Ответ епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа на письмо жителей города Кинешма - Беляева Михаила Сергеевича и членов инициативной группы
Уважаемые Михаил Сергеевич и члены инициативной группы!
Мной получено письмо инициативной группы кинешемцев. В нём выдвигается требование способствовать приданию Кинешме статуса центра предстоящих общеобластных торжеств, посвященных 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности.
К данному документу прилагалось письмо на имя Губернатора Ивановской области М.А.Меня и Председателя Ивановской областной Думы С.А.Пахомова.
В связи с этим считаю необходимым отметить следующее.
Подвиг кинешемцев, павших смертью храбрых в 1609 году в неравном бою с польско-литовскими захватчиками, безусловно, достоин всякого уважения. Точно так же достойно понимания и уважения желание жителей Кинешмы выразить ему своё почтение.
Однако практически нигде в мире в центр общенациональных торжеств не ставятся военные поражения. И, наоборот, в обычае всех стран и народов праздновать свои победы.
Между тем, 26 - 27 мая 1609 года городское ополчение кинешмцев не смогло удержать натиска неприятеля. Как вы справедливо отмечаете в своих письмах, ополченцы погибли, а город был разорен. Конечно, подвиг воеводы Федора Боборыкина и его воинов не был напрасным. Героическая борьба жителей города серьезно истощила врага, но, к сожалению, не подорвала окончательно его силы.
Взяв Кинешму, польский отряд под предводительством Александра Лисовского разорил также Солдогу и Решму.
В июне 1609 года под Юрьевецем, на острове Мамшин этот отряд потерпел серьезное поражение от сил патриотов. Враги понесли здесь тяжелейшие потери. В результате победы на острове Мамшин была не только устранена угроза Нижнему Новгороду, но и произошел определенный перелом во всей компании поляков и союзных им сил на территории нашего региона.
Стоит напомнить и о том, что годом раньше, 11 февраля 1608 года объединенными силами патриотов была одержана решительная победа над пропольскими силами в селе Дунилово (современный Шуйский район Ивановской области). Тогда против изменников и интервентов поднялись не только Кинешма, но и Шуя, другие населенные пункты Ивановской области.
Поэтому, утверждение авторов письма о том, что, якобы, «ни один населенный пункт нашего края не имеет такой близкой связи с событиями Смутного времени, как Кинешма» трудно не считать поверхностным и обидным для других городов и населенных пунктов нашего края.
Празднование побед под Дунилово и Юрьевцем могло бы стать в 2012 году центром общерегиональных торжеств, посвященных преодолению Смуты.
Важно отметить так же и следующее. В 1612 году ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Косьмы Минина не случайно двинулось в свой поход не на Суздаль, а вдоль Волги.
Именно наши города и села дали ополчению те силы и средства, которые в немалой степени помогли ему освободить Москву и восстановить российскую государственность. В этом патриотическом деле большое значение имела не только Кинешма, но и Юрьевец, и другие населенные пункты. Во всяком случае, Кинешма не оказывается здесь чем-то исключительным.
Плёс стал последней точкой на пути ополчения по современной территории Ивановской области, как бы итогом объединения сил нашего региона в борьбе с врагом. В Плёсе вождями ополчения было принято судьбоносное решение выступить на Кострому, руководство которой находилось на стороне самозванца. Между тем, еще несколькими месяцами раньше, до похода вдоль Волги, сил Дмитрия Пожарского и Косьмы Минина было недостаточно даже для штурма занятого неприятелем Суздаля, лежавшего на прямом пути из Нижнего Новогорода в Москву. Теперь же, благодаря помощи наших городов, ситуация коренным образом изменилась.
Поэтому свести все события, связанные с преодолением Смуты на территории нашего края к одной только Кинешме представляется исторически несправедливым. И уж, тем более, на мой взгляд, несправедливы хлесткие фразы и поверхностные оценки, которые даются в письмах, полученных мной.
И, тем не менее, отрадно, что жители города Кинешмы, пожелали привлечь всеобщее внимание к подвигу своих предков. Между тем, здесь имеется один очень важный вопрос, мимо которого невозможно пройти, говоря об этих исторических событиях и посвященных им торжествах.
Речь идет о судьбе главного духовного памятника событиям тех лет – территории бывшего Вознесенского женского монастыря.
Дореволюционные историки, например, такие как И.Миловидов, А.Титов, И.Херсонский свидетельствуют, что он был возведен не только в память о жителях города, убитых в праздник Вознесения Господня в 1609 году, но и непосредственно на одной из братских могил защитников города.
Такой видный исследователь событий тех лет, как священник Иоанн Альтовский писал: «В этом женском монастыре и нашли себе приют и церковное утешение многие вдовы и сироты после убиенных защитников граждан и поселян. Вознесенский женский монастырь всегда пользовался особенно трогательною народною любовью, которая перешла впоследствии и к Вознесенскому храму».
Отец Иоанн Альтовский отмечает и важную особенность кинешемского празднования Вознесения, связанную с тем, что произошло в 1609 году. Он, в частности, пишет: «В этот монастырь, а потом и в приходскую церковь Вознесенскую, на праздник Вознесения Господня во многолюдстве собирались на всенощное бдение и литургию поселяне и поселянки в особенном траурном уборе – в серых кафтанах и темных платках, а по окончании обедни они переодевались в цветные платья. Это был местный вековой обычай».
Во второй половине XVIII столетия вместо монастыря был организован приход и построены два каменных храма – в честь Вознесения Господня и святителя Иоанна Златоуста. Здесь же размещалось одной из самых главных кладбищ Кинешмы, на котором были погребены многие жители города.
В годы гонений на Православную Церковь в Вознесенском храме был расположен краеведческий музей, а храм святителя Иоанна Златоуста стал использоваться под производственные мастерские Кинешемского химико-технологического техникума. Надгробия и могильные насыпи городского кладбища были безжалостно уничтожены безбожниками.
13 августа 2010 года Русской Православной Церкви возвращен Вознесенский храм. Сейчас в нем совершаются богослужения, создана приходская община, ведется работа с молодежью. Однако в расположенном рядом с ним храме в честь святителя Иоанна Златоуста по прежнему работаю станки и механизмы, активно разрушающие этот памятник истории и культуры.
На могилах героев 1609 года и погребенных здесь впоследствии кинешмцев расположена спортивная площадка, которая используется учащейся молодежью не столько для занятий спортом, сколько в качестве места для курения. Плевки и окурки стали тем приношением, которое наши юноши и девушки приносят своим предкам, павшим смертью храбрых при защите Кинешмы.
Нами поднят вопрос о возвращении храма в честь святителя Иоанна Златоуста Православной Церкви, возобновлении в нем богослужений, очистке и обустройстве Вознесенского кладбища и могил павших воинов. Администрацией городского округа Кинешма химико-технологическому техникуму было предложено на выбор несколько зданий для размещения производственных мастерских. Однако руководители техникума заняли в данном вопросе крайне неконструктивную позицию и выдвигают несовместимые с реальностью требования.
Если жители Кинешмы действительно желают прославить подвиг своих предков, организовать достойные их памяти торжества, то они должны приложить усилия для изменения ситуации, сложившейся вокруг территории Вознесенского кладбища и храма святителя Иоанна Златоуста.
Нельзя оплевывать могилы героев и, одновременно, произносить пафосные речи в их честь. Это было бы не только лицемерием, но и кощунством.
Со всей определенностью хочу сказать, что Иваново-Вознесенская епархия примет участие в торжествах в Кинешме в 2012 году, посвященных преодолению Смуты и восстановлению российской государственности только в том случае, если такое кощунство будет прекращено.
Хочется верить, что пробуждающееся чувство исторической памяти жителей Кинешмы подскажет им правильное разрешение данного вопроса.
С молитвой о кинешемцах и благопожеланиями им,
+ Иосиф, епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский