Анна Семенова
Администрация города Иваново наконец-то готова приступить к изменению правил игры на рынке наружной рекламы. Эта сфера, как известно, не раз становилась полем для баталий, за которыми стояли крупные (в региональном масштабе, разумеется) политические фигуры, являющиеся бенефициарами компаний-рекламораспространителей. При этом серьезных поступлений в городской бюджет «наружка» не приносит. О том, что необходимо вносить существенные изменения в нормативную базу, чтобы сделать этот рынок более прозрачным и получить дополнительные деньги в бюджет, в последние пару лет говорили не раз, однако пока никаких серьезный шагов не предпринималось. Впрочем, как оказалось, последние несколько месяцев чиновники проводили подготовительную работу, которая, наконец, завершилась.
Изменения будут вноситься в два документа: решение Ивановской городской думы от 20.12.2006 №315 «О приведении в соответствие с Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» нормативно-правовых актов муниципального образования городской округ Иваново в сфере наружной рекламы» и в постановление администрации г. Иваново от 12.10.2016 №1842 «О схемах размещения рекламных конструкций на территории города Иваново».
Оба эти документа сейчас размещены на официальном сайте ивановской мэрии для оценки регулирующего воздействия, так что и операторы наружной рекламы, и простые жители еще могут высказать свое мнение по поводу предлагаемых изменений. В мэрии планируют внести проект решения на рассмотрение Ивгордумы уже в начале апреля (по первому документу предложения принимаются до 6 апреля). Что касается схемы размещения рекламных конструкций, то предложения по ней принимаются до 9 апреля, а потом ее придется еще согласовывать с департаментом внутренней политики. Но так или иначе, в ближайшие месяцы изменения в схему будут приняты.
На пресс-конференции в пятницу, 30 марта, замглавы администрации города Наталия Бусова, а также руководитель управления по делам наружной рекламы Владимир Кудрявцев и его заместитель Ксения Колбашева рассказали, что ждет рекламщиков и жителей города уже в ближайшие 2-3 месяца.
Конструкций станет меньше и они будут дороже
Общее количество рекламных конструкций в схеме будет меньше (кстати, все схемы размещения рекламных конструкций, которые ранее были утверждены в городе Иваново, теперь объединены в одну, и она интегрирована в ИСОГД в качестве слоя «реклама» и размещена на официальном сайте мэрии).
Исключено 179 потенциальных рекламных мест: 106 пилонов, 70 щитовых установок, три стелы. Параллельно появились и новые типы конструкций, и новые места: в схему добавили 9 высокотехнологичных экранов в центре города, 52 конструкции типа «остановочный навес с поверхностями для размещения рекламы» и 13 афишных стендов.
Владимир Кудрявцев особо подчеркнул, что городские власти стремятся стимулировать рекламораспространителей устанавливать именно высокотехнологичные конструкции. Кроме того, в мэрии поддерживают предпринимателей – владельцев объектов недвижимости, которые вместо размещения множества вывесок на фасаде своего здания просят разрешить установить рядом с этим зданием рекламную стелу, на которой и размещают вывески организаций и торговых точек. Эту практику давно освоили крупные торговые центры.
Серьезные изменения будут и в плане расчета платы за право установки и размещения рекламных конструкций. Во-первых, в мэрии предлагают исключить понижающий коэффициент, отражающий размер оплаты от условий обзора рекламной конструкции. В некоторых случаях это может заметно – до 16% увеличить размер платы за установку и эксплуатацию конструкции. Но, по мнению чиновников, отмена коэффициента сделает расчет платы более понятным и прозрачным. «Дело в том, что формулу, которая приводится в действующих нормативных документах, можно трактовать двояко, и из-за этого периодически возникали проблемы», - отметила Ксения Колбашева. Во многих соседних столицах субъектов РФ такого коэффициента нет.
Кроме того, в мэрии предлагают ввести норму о ежегодной индексации базовой ставки при расчете оплаты по договорам за установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Сейчас базовая ставка – 1200 рублей за кв.м, она не менялась с 2013 года. В принципе, в каждом договоре на установку рекламных конструкций есть пункт о возможности применения коэффициента инфляции, однако почему-то последние 5 лет про него все забыли. А уровень инфляции с 2013 года, между тем, составил более 30%. Если депутаты Ивгордумы согласятся, то применение коэффициента, рассчитанного на основании данных Ивановостата, будет обязательным и ежегодным.
Ни заборов, ни фасадов
В правилах размещения наружной рекламы теперь будет «зарыта» одна хитрость: там перечислены типы и виды рекламных конструкций, допустимых к размещению на территории города Иваново. По умолчанию те конструкции, которые не упоминаются в новой версии правил, к размещению не допускаются. А если кто-то их все-таки разместит, то его действия будут являться административным правонарушением и подпадать под статью 6.7. закона ивановской области № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях».
Так вот, среди допустимых конструкций нет конструкций на ограждениях, в том числе, на строительных. Так что, если новая версия правил размещения рекламных конструкций будет принята депутатами Ивгордумы, то все баннеры на заборах и прочих ограждениях окажутся незаконными. Конечно, если какие-то из «заборных» конструкций были размещены по официальному договору, то они останутся на своем месте до окончания этого договора. А дальше придется их демонтировать.
То же самое касается и панно на фасадах многоэтажных жилых домов – их тоже нет в перечне допустимых видов и типов рекламных конструкций. Здесь. Кстати, ивановская мэрия рискует второй раз наступить на те же грабли: в начале 2012 года рекламу на фасадах жилых домов уже запрещали, и это вызвало волну недовольства, причем даже не у рекламораспространителей, а у простых жителей. Дело в том, что жители домов. расположенных на магистральных дорогах, уже давно сообразили, что доходы от размещения на фасадах и торцах их дома рекламных панно являются весьма неплохим подспорьем. Например, в некоторых ТСЖ эти деньги направляли на текущий ремонт общего имущества – а жители по этой статье не платили вообще, поскольку денег от размещения рекламных конструкций было вполне достаточно. И когда ивановцев лишили этого источника средств на общее имущество, в мэрию полетели возмущенные обращения. В конце концов этот запрет был отменен.
В ходе пресс-конференции Наталия Бусова подчеркнула, что оценка регулирующего воздействия нормативных актов для того и проводится, чтобы еще до принятия документа узнать мнение всех, кого он затрагивает. Так что если появятся обращения с предложением сохранить рекламу на жилых домах, то, вполне возможно. Этот вид конструкций будет внесен в правила. «Возможно, будет найдено компромиссное решение – например, рекламные панно можно будет размещать на глухих стенах, где нет окон», - сказала замглавы администрации города.
***
Изменения коснутся и порядка проведения торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций – в частности. Основной формой торгов будет аукцион, а не конкурс, как сейчас. Так или иначе, все предлагаемые мэрией изменения направлены, во-первых, на упорядочение сферы наружной рекламы в Иванове и создание равный условий для всех игроков, а во-вторых – на минимизацию «визуального шума» на улицах города. При этом планируется, что доходы бюджета города от наружной рекламы вырастут – за счет увеличения числа высокотехнологичный (а значит, и более дорогих) рекламных конструкций. Ну и за счет повышения конкуренции среди рекламораспространителей за места для рекламных конструкций.
Бизнес
Ивановские заборы и фасады оставят без рекламы
Мэрия переходит в наступление