Анна Семенова
15 апреля многие ивановцы и жители пригородов областного центра были удивлены повышением стоимости проезда в общественном транспорте. А точнее – в автобусах и маршрутках. Как гласят объявления в салонах транспортных средств, с 15 апреля за проезд придется платить не 19 рублей, а 21 рубль.
Правда, оказалось, что проезд подорожал не на всех автобусных маршрутах – в некоторых маршрутках и автобусах никаких объявлений нет, а пассажиров возят по-прежнему за 19 рублей.
При этом никаких сообщений о том, что департамент энергетики и тарифов Ивановской области повысил предельный максимальный тариф на регулярные перевозки пассажиров и багажа, не было. Нет информации об это и на сайте департамента.
Как пояснил председатель общественного совета при комитете по транспорту и связи г. Иваново и один из крупнейших перевозчиков региона Дмитрий Куликов, такая ситуация связана с рядом факторов. Во-первых, предельная стоимость проезда не повышалась с июля 2016 года, а за это время только ГСМ (в первую очередь, дизельное топливо) существенно подорожало. А во-вторых, действующее законодательство позволяет перевозчикам (не всем, но многим) это делать. Дело в том, что при утверждении реестра муниципальных маршрутов в Иванове в конце 2015 года все автобусные маршруты был определены как «маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам». Нерегулируемыми являются все маршруты, работа транспорта на которых не субсидируется из бюджета. В соответствии с 220-ФЗ после того, как закончатся заключенные до вступления в силу этого закона договоры с перевозчиками на обслуживание маршрутов, перевозчики имеют право сами устанавливать стоимость проезда. Что, собственно, они теперь и делают. На межмуниципальных маршрутах ситуация аналогичная.
По данным перевозчиков, по нерегулируемым ценам с 15 апреля в Иванове работают порядка 70% муниципальных маршрутов и порядка 30% межмуниципальных маршрутов.
Напомним, что о намерении повысить стоимость проезда ивановские перевозчики заявляли еще в декабре – тогда речь шла о повышении стоимости проезда до 21 рубля с 1 января 2018 года. Но, видимо, в департаменте внутренней политики Ивановской области или в сопредельных структурах перевозчикам объяснили, что не стоит торопиться с повышением тарифов до президентских выборов. Они и не стали торопиться – до тех пор, пока МУП «ИПТ» не повысил стоимость проезда в троллейбусах с 17 до 18 рублей. Тут и «автобусные» перевозчики решили перейти к делу.
Самый цимес в этой истории заключается в следующем: чисто теоретически сейчас те перевозчики, которые осуществляют перевозки по новым правилам (то есть по соглашениям, а не по договорам с мэрией), теперь могут менять стоимость проезда хоть каждый день и повышать ее до бесконечности – хоть до 200 рублей за поездку. Очевидно, что на такое решится разве что безумец: кто же будет ездить по таким ценам, на такси и то дешевле. Но возможность остается. И вполне вероятно, что на маршрутах, где работает только один перевозчик, может быть установлена стоимость проезда и в 25, и в 30 рублей. А что? Людям-то деваться некуда, все равно поедут, хоть стоя, хоть по 50 рублей, лишь бы уехать.
Таким образом, власть (и муниципальная в случае городских маршрутов, и региональная в случае с межмуниципальными маршрутами) фактически потеряла такой механизм влияния на перевозчиков, как тарифное регулирование. И теперь может лишь смиренно умолять предпринимателей не задирать цены слишком высоко и не раздражать народ. В конце концов, при 30 рублях за поездку и до социального взрыва недалеко.
В общем, 15 апреля можно теперь смело считать днем общественнотранспортной революции.
А вот для справки перечень маршрутов города Иваново, на которых еще можно обнаружить автобусы и маршрутки по «старым» ценам, то есть где работают перевозчики по договорам, заключенным еще до вступления в силу 220-ФЗ.
№ 1 – из 4 перевозчиков 3 работают по нерегулируемым ценам, один по регулируемым до февраля 2019 года;
№ 3 – по регулируемым ценам до мая 2019 года;
№ 7 – из 8 перевозчиков 5 работают по нерегулируемым ценам, 2 по регулируемым до марта и до мая 2019 года;
№ 8 – два перевозчика работают по регулируемым ценам до января и до мая 2019 года;
№ 12 – по регулируемым ценам до января 2019 года;
№ 13 – по регулируемым ценам до июля 2019 года;
№ 14 – два перевозчика работают по регулируемым ценам до апреля 2019 года, один работает по нерегулируемым ценам;
№ 25 – по нерегулируемым ценам до июля 2019 года;
№ 44 – по регулируемым ценам до июля 2019 года.
На всех остальных муниципальных маршрутах перевозчики работают по нерегулируемым тарифам.
Общество
21 рубль – не предел
День общественнотранспортной революции