Алексей Машкевич
Фото: Варвара Гертье
Оценивая финансовое могущество (именно могущество, а не благосостояние) предпринимателя или государственного деятеля, а также его способность влиять на процессы, в расчет берутся в том числе денежные потоки, которые он контролирует. И, видимо, это один из немногих критериев, который можно «пощупать» и как-то объективно измерить. Чем больше денежный поток, контролируемый тем или иным чиновником, тем больше людей вовлечено в орбиту его деятельности, тем больше руководителей коммерческих организаций взаимодействует с ним – тем он влиятельнее и больше может сделать (в том числе провернуть).
В Ивановской области именно бюджетные средства стали солидным источником дохода многих крупных и не очень коммерческих предприятий. Не секрет, что параллельно выросло благосостояние и чиновников, «сидящих» на бюджетных миллионах и миллиардах.
Под управлением руководителей комплексов правительства находится целая армия работников бюджетных учреждений – врачи, учителя, работники культуры и собеса, сотни мелких бюрократов. В пору выборных кампаний – а они проходят почти каждый год – количество подвластных чиновнику бюджетников зачастую делает его королем, позволяя отчитаться перед губернатором за высокие цифры «правильного» голосования. Это отдельная тема, но мы ее тоже учли при составлении рейтинга.
Важно понимать, что, когда мы говорим о деньгах, контролируемых тем или иным чиновником, мы имеем в виду не купюры, которые они кладут в кошелек, – речь идет о суммах, проходящих через расчетные счета департаментов. В этих суммах зарплаты чиновников и работников подведомственных учреждений, а также отчисления с фонда оплаты труда – деньги неприкосновенные.
Есть департаменты, где затраты на фонд оплаты труда составляют большую часть их бюджета. Это, как правило, самые «пустые» и невлиятельные места в областном правительстве. Яркий пример – комитет по государственной охране объектов культурного наследия, которым руководит выходец из департамента внутренней политики Анна Рожкова. Из 8 412 439, 4 рубля, которые в 2018 году получат охранители наследия, 7 398 018, 53 рубля уйдут на их зарплату. Меньше чем на 100 тысяч в месяц в департаменте закупят необходимые в работе офиса скрепки, ручки, папки, офисную и туалетную бумагу, а на оставшиеся деньги поохраняют что-нибудь, в командировку в район съездят. Примерно такая же ситуация в департаментах финконтроля и энергетики, тарифов, в службе жилинспекции. В этих конторах чиновники сидят тихо-тихо, не высовываясь и не привлекая внимания. Разве только какой-нибудь АрхДозор побузит и попортит нервы госпоже Рожковой с домом-«пулей», домом Курбатова или со старообрядческой церковью, но Анна Сергеевна старается сохранять спокойствие. Всё сгорело еще до нее, а нет памятника – нет проблемы.
Правило «деньги любят тишину», безотказно работающее в бизнесе, распространяется и на заместителей губернатора: чем больше бюджетных денег контролирует чиновник, тем менее заметно его присутствие в публичном пространстве и в медиа: меньше заявлений, интервью, скандальных тем и информационных поводов, меньше поездок с губернатором под телекамеры. Мы в редакции изучили областной бюджет на 2018 год, посоветовались с экспертами и, ранжировав руководителей комплексов областного правительства по объему контролируемых денег, выстроили рейтинг, который хотим представить вашему вниманию.
С одной только оговоркой: в правительстве Станислава Воскресенского нет комплекса внутренней политики и в рейтинге нет фамилии Евгения Нестерова, как нет и разбора его влияния на областную жизнь и контролируемых сумм. Видимо, это новое веяние, привнесенное в госуправление когортой технократов – мухи отдельно, политика отдельно.
1-е место
Эрмиш Ирина Геннадьевна,
руководитель комплекса социальной сферы Ивановской области.
Бюджет комплекса – 22 412 681 604,87 рубля,
в том числе фонд оплаты труда и взносы по ОМС работников комплекса и бюджетных и автономных учреждений – 3 539 626 175,39 рубля.
Ирина Геннадьевна – самый незаметный из заместителей губернатора, какую бы фамилию он ни носил. Даже когда приходится стоять перед телекамерами с комментарием по острой теме, она абсолютно спокойна и неэмоциональна, говорит так ровно и гладко, что проблема уходит на второй план под убаюкивающую речовку о том, что скоро всё будет хорошо, а потом еще лучше. Сказывается школа патриарха ивановской политики Хасбулатовой, под руководством которой работала Эрмиш – Ольга Анатольевна непревзойденно прячет эмоции, общаясь со СМИ и вышестоящим начальством. Говорят, в чиновники Ирину Эрмиш привел Александр Боровков (ныне руководитель УФАС) – в аппарат администрации Владимира Тихонова. А Александр Витальевич славен умением не привлекать внимания, обладая при этом полномочиями и ресурсами.
В 2006 году Эрмиш назначили начальником самого «богатого» департамента нашего рейтинга – социальной защиты населения.
Как бы ни пыталась Ирина Геннадьевна быть эффективной, но незаметной – не получается: такие деньги трудно не увидеть и за контроль над ними идет постоянная борьба. Посмотрите хотя бы на департамент здравоохранения и то, как меняются руководители: если вы в теме того, что происходит, и знаете, «кто чей», всё ясно без слов. Правда, с приходом нового губернатора обозначился новый тренд: если раньше за руководителями ивановской медицины маячили местные интересанты, то теперь на смену пришли игроки покрупнее – у Станислава Воскресенского широкие связи с федеральной властью и крупным российским бизнесом. Так, говорят, назначение на департамент здравоохранения Ирины Березиной лоббировал миллиардер Алексей Репик, совладелец фармацевтической компании «Р-Фарм». Алексея Евгеньевича за глаза называют «королем госконтрактов», главным поставщиком лекарств для российских больниц. Противостоять Репику не смогла даже всесильная до недавнего времени замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева – а это, согласитесь, сигнал о том, что в ивановском лобби-сообществе идут перемены.
Если так пойдет дальше, в ближайшее время надо ожидать замен в руководстве и других «вкусных» департаментов госпожи Эрмиш. Сама она, хоть и сильно нервничает, может быть спокойна до сентября – пока Воскресенский не лишится приставки «и. о.», он вряд ли будет менять руководителей комплексов. А вот после выборов, когда руки будут развязаны, да если найдется еще парочка таких интересантов, как Репик, Ирине Геннадьевне есть чего опасаться, а ее кураторам, если они по-прежнему заинтересованы в контроле над комплексом, – о чем подумать.
И, конечно, у комплекса соцзащиты и его руководителя имеется отличный шанс отличиться на грядущих в 2018 году выборах, пригнав подведомственных работников на участки для голосования и обеспечив нужную явку и нужные проценты голосования за нужных кандидатов. Всего-то дел: обеспечить выездное голосование в больницах и психоневрологических диспансерах, побудить директоров школ и дошкольных учреждений согнать родителей для агитации под видом родительских собраний…
И не мне этому учить: на местах всё давно отработано, преданные исполнители ждут команд.
2-е место
Зобнин Сергей Витальевич,
руководитель комплекса развития инфраструктуры Ивановской области.
Бюджет комплекса 3 757 582 597,07 рубля,
в том числе фонд оплаты труда и взносы по ОМС работников комплекса и бюджетных и автономных учреждений – 515 691 608,99 рубля.
При Павле Конькове Сергей Витальевич работал первым заместителем, и большинство проблем области решались именно в его кабинете – губернатор частенько лишь ставил визу на готовые решения. Во время отъезда Конькова из области именно Зобнин оставался на хозяйстве. О тогдашней влиятельности Зобнина говорит и тот факт, что он отвечал за связь с силовыми структурами – а эта сфера при прежнем губернаторе была особенно болезненной и нервной.
С приходом Воскресенского всё изменилось. Новый руководитель выстроил горизонтальное правительство с равноудаленными замами, замкнув принятие основных решений на себя (то, что Станислав Сергеевич много времени проводит в столице, и из-за этого, по слухам, документооборот, мягко скажем, замедлен, – оставим в стороне). В горизонтальном правительстве Воскресенского Зобнин лишился не только статуса первого заместителя, который делал его первым среди равных, но и части департаментов, которые курировал ранее. Уверен, что Сергея Витальевича не радует такое положение дел, и по областному правительству ползут слухи то о его уходе в министерство к Меню, то в бизнес, то еще куда-то. Сам Зобнин на прямой вопрос о намерении покинуть область ответил, что хотел бы продолжить работу в правительстве, уезжать не собирается, в бизнес возвращаться желания (да и возможности) уже нет. Жизнь, конечно, чаще всего не спрашивает, хотим мы чего-то или нет, но Зобнин не из тех людей, что «готовы прогибаться под изменчивый мир», так что посмотрим, куда всё это вырулит.
Если новый руководитель действительно решил посадить своих людей на все «рыбные» места в департаментах, то карьера Зобнина в правительстве может оказаться под угрозой: он курирует департамент дорожного хозяйства и транспорта, который «стоит» 2 898 712 426,21 рубля из 3,75 миллиарда зобнинского комплекса, и с его уходом контролировать станет нечего. Тем более что ходят упорные слухи о наличии среди московских друзей Станислава Воскресенского еще одного миллиардера и «короля госконтрактов», только в дорожной отрасли. Если это так, остается только гадать, когда «на дороги» заведут нового руководителя.
В любом случае сегодня через комплекс Сергея Зобнина проходит второй по объему бюджетный денежный поток, а сам он даже после недавнего понижения в статусе остается, наверное, самым влиятельным заместителем губернатора. Вряд ли он сможет мобилизовать на выборах столько бюджетников, сколько приведет Ирина Эрмиш, зато у него крепкие связи с крупным ивановским бизнесом, которые могут превратиться в финансовую базу выборной кампании любого масштаба.
3-е место
Громов Максим Евгеньевич,
руководитель комплекса строительства Ивановской области.
Бюджет комплекса 1 763 216 964,76 рубля,
в том числе фонд оплаты труда и взносы по ОМС работников комплекса 39 584 408,47 рубля.
Максим Громов – идеальный шаблонный и местами карикатурный чиновник. Карьеру начинал в частном секторе и, говорят, достиг там неплохих финансовых высот, но бизнес, в котором их достиг Громов, был «не тот»: это печально известный «Энергострим», руководители которого сегодня в бегах и о котором когда-то нелестно отзывался Владимир Путин. В биографии Максима Евгеньевича на сайте областной администрации эта веха отмечена так: «С 2005 по 2009 год работал в сфере энергетики». Потом он перебрался в ивановское правительство, поработал в администрации областного центра, не прижился в Москве, куда перебрался после ухода из области Михаила Меня, опять вернулся в Иваново.
Думаю, Громов – единственный в нынешнем кабинете, кто имеет стопроцентные шансы остаться в правительстве, когда Станислав Воскресенский лишится приставки «и. о.». Дело не в его административных талантах, а скорее в их отсутствии и в способности забалтывать ситуацию и моментально подстраиваться под любую конфигурацию и обкладываться бумагами, исключающими ответственность (свою и непосредственного начальника) за не принятые вовремя решения – что-что, а это искусство современная бюрократия освоила в совершенстве. Самый яркий пример – ситуация с обманутыми дольщиками.
Комплекс Громова сегодня трясет, он на ежедневном жесточайшем контроле всех и вся – от федерального правительства до обозленных на постоянные отписки и отговорки местных дольщиков. Вряд ли в этой ситуации руководитель решит рискнуть «на сторону» хоть копейкой, и влияния это не добавляет. В разрезе выборных кампаний направление Максима Евгеньевича совсем не подарок – сплошной негатив и дискредитация и всех уровней власти, и «Единой России».
UPD: После выхода материала Максим Евгеньевич (или пресс-служба областного правительства) убрали из официальной биографии на официальном сайте двусмысленную запись о работе в бизнесе и дали полую информацию о том, когда, где и кем трудился в бизнесе господин Громов с 2005 по 2009 год.
- С 2005 по 2007 годы занимал должности в ОАО РАО «ЕЭС России».
- С 2007 по 2009 год – первый заместитель генерального директора ОАО «Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания», г. Самара.
- В феврале 2009 года назначен на должность генерального директора ООО «Энергия развития «Аудит»», г. Самара.
4-е место
Шаботинский Александр Леонидович,
руководитель комплекса жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Бюджет комплекса 1 554 732 984,47 рубля,
в том числе фонд оплаты труда и взносы по ОМС работников комплекса 71 702 233,53 рубля.
Александр Шаботинский в исполнительной власти новичок – до этого несколько созывов работал в областной думе и всячески критиковал в том числе состояние дел в отрасли, которой теперь поставлен руководить. Говорить о каких-то конкретных шагах Шаботинского-чиновника пока бессмысленно, он их еще не сделал. Гадать, какие это будут шаги – бесполезно. Одно дело находить недочеты в чужой работе, и совсем другое – выстраивать ее самому. Тут новому заместителю гарантировано внимание и СМИ, и жителей: тема ЖКХ всегда самая близкая и самая болезненная – с теплом, дерьмом, котельными, вывозом мусора, капитальными ремонтами и так далее.
Назначение Шаботинского руководителем комплекса жилищно-коммунального хозяйства и энергетики – одно из немногих кадровых решений нового губернатора. Очевидно, что Александр Леонидович после ухода Конькова хотел видеть в губернаторском кресле фигуру совсем из другого кремлевского клана – тем интереснее его назначение. Абсолютно точной информации нет, но, говорят, Шаботинского лоббировали некие федеральные силы, до этого делавшие ставку на Фомина и наконец-то понявшие, что Александру Германовичу в исполнительной власти ловить больше нечего. Посмотрим, что изменится в отрасли, в первую очередь, как будут разыграны деньги на капремонт.
Одно можно сказать точно: в правительстве появился боец, имеющий свою позицию и умеющий ее отстаивать. Он предприниматель с хорошей хваткой и успешной бизнес-историей. Чего у него пока нет, так это чиновничьего умения молчать и кивать в такт речи начальника, а именно этот навык, как кажется, ценится в бюрократическом мире превыше всех остальных. Скорее всего, Александр Леонидович в первую очередь сосредоточится на выстраивании правильных отношений с правильным бизнесом и с новым шефом.
В плане выборов у Шаботинского есть огромный личный опыт – он начал выбираться, когда выборы были относительно конкурентной историей. Он избрался от «Единой России» при Мене и Пахомове, которые были ему не рады и терпели только из-за того, что он потопил на округе коммунистку Наталью Ковалёву. Не знаю, сможет ли Шаботинскому пригодиться этот опыт сегодня, когда он взял ответственность за главную российскую черную дыру – сферу жилищно-коммунального хозяйства, но другого у него нет.
5-е место
Давлетова Светлана Валентиновна,
руководитель комплекса экономического развития.
Бюджет комплекса 1 037 446 853,95 рубля,
в том числе фонд оплаты труда и взносы по ОМС работников комплекса 131 240 409,6 рубля.
Светлана Викторовна заслуженно занимает последнее место в рейтинге финансовых возможностей и влиятельности – у нее практически нет ни того ни другого.
На грядущих выборах руководитель ивановской экономики вряд ли сможет предъявить избирателю что-то весомое и яркое – новые объекты, как правило, встречают жесткое сопротивление местного населения, которое не верит в новые рабочие места и сразу начинает плач о нарушенной экологии. Область захлестнула волна банкротств, люди идут на улицу, а единственный положительный пример – «Автокраны» – личная победа Воскресенского, которой он вряд ли станет делиться с Давлетовой. Добавьте к этому постоянно всплывающие сообщения о том, что область не получила очередные деньги на софинансирование из федерального центра из-за того, что чиновники комплекса забыли подготовить нужные бумаги (или не забыли, но подготовили не так, как надо) – вот вам и портрет руководителя.
С деньгами в комплексе тоже всё непросто: самые «жирные» департаменты, входящие в него, контролирует кто угодно, только не Светлана Валентиновна. На департамент сельского хозяйства и продовольствия сел призванный Воскресенским «варяг» Денис Черкесов. Деньги департамента развития информационного общества, как недавно оказалось, вообще не контролируются никем из официальных должностных лиц. Департамент экономического развития и торговли возглавляет член правительства Александр Лодышкин, активно строящий самостоятельную карьеру и понимающий, что Давлетова в его истории – не та фигура, на которую стоит опираться и чью поддержку искать.
Кроме того, нельзя забывать, что новый губернатор пришел в область с должности замминистра экономического развития. Это значит, что именно к комплексу Давлетовой будет приковано его самое пристальное внимание и что именно на этот комплекс он ищет руководителя-единомышленника.
Политика
Сколько стоят заместители Станислава Воскресенского
Руководители комплексов правительства