Из доклада «Проблемы государственной охраны объектов культурного наследия религиозного назначения» начальника отдела государственного надзора и учета объектов культурного наследия Романа Зайцева на заседании общественного совета при комитете Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия 27 марта 2018 года:
«В настоящее время на территории региона расположено 374 памятника архитектуры религиозного назначения, из них без учета объектного состава: 52 памятника федерального значения, 39 – регионального значения, 51 – местного (муниципального) значения. Не имеют категории и находятся в статусе выявленных 232 объекта. Большая часть объектов религиозного назначения (275 объектов) передана религиозным организациям. Часть указанных объектов культурного наследия находится в собственности Российской Федерации (42 объекта). Еще часть является бесхозяйной (57 объектов).
Существующие механизмы сохранения объектов культурного наследия, находящихся в собственности или пользовании религиозных организаций, предполагают два источника финансирования мероприятий по разработке научно- проектной документации и проведению ремонтно-реставрационных работ. Одним из источников являются частные пожертвования физических и юридических лиц, собственные доходы приходов. Второй источник – средства федерального бюджета, выделяемые в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012- 2018 годы)».
В период с 2011 года по 2017 год посредством программы на реставрацию объектов культурного наследия, расположенных на территории Ивановской области, в регион было привлечено более 350 млн рублей. Порядка 95 % этого показателя составляет финансирование реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения. Значительную роль в его достижении играет непосредственное участие архипастырей Ивановской митрополии в связи с особым порядком удовлетворения заявок, подаваемых в программу через некоммерческое предприятие «Единая Служба Заказчика Московской Патриархии» по благословению правящих архиереев Иваново- Вознесенской, Кинешемской, Шуйской епархий и главы Ивановской митрополии. При этом инициирование выделения средств из обоих источников находится в ведении приходов и епархий Ивановской митрополии.
Так, за последние годы с привлечением обоих источников финансирования были отреставрированы памятники архитектуры: «Сергиевская церковь, 1828 г.» (Вичугский район, п. Старая Вичуга, Завражная ул., 19), «Церковь Воскресения (деревянная) из села Билюкова, 1700 г.» (г. Плес Гора Левитана), «Воскресенская церковь, 1817 г.» (г. Плес, Ленина ул., 2), «Преображенская церковь, 1849 г.» (г. Плес, Ленина ул., б/н), «Троицкая церковь, 1808г.» (г. Плес, ул. Корнилова, 7), «Собор Воскресения: «Старый», 1756 г., «Новый», 1792 г., колокольня, 1798 г.» (г. Шуя, Зеленая пл.), «Церковь Успения (деревянная), XVII в.» (г. Иваново, Фрунзе ул., 7), «Комплекс сооружений XVIII-XIX вв.: Колокольня» (Лежневский район, п. Лежнево, Советская пл.), «Ансамбль Введенской церкви: зимняя (Владимирская), 1845 г.» (Шуйский район, с. Введенье), «Комплекс зданий Николо-Шартомского монастыря: церковь Преображенская (надвратная)» (Шуйский район, с. Введенье, Штатная ул., 19) и другие.
Из приведенной статистики видно, что отреставрированные объекты расположены на территории исторических поселений федерального значения Шуя и Плес, в областном центре, а также на подворьях Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря, Свято-Никольского женского монастыря и некоторых других, то есть на объектах, расположенных в инвестиционно привлекательных частях региона и подворьях крупных хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем одни из наиболее ценных с историко-культурной точки зрения памятников архитектуры религиозного назначения Ивановской области долгие годы остаются в тени, вне перечня первоочередных задач по инвестиционному планированию восстановления памятников истории и культуры религиозного назначения.
К таким уникальным объектам, например, относятся: «Ансамбль Спасо- Кукоцкого монастыря, XVII XVIII вв.: Введенская церковь, Спасо-Преображенский собор, 1673 г., колокольня» (Гаврилово-Посадский район, с. Сербилово), «Колокольня Троицкой церкви, 1700 г.» (Ильинский район, с. Аньково), «Церковь Дмитрия Солунского. Ансамбль: церковь Дмитрия Солунского, церковь Митрофания Воронежского, колокольня храмового комплекса, ворота и ограда башни Дмитровского Погоста» (Ильинский район, д. Погост Дмитрия Солунского), «Ансамбль: Успенская церковь с живописью, колокольня, Преображенская церковь с живописью» (Лухский район, с. Порздни), «Ансамбль XVIII в.: Церковь Рождества Богородицы 1785 г.» (Пестяковский район, с. Нижний Ландех), «Ансамбль, 1763- 1764 гг.: Святознаменская церковь, колокольня» (Палехский район, с. Красное), «Комплекс церквей Иоанна Предтечи, XVIII-XIX вв.: летняя, зимняя» (Родниковский район, с. Парское), «Комплекс зданий Борковской пустыни: Троицкая церковь (летняя), Казанская церковь (зимняя) с колокольней» (Южский район, м. Борок), «Собор Входоиерусалимский: колокольня,1840 г., старый, 1733 г., новый, 1833 г.» (Юрьевецкий район, г. Юрьевец) и другие.
На большую часть из перечисленных объектов, обеспеченных сметами на разработку проектной документации, сформированы и неоднократно подавались заявки в программу непосредственно органом охраны объектов культурного наследия при поддержке настоятелей приходов данных храмов и храмовых комплексов. Однако по сложившейся практике без благословения правящих архиереев и главы Ивановской митрополии заявки на объекты религиозного назначения, поданные органом охраны объектов культурного наследия, Минкультуры России не удовлетворяются.
Таким образом, в настоящее время одним из факторов, препятствующих надлежащему сохранению объектов культурного наследия религиозного назначения, привлечению профессиональных реставраторов и, как следствие, провоцирующих незаконную самовольную «реставрацию», в условиях малообеспеченности приходов на периферии городских округов и муниципальных образований, является избирательный подход к планированию их финансового обеспечения, не учитывающего их историко-культурную ценность.
Одним из решений данной проблемы могло бы стать изменение порядка формирования заявок в программу органом охраны памятников истории и культуры для объектов религиозного назначения путем включения в комплект заявочных документов письма правящего архиерея, подтверждающего необходимость первоочередного включения данного объекта в организационно-финансовый план программы.
Сохранение объекта культурного наследия напрямую зависит от характера его использования. Как показывает опыт, объект недвижимости не имеющий реального пользователя, бесхозяйный либо неиспользуемый приходит в аварийное состояние через несколько лет, а через несколько десятков лет под влиянием природных и антропогенных факторов прекращает свое существование.
Из 374 объектов культурного наследия религиозного назначения, находящихся на территории Ивановской области 313 расположены за пределами областного и районных центров, крупных населенных пунктов с развитой инфраструктурой. Из них 202 религиозных памятника архитектуры не используются по первоначальному назначению и в связи с небольшим количеством жителей, постоянно проживающих в населенном пункте, где расположен храм, храмовый комплекс, либо в связи с полным отсутствием постоянно проживающих жителей, либо отсутствием самого населенного пункта не имеют перспектив к дальнейшему использованию как культовых сооружений и, как следствие, к сохранению в качестве памятников архитектуры.
Среди таких памятников можно назвать: «Васильевская церковь» (Вичугский район, с. Золотилово), «Никольская церковь» (Вичугский район, бывшая деревня Углец), «Церковь Владимирской Богоматери» (Верхнеландеховский район, с.Бараново), «Богородицкая часовня» (Верхнеландеховский район, д.Марьино), «Покровская церковь» (Верхнеландеховский район, с.Обухово), «Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи» (Гаврилово-Посадский район, с.Рыково), «Церковь Никольская» (Комсомольский район, с.Никольское), «Кладбищенская церковь» (Родниковский район, с.Филисово), «Покровская церковь (деревянная)» (Тейковский район, д. Карино) и многие другие.
Из-за отсутствия перспектив использования и, как правило, неудовлетворительного технического состояния указанных объектов религиозного назначения – памятников архитектуры, религиозные организации не заявляют своих прав на данное бесхозяйное имущество и не испытывают потребности принимать их во владение. Прогнозируя возникновение неоднозначных ситуаций с дальнейшим использованием таких объектов, а также во избежание судебных издержек, расходов на содержание, сохранение и т.п. органы местного самоуправления не выступают инициаторами принятия на баланс бесхозяйных объектов религиозного назначения, расположенных на территории муниципальных образований.
Также отсутствие перспектив использования и неудовлетворительное техническое состояние выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения не являются основаниями для отказа во включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Так, например, приказом комитета от 23.01.2017 № 6-о на основании положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы была включена в реестр в качестве объекта регионального значения «Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи» (Гаврилово-Посадский район, с.Рыково), оставшаяся единственным сооружением на территории располагавшегося некогда на этом месте населенного пункта, руинированным, но несомненно обладающим историко- культурной ценностью.
Таким образом, отсутствие реального пользователя объекта культурного наследия религиозного назначения, а также долгосрочной перспективы его использования неотвратимо ведет к его разрушению и, в конечном счете, к его утрате. На территории региона в зоне риска находятся порядка 60 таких культовых объектов.
К сожалению, из года в год их количество продолжает увеличиваться, а техническое состояние ухудшаться.
Пути решения данной проблемы в настоящее время остаются открытыми» .
1000inf.ru
Общество