Последние
новости

Что будет со страной, если большинство в парламенте займут «яблочники»

10 мин
03 мая, 2011
Театр начинается с вешалки, а страна – с парламента. Ну, цивилизованная страна. Какие партии возьмут в нем большинство, те и будут устанавливать правила игры для сограждан. Примут одни законы – страна деградирует до нефтяной качалки. Примут другие – расцветут наука и промышленность. По крайней мере, так выглядит в теории.
Жаль, мы в России все никак не проверим, как теория работает на практике. Наш сплошь «единороссовый», монолитный, как Верховный Совет СССР, парламент, обращается с оппозицией по образцу медведя из сказки про теремок. То есть, неуклюже садится на нее задом, а потом, не обращая внимания на протестующие крики, невозмутимо извлекает занозы из седалища.
Мы решили исправить, насколько возможно, такое положение дел. «Свободная пресса» открыла собственную площадку для широкой межпартийной дискуссии (см. материал «5 законов от «Правого дела» , которые изменят Россию). Мы будем по очереди приглашаем лидера от какой-то одной партии (партий, напомним, у нас семь единиц), или крупного общественно-политического движения (то есть партии, которую отказался регистрировать Минюст). Вопрос задаваем только один: «Если бы ваша партия получила большинство в Госдуме (мы не обсуждаем, насколько это реально), какие пять законов вы приняли бы в первую очередь, и почему?» После этого ответ лидера партии комментируют четверо наших экспертов.
В итоге мы убиваем двух зайцев. Во-первых, абсолютно все политические силы России получают равную возможность ясно сформулировать свои позиции. Во-вторых, ясность наступает и в наших с вами головах, уважаемые читатели. Что еще никому не мешало – особенно перед выборами в парламент.

Итак, наш гость – лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин.
1. Ратификация статьи 20 Европейской Конвенции о борьбе с коррупцией. Она обязывает государство наказывать чиновников, не сумевших объяснить происхождение своих доходов и имущества. Без этого реальная борьба с коррупцией невозможна.
2. Закон о целевом и бесплатном выделении земельных участков под задачи массового жилищного строительства, и направление на эти цели части средств резервных фондов РФ. Это необходимо для решения в нашей стране жилищной проблемы. Эта программа даст мощный импульс экономическому развитию, не связанный с ростом цен на сырьевые ресурсы.
3. Закон о скорейшем переходе к профессиональной армии и прекращению призыва в ВС. В условиях резкого роста цен на нефть у государства появляются дополнительные ресурсы, за счет которых можно резко повысить зарплату контрактников, и обеспечить их жильем. А значит – полностью отказаться от уродующей молодое поколение призывной армии.
4. Закон об обеспечении полной прозрачности тарифов всех без исключения естественных монополий, а также проведение их ежегодного независимого аудита. Этот закон необходим для сдерживания роста тарифов, который является сегодня не только источником социального напряжения, но и тормозом экономического развития.
5. Пакет законов о бюджетных гарантиях соблюдения социальных и образовательных стандартов, декларированных Конституцией РФ. Сюда надо включить расширение позиций минимальной потребительской корзины, повышение минимального размера оплаты труда. Наконец, отмену всех законодательных актов последнего времени, приводящих к снижению социальных стандартов, в том числе отмена недавно принятого федерального закона №83, который, по сути, вводит в России платное образование.
Эта мера повысит стоимость труда, а также приведет к снижению притока иностранной рабочей силы из-за рубежа, росту дохода граждан, повышению их социального благополучия. Ну и, конечно, это позволит получать образование на том уровне, при котором российское общество сможет конкурировать с другими странами в создании современной экономики, пресечет политику превращения России в страну Третьего мира, с необразованным и полунищим населением.

Мнения экспертов

Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации:
1. Митрохин опоздал с ратификацией 20-й статьи, потому что это уже предложил сделать Владимир Путин. Судя по всему, данным предложением всерьез озаботились в президентском Совете по борьбе с коррупцией, который возглавляет верный соратник премьера Сергей Нарышкин. Для него эта тема очень важна, он, как видно, собирается сделать ее ключевой для своей политической карьеры. Поэтому, думаю, удастся преодолеть традиционно сильное сопротивление номенклатурного лобби, и этот законопроект будет внесен от лица премьера.
2. Данный проект является частью великой американской мечты – иметь собственный дом, и жить в нем отдельной ячейкой общества. Это весьма полезная идея, но масштабы данного мероприятия весьма затруднят его исполнение. Мне кажется, таким образом осчастливить население России будет крайне дорого. Деньги на это вряд ли найдутся, с учетом грядущего нарастающего дефицита бюджета.
3. Я, как человек отслуживший, считаю, что данная мера оторвет армию от народа. Она актуальна только в государстве, которое имеет современное высокотехнологичное вооружение. В этом случае переход к чисто профессиональной армии – залог ее развития. В случае российской армии, тотальная профессионализация невозможна ни технически, ни психологически – это показала попытка перехода на контрактную систему. Наша армия остается советской по сути, и ее профессионализация приведет к непредсказуемым последствиям – помимо того, что это очень дорогое удовольствие.
4. Двумя руками голосую, чтоб сделать тарифную политику монополий полностью прозрачной и понятной населению. Вообще, крайне поддерживаю любые меры, повышающие транспарентность финансовых потоков. Это необходимое условие для нормального функционирования государства.
5. Я согласен навалить побольше «социалки» на государство. Но государство всегда – и с большим удовольствием – перекладывает социальные расходы на налогоплательщиков. И страдают при этом самые инициативные – представители среднего класса. Если механически требовать от государства увеличения социальных расходов, через год можно столкнуться с ситуацией, при которой классы производителей в России (средний класс, рабочие, сельхозпроизводители) просто вымрут.

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:
– Я считаю, идея ратификации статьи 20 – абсолютно правильная, на счет прозрачности тарифов монополий тоже спорить сложно. А вот в переходе к профессиональной армии, думаю, есть определенные риски. Нельзя забывать, что у нас армия для значительной части населения играет роль социализирующей инстанции. Например, для тех же самых кавказцев. Много говорится о межнациональных конфликтах в армии, но, тем не менее, в армии их хотя бы учат русскому языку и дисциплине – вопрос только в том, как правильно к этому подходить.
С другой стороны, если у нас будет профессиональная армия, в ней национальная планка может сдвинуться в сторону Кавказа. И я не уверен, что это не создаст нам дополнительные трудности.
Предложение господина Митрохина о бесплатном выделении земли под строительство – история, на самом деле, сложная. Я опасаюсь, как бы это не стало еще одной коррупционной кормушкой. Забота же о соблюдении социальных и образовательных стандартов еще раз показывает, что «Яблоко» правой партией не является. Это левая популистская партия для разочаровавшейся в реформах интеллигенции.
Я готов согласиться, что ФЗ №83 не очень удачен – тем более, денег в бюджете, мягко говоря, много. Думаю, стране, действительно, имеет смысл задуматься о расходовании средств на такие проекты, как Олимпиада в Сочи, или крайне недешевого Южного потока. Если уж увеличивать социальные гарантии населению, надо говорить, откуда эти деньги взять, как их перераспределить. Если бы Митрохин об этом сказал, его позиция была бы более понятной и аргументированной.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:
– В принципе, все верно – за исключением деталей. Я целиком поддерживаю прозрачность тарифов естественных монополий, но этого недостаточно. Кроме естественных есть другие монополии, что показывает нынешний бензиновый кризис. Нужно говорить не о естественных монополиях, а обо всех монополиях вообще. Иначе те вериги, которыми опутывают нас сегодня одни, завтра будут опутывать другие.
Гарантирование государством социальных образовательных стандартов – тоже правильная вещь. Хотелось бы знать, какие конкретно стандарты имеются в виду – но, в целом, правильно.
Отказ от призыва – вещь спорная. Сейчас много разговоров о профессиональной армии. Но если армию нормализировать, сделать человеческой, призыв не будет восприниматься, как помещение в концлагерь. Можно посмотреть на призывную армию Швейцарии, чтобы в этом убедиться. Профессиональная армия – стандартная тема «Яблока», она очень востребована в обществе. Но говорить все же надо о нормализации армии, а не об отказе от призыва – иначе армия станет карательным механизмом.
Думаю, если вместо нынешней армии будет Дикая дивизия, нынешним призывникам легче не станет. У них будут проблемы не в армии, а по месту жительства, где Дикая дивизия будет квартировать.
Земля под застройку – хорошая идея, но слишком мелкая для одной из пяти. Городской житель не будет своими руками возводить дом и заниматься сельским хозяйством. Потом, почему речь идет о выкупе? У нас огромное количество брошенной земли сельхозназначения, ее можно было бы раздать совершенно бесплатно.
Наконец, ратификация статьи 20 конвенции о борьбе с коррупцией – дело нужное. Борьба с коррупцией – ключевой вопрос современной российской жизни, с него надо начинать. Но если ограничиться тем, что ратифицировать конвенцию, если принять одну бумажку, а остальное оставить, как есть – ничего не изменится. Это такая наивная вера: нужно принять правильный закон – и все будет хорошо. А его нужно не только принимать, но и выполнять. Для этого одной ратификации недостаточно.

Владимир Прибыловский, президент Информационно-исследовательского центра «Панорама»:
– Вообще-то то, о чем говорит Митрохин, полностью соответствует программе «Яблока». Насколько исполнимы эти пункты? Последние 10 лет Россия купалась в нефтедолларах, но деньги делились несправедливо и тратились нерационально. Пока цены на энергоносители на мировом рынке высокие (Россия торгует только нефтью и оружием), а цены на продовольствие низкие (мы закупаем продовольствие за границей, от картошки до молока и мяса) – деньги на реформы Митрохина есть. Я, правда, не уверен на счет второго пункта – есть ли у нас достаточно свободной земли поблизости от городов для застройки (понятно, народу куски тайги не нужны). Словом, если у России будет еще 10 тучных лет, многое из предложенного господином Митрохиным можно было бы сделать.
Честно говоря, я бы принимал примерно те же пять законов. Только один я бы заменил серьезной реформой милиции, которая бы включала большую зарплату сотрудникам внутренних органов, в сочетании со строгим контролем – вылетом с работы за малейшее нарушение прав человека.
28 марта 2024
Все новости