Идут годы, в стране меняются принципы бюджетного финансирования, в области меняются губернаторы, тасующие заместителей, которые иногда попадают в сферу внимания правоохранительных органов. В органах тоже руководители меняются. Неизменной остаётся медицина, которая у властей в приоритете и состояние которой для руководителя области – один из критериев сохранения кресла.
Но помимо важной социальной роли, медицина – это ещё огромные бюджетные деньги на закупку всего и вся. И если руководители ивановской медицины в последние годы меняются с калейдоскопической быстротой, то фамилии людей, на медицине зарабатывающих, неизменны. И, пожалуй, самая известная из них – Арутюнян. Как будто о нём старая восточная пословица «собаки лают, а караван идёт» – несмотря на давно подмоченную репутацию и уголовное дело в активе.
Сам Саргис Левонович, по слухам, непотопляемость объясняет стоящими за спиной местными чекистами, заинтересованными в успехе его бизнес-предприятий. Врёт, наверное, но бизнес процветает, а решившаяся на борьбу с ним начальник департамента здравоохранения Ивановской области Светлана Романчук знакомится с материалами уголовного дела, возбуждённого теми самыми чекистами. А Арутюнян продолжает зарабатывать на бюджете.
Его фамилия уже попадала на сайт, и господин Арутюнян прислал тогда смешное письмо с нелепыми требованиями, оставленное редакцией без ответа, естественно.
В это раз, наверное, тоже пришлёт.
Хорошо, что не один Арутюнян знает, где находится редакция «Слухов и фактов». Недавно к нам попал интересный документ, раскрывающий глаза на схему, с помощью которой недобросовестные поставщики медицинского оборудования (не все) коррумпируют главных врачей ивановских больниц (не всех).
Документ длинный и скучный, до конца дочитают только заинтересованные люди, специалисты и люди в погонах – если, конечно, байки Саргиса Левоновича об их заинтересованности лишь плод фантазии коммерсанта. Конечно, это только экспертное мнение и ничего больше.
Для тех, кому лень читать спойлер: на четырёх страницах описано, как конкретные недобросовестные поставщики опускают цену аукциона в десятки раз, делая невозможным рентабельную работу по контрактам. А потом недобросовестные главврачи подписывают с ними ничем не ограниченное число контрактов на сумму до 100 тыс. руб., не требующих применения конкурентных способов определения поставщиков.
Это если коротко. Для любителей подробностей – ниже длинный текст, к которому редакция отношения не имеет.
Алексей Машкевич
О некоторых негативных явлениях
в ходе организации и проведения
аукционов
В целях повышения качества и доступности медицинских услуг для населения в бюджете Ивановской области на укрепление материально-технической базы лечебных учреждений и оказание высокотехнологичной медицинской помощи в 2018 году предусмотрено выделение более 500 млн руб., в т.ч. дополнительно порядка 300 млн руб. на закупку медицинского оборудования. В частности, планируется приобретение трёх стационарных и двух передвижных маммографов, пяти эндоскопов и т.п. (http://dz.ivanovoobl.ru/news/). В связи с этим представляется весьма актуальным принятие мер по нормализации практики размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в сфере здравоохранения в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, повышения качества медицинского обслуживания, предотвращения роста социальной напряжённости и недопущения дискредитации государственной политики в данной сфере.
Правоотношения, связанные с размещением заказов для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ-44), требования которого направлены на оптимизацию расходов соответствующих бюджетов. Согласно положениям указанного закона, заказчики могут использовать конкурентные способы определения поставщиков (конкурсы, аукционы и пр.). Конкуренция между поставщиками должна быть добросовестной в целях выявления лучших условий поставки товаров. Запрещается совершение участниками закупок любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции. Победителем аукциона признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта и заявка которого соответствует требованиям аукционной документации.
Вместе с тем, как показывает практика, при проведении аукционов сохраняется возможность сговоров между отдельными их участниками. Ближайшей задачей таких сговоров является незаконное оказание влияния на определение цены контракта, а в дальнейшем целями их могут быть, во-первых, вытеснение конкурентов с рынка и, во-вторых, получение возможности непосредственного взаимодействия с заказчиками (руководством медицинских учреждений) для дальнейшего совершения противоправных по существу, но законных по форме сделок в пределах сумм (до 100 тыс. руб.), не требующих применения конкурентных способов определения поставщиков.
Так, в аукционах, организуемых по заказам учреждений здравоохранения Ивановской области, в 2016-2017 гг. участвовали аффилированные юридические и физические лица, в частности ООО «М7 Скорая инженерная служба» (г.Иваново), ООО «ЯрМед» (г.Ярославль), ИП Арутюнян С.Л. (г.Иваново).
Об аффилированности данных предприятий свидетельствует ряд признаков. Так, по данным ПК «Контур», С.Л.Арутюнян изначально являлся учредителем ООО «М7 Скорая инженерная служба», причём последняя расположена по одному адресу с принадлежащим С.Л.Арутюняну предприятием (ООО «ГК «Арден»). Единственный учредитель и директор ООО «ЯрМед» С.А.Гречина в 2016-2017 гг. неоднократно представляла интересы ООО «М7 Скорая инженерная служба» в арбитражном суде Ивановской области. Заявки же и само участие в аукционах, завершившихся 11.12.2017 и 27.12.2017, ИП Арутюняна С.Л., ООО «ЯрМед» и ООО «М7 Скорая инженерная служба» осуществлялись из одного помещения (г.Иваново, ул.Смирнова, 47) и с использованием одного IP-адреса.
К названным юридическим лицам имеет отношение С.Л.Арутюнян, в 2014 году осуждённый Ленинским районным судом г. Иванова по ч.3 ст.291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве» к штрафу в размере 2,4 млн руб. В 2016-2017 гг. он неоднократно проявил себя с отрицательной стороны в качестве исполнителя по контрактам на техническое обслуживание медицинского оборудования в Ивановской и Костромской областях. Подконтрольные ему (как установлено указанным судом) ООО «Арден» и ООО «Дезинвест» были учреждены в 2012 году ООО «Контакт» (г.Иваново), которое, в свою очередь, учреждено А.В.Кривовой (ИНН 370202474310) – по сведениям https://www.kartoteka.ru/, массовым руководителем и учредителем юридических лиц (352 и 19 соответственно). В 2013-2014 гг. и ООО «Дезинвест», и ООО «Арден» были присоединены к ООО «Зара» (г.Ярославль), учреждённому упомянутым ООО «Контакт» и ООО «Аккорд», учредителем которого являлась также А.В.Кривова.
Механизм влияния аффилированных участников (А и Б) на формирование в ходе аукциона цены контракта заключается в следующем. Участник А, возможности которого заведомо не соответствуют аукционным требованиям, участвует в торгах с целью задать насколько возможно низкий уровень цены, неприемлемый для конкурентов, а затем снижать предложение до тех пор, пока конкуренты не выйдут из торгов и вторым за ним по ценовому предложению не окажется участник Б. Заняв позицию победителя аукциона, участник А при подведении итогов, однако, выходит из него ввиду несоответствия условиям. В таком случае победителем автоматически становится следующий в порядке нарастания ценового предложения участник – участник Б. Таким образом, участники схемы вынуждают участников конкурентов заключать контракт на минимально выгодных или невыгодных условиях.
Однако даже при наличии у обоих участников необходимых лицензий в любом случае победителем станет один из них, причём цена контракта для них на данном этапе не имеет значения. Своими согласованными действиями такие участники аукционов оказывают решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, тем самым устраняя с этого рынка других хозяйствующих субъектов и затрудняя доступ на него другим претендентам. Поскольку конкурирующим лицам в процессе предложения цены не сообщается, кто именно участвует в аукционе под тем или иным номером, то, делая предложение цены, добросовестный участник не может предполагать, что конкурирует не с потенциальным победителем, способным оказать спорную услугу за более низкую цену, а с недобросовестным участником гражданского оборота. Таким образом, фактически устраняется предусмотренная законодательством добросовестная конкурентная борьба.
При этом на первом этапе организаторы подобной схемы зачастую вынуждены действовать не только без прибыли, но даже нести убытки. В частности, в аукционе, завершившемся 11.12.2017, ООО «М7 Скорая инженерная служба» включилось в ценовое состязание после предложения ИП Арутюняна С.Л., не имеющего необходимых лицензий, в размере 620,0 тыс. руб., снизив цену до 550,0 тыс. руб. при начальной максимальной цене 1000,0 руб. В аукционе, завершившемся 21.08.2017, ООО «ЯрМед» выступило со своим предложением цены также только после предложения ИП Арутюняна С.Л. в размере 344,0 тыс. руб. и понизило цену до 53,4 тыс. руб. при начальной максимальной цене 1442,3 тыс. руб. В обоих случаях ИП Арутюнян С.Л., как не имевший соответствующих лицензий (или не указавший их наличия), в дальнейшем, при подведении итогов, был выведен комиссией из числа претендентов ввиду несоответствия аукционным требованиям. При этом 11.12.2017 победителем было объявлено ООО «М7 Скорая инженерная служба». Во втором случае победителем было признано АО «Медтехника», вынужденное для этого снизить цену контракта до 6,5 тыс. руб., что составляет 4,5% от максимальной цены и, по крайней мере на первый взгляд, находится за пределами здравого смысла.
При настоящих условиях действия ИП Арутюняна Л.С., подконтрольных ему юридических лиц (ООО «М7 Скорая инженерная служба», ООО «Ярмед», ЗАО «Медтехника») и т.п. недобросовестных участников рынка формируют угрозы безопасности личности, общества и государства. Указанные негативные процессы, снижающие эффективность конкурсов и аукционов, формируют у руководства лечебно-профилактических учреждений стремление перейти к использованию преимущественно неконкурентных форм определения поставщика, чем создаются предпосылки к совершению финансовых нарушений и злоупотреблению должностными полномочиями. Тенденция к отказу медицинских учреждений от проведения аукционов уже отмечается в Ивановской области. Кроме того, данные обстоятельства ведут к снижению эффективности использования значительных финансовых средств, выделяемых государством на развитие здравоохранения.
Подобная тактика сговоров, получившая в среде причастных к аукционам лиц условное наименование «таран», уже стала предметом рассмотрения ФАС России, которой квалифицируется как нарушение п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Решение ФАС России по привлечению недобросовестных подрядчиков к административной ответственности, вынесенное на основании анализа материалов всех аукционов с участием ответчиков, поддержано судом. Возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.178 УК РФ.
Указанные явления возможно было бы минимизировать при условии внесения изменений в порядок проведения аукционов.
В настоящее время, согласно ФЗ-44 и условиям аукционной документации, заявка на участие в аукционе подаётся в двух частях одновременно, из чего следует, что заявка подаётся со всеми испрашиваемыми документами и последующее её дополнение невозможно. Однако вторая часть заявки, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 ФЗ-44, рассматривается лишь при подведении итогов аукциона, и только тогда участники, не представившие соответствующих документов, исключаются из числа претендентов.
Рассматривая же до заявления цен только первые части заявок, аукционная комиссия допускает участие в аукционе также и лиц, которые в принципе не могут стать его победителем, однако получают право участвовать в формировании цены контракта. Именно ввиду данной особенности процедуры в рассмотренных случаях были приняты заявки ИП Арутюняна С.Л. и ООО «ЯрМед», хотя обе они изначально не соответствовали аукционным требованиям.
В связи с изложенным представляется более целесообразным одновременное рассмотрение аукционными комиссиями как первых, так и вторых частей заявок, что позволило бы отстранять заведомо недобросовестных предпринимателей от участия в аукционах и тем самым исключить их влияние на формирование цены контракта. Для этого необходимо внесение соответствующих изменений в ст.ст. 53, 69 ФЗ-44.
Общество
Безальтернативный Арутюнян ивановской медицины
Вечный и непотопляемый