Анна Семенова
Фото: Варвара Гертье
Если в этом году в Иванове все-таки будут проводить конкурсы на право транспортного обслуживания городских маршрутов, их результаты могут оказаться очень неожиданными. Ну, или ивановским перевозчикам придется озаботиться и приобретением новых транспортных средств и повышением квалификации водителей. Глава города Иванова Владимир Шарыпов внес существенные изменения в критерии для проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам. Теперь срок работы на маршрутах по договорам с мэрией становится не основным показателем.
Интересно, что примерно год назад тогдашний начальник городского «транспортного цеха» оправдывался за городские критерии оценки, откровенно заточенные под действующих перевозчиков, и говорил, что власти просто скопировали критерии, утвержденные департаментом дорожного хозяйства и транспорта для своих конкурсов. Как оказалось, если очень захотеть, можно по-другому подойти к отбору перевозчиков. Нам как пассажирам неважно, как называется ОООшка, обслуживающая маршрут – лишь бы автобусы были удобные и комфортабельные, водители не устраивали гонки, расписание соблюдалось. Не исключено, что мэрия сделала первый шаг к изменению правил игры на рынке пассажирских перевозок.
ДТП обойдутся дороже
По-прежнему заявки перевозчиков, поданные на конкурс, будут оцениваться по ряду критериев. По большинству баллы начисляются, а по одному – количеству ДТП с погибшими и пострадавшими, произошедших по вине водителя перевозчика за последний год – снимаются. И вот этот критерий стал «дороже» аж в 100 раз.
Раньше он вычислялся путем деления количества ДТП с жертвами и пострадавшими на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении перевозчика. Теперь полученное путем таких же вычислений число умножается на 100. И этот критерий становится весомым – особенно с учетом снижения «стоимости» других критериев, по которым начисляются баллы.
Простой пример: у перевозчика 30 транспортных средств, за год до даты проведения конкурса водители устроили 5 ДТП с пострадавшими. В итоге получаем 0,17 баллов – и это в итоге не оказывает практически никакого влияния на общий результат. По новым правилам перевозчик получит по этому критерию уже 16 баллов, которые вычтут из общего результата. Данные по количеству ДТП будут запрашиваться в ГИБДД, так что слукавить не получится.
В общем, с учетом роста количества ДТП с участием маршруток и автобусов в Иванове, можно предположить, что эти происшествия будут обходиться перевозчикам недешево. Пора им проводить беседы с водителями, а то можно и без маршрута остаться.
Опыт подешевел
А вот опыт работы на муниципальных или межмуниципальных маршрутах по договорам с муниципальными или государственными органами власти станет для результатов конкурса менее значимым.
Раньше если перевозчик работал по договорам до трех лет включительно, он получал 5 баллов, от 3 лет до 6 лет – 10 баллов, от 6 лет до 9 лет – 15 баллов, более 9 лет – 20. То есть тот пул перевозчиков, которые условно называются «легальными» и ездят по муниципальным и межмуниципальным маршрутам последние лет 15, легко и непринужденно брал по этому критерию 20 баллов. Теперь для них всё будет печальнее: опыт работы по договорам до 1 года оценивается в 1 балл, от 1 года до 2 лет – в 2 балла, от 2 лет до 4 лет – 3 балла, от 4 лет до 8 лет – 4 балла, свыше 8 лет – 5 баллов.
Новые, с кондиционером и низким полом
Существенно изменились и принципы, по которым оцениваются транспортные средства, заявляемые на конкурс. Резко «подорожали» характеристики, влияющие на комфорт пассажиров. Например, раньше за наличие кондиционера, давали 1 балл, а теперь 5, за наличие низкопольных транспортных средств 2 балла, теперь 10.
На прежнем уровне остались оценки за наличие в ТС электронного табло и оборудования для объявления остановок (5 баллов). Появились новые критерии, например, за наличие оборудования видеофиксации можно получить 20 баллов (за двухканальное оборудование, фиксирующее обстановку и на дороге, и в салоне), или 5 баллов за наличие оборудования, позволяющего принимать плату за проезд с помощью системы безналичной оплаты.
Менее значимым критерием стала вместимость транспортного средства (снижение примерно в 2 раза). Изменился принцип оценки наличия оборудования ГЛОНАСС/GPS. Раньше за каждое ТС с ГЛОНАСС можно было получить 5 баллов, теперь начисляется 20 баллов только в том случае, если системой ГЛОНАСС с возможностью подключения и передачи данных специализированной организации мониторинга движения транспорта оборудованы все транспортные средства перевозчика. Дополнительные баллы начисляются за экологичность транспорта.
Ну и совсем революционный подход к оценке срока эксплуатации транспортных средств, выставляемых перевозчиком. За машины старше 4 (!) лет перевозчик получает 0 баллов, за машины от 3 до 4 лет – 1 балл, от 2 до 3 лет – 5 баллов, от 1 до 2 лет – 10 баллов. И за ТС сроком эксплуатации менее года – 15 баллов. Ранее можно было получить сразу 20 баллов за ТС, срок эксплуатации которых менее 6 лет. А за машины старше 10 лет – целых 5 баллов. В общем, не забалуешь.
Бизнес
ДТП для маршрутчиков становятся невыгодными
Можно «пролететь» на конкурсе