Анна Семенова
Фото: Варвара Гертье
Глава города Иваново Владимир Шарыпов считает, что ситуация в сфере общественного транспорта в областном центре небезнадежна, и шанс навести порядок в отрасли, сделав ее ориентированной на потребн6ости пассажиров есть. В ответной реплике на материал «8 миллионов рублей: все-таки на ветер» он заявил:
«Действительно, без учета межмуниципального транспорта те рекомендации, которые были выданы НИИ АТ по итогам обследования, не имеют смысла – я об этом говорил еще в ходе проведения обследования. Тем не менее, работа, проведенная специалистами НИИ АТ, полезна для города, хотя, конечно, ожидания в отношении ее итогов у многих были завышенные.
Обследование документально подтвердило наличие проблем: о некоторых из них сообщали жители, другие были обнаружены при исследовании пассажиропотоков. Сейчас мы уже начали поэтапно решать эти проблемы. Нужно учитывать и тот факт, что уже после подготовки рекомендаций, существенным образом изменилось и законодательство в сфере пассажирских перевозок. Согласно изменениям в 220-ФЗ с конца прошлого года ликвидировано право органов местного самоуправления досрочно расторгать контракт с перевозчиками, например, по причине отмены маршрута.
Поэтому чтобы бороться с недобросовестными перевозчиками, приходится использовать другие методы. Например, привлекать трудовую инспекцию для проверки соблюдения перевозчиками трудового законодательства. Надеюсь, что и УГАДН, и ГИБДД, как и прежде, будут активно сотрудничать с нашими специалистами по выявлению нарушений у перевозчиков, в том числе, по несоблюдению графиков движения.
Вторая серьезная проблема, с которой мы столкнулись, - значительная часть перевозчиков, работающих в Иванове, на самом деле не являются владельцами транспортных средств, которые обслуживают тот или иной маршрут. Перевозчики просто сдают в аренду маршрутные листы мелким предпринимателям, у которых в собственности есть один-два автобуса, и за определенную плату пускают их работать на маршрут. Такая схема приводит к отсутствию контроля перевозчика за деятельностью водителей, за соблюдением графиков, за состоянием транспортных средств. Он получил свои деньги – и ему все равно, какие автобусы выходят на маршрут, с какими водителями, есть ли у этих водителей российские права нужной категории, соблюдают ли они ПДД.
Я считаю, что такой «бизнес» недопустим. Только транспортные предприятия со своим автопарком действительно заинтересованы и в развитии, и в наличии квалифицированных водителей, и в сокращении числа ДТП с участием общественного транспорта.
Один из способов изменения ситуации с общественным транспортом – это установление регулируемого тарифа, вернее, решение, что по тому или иному автобусному маршруту перевозки будут осуществляться по регулируемому тарифу. Но здесь есть нюансы, в том числе финансовые, которые требуют проработки вопроса совместно с правительством области.
Что касается позиции отдельных чиновников отдельно взятого департамента, хочу отметить, что она не является позицией правительства в целом. Думаю, что и областное правительство, и лично Станислав Сергеевич услышат наши доводы, потому что мы исходим из интересов более 400 тысяч жителей областного центра, то есть, фактически, половины населения области.
В нынешних условиях мы видим разные пути развития событий. Например, 220-ФЗ дает возможность признать маршрут, бОльшая часть которого проходит по территории одного муниципального образования, муниципальным. Для этого нужно принять соответствующий нормативный акт на уровне региона. И если маршрут проходит по территории областного центра, а конечная у него в Бухарово или в Ново-Талицах, он будет считаться городским и заниматься его регулированием будет наш комитет по транспорту и связи.
Мы готовы работать и в существующем формате, но схемы движения городского транспорта и межмуниципального должны быть согласованы друг с другом, без дублирования.
Все маршруты, проходящие по городу, должны рассматриваться в комплексе, только так возможно навести порядок в сфере общественного транспорта. Для достижения этой цели мэрия готова сотрудничать, готова к продуктивному взаимодействию со всеми участниками процесса.
Возвращаясь к результатам обследования, добавлю, что они не ушли «в стол». Мы работаем над повышением дисциплины перевозчиков. Понятно, что проблема сложная, система пассажирских перевозок, которая есть сейчас, действует уже 10-15 лет, и за год кардинально изменить ее невозможно. Но мы двигаемся в этом направлении».
А пока муниципальные власти «двигаются», в департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области тоже не сидят сложа руки. Например, собираются открыть аж три новых маршрута, проходящих, в основном, по территории города Иваново. Вернее, на данный момент ДДХиТ рассматривает возможность удовлетворения заявок на создание трех маршрутов.
14 февраля начальник ДДХиТ Андрей Шушкин подписал распоряжение о создании комиссии по обследованию планируемого к установлению межмуниципального маршрута «ул. Парковая, с. Богородское Ивановского района – д. Бухарово Ивановского района». Это, судя по всему, тот самый маршрут №155, который хотели запустить еще в конце прошлого года, но по ряду причин департаменту пришлось отменить конкурс. Теперь его рассматривают заново.
15 февраля по распоряжению Шушкина была создана комиссия по обследованию планируемого к установлению межмуниципального маршрута № 109 «ул. Парковая с. Богородское Ивановского района – г. Иваново, по кольцу пр. Ленина, Шереметевский проспект».
А 14 марта была создана комиссия по обследованию планируемого к установлению маршрута «ул. Солнечная с. Богородское – Сухово-Дерябихский микрорайон г. Иваново». Это, похоже, 177 маршрут, который несколько лет назад был разработан одним из перевозчиков, но так и не был официально утвержден.
Нетрудно заметить, что все эти маршруты процентов на 80 проходят по территории областного центра. Представители ивановской мэрии, конечно, входят в комиссию по обследованию. Но не факт, что от этого что-то изменится. В конце прошлого года мэрия, несмотря на всё бурчание по поводу межмуниципального транспорта, легко и непринужденно согласовала тот самый 155-й маршрут. За эти три месяца ничего принципиально не изменилось, так что, похоже, на улицах областного центра скоро станет еще больше межмуниципальных маршруток, контролировать которые еще более затруднительно чем те, которые работают на городских маршрутах.
Бизнес
Город vs область: чьи в Иванове маршруты?
Что будет с общественным транспортом