только так.
- Есть еще слухи, что якобы какие-то крупные переработчики готовы наш мусор покупать.
- Если оплачивать транспортные расходы на доставку ТКО до переработчика будем мы, то это вряд ли приемлемо, поскольку существенно увеличит тариф. Уже сейчас транспортная составляющая в тарифе составляет около 60%. А если к этому добавить стоимость транспортировки в другой регион, это может очень резко увеличить плату для населения. Если это возьмет на себя покупатель, тогда в регионе не будет экологического ущерба, не надо будет тратить деньги на строительство новых полигонов. Думаю, что жители Ивановской области поддержат такой вариант, который избавит всех от необходимости создавать новые полигоны.
- Этот договор будет заключать региональный оператор?
- Да. Но решение о его заключении может быть принято только после того как «экспорт» отходов в другой регион будет прописан в территориальной схеме. Регоператор заключает только те договоры, которые предусмотрены в терсхеме.
- Вы и ваши собственники не жалеете, что ввязались в эту эпопею с регоператором?
- Нет. Все стабилизировалось. На сегодняшний день мы уже начинаем переходить к решению локальных проблем, поскольку глобальные практически все решены. Если раньше были вопросы на уровне всего региона, то сейчас мы переходим на уровень района или даже поселений.
Интервью
Надежда Гришина: «Отходы из Москвы поступят к нам лишь по решению властей»
Про первый год работы регоператора ТКО