Анна Семенова
Фото: Варвара Гертье
В первом квартале наступившего года нас, похоже, ждут очередные баталии в «столбике» на площади Революции, 6. Нет-нет, не за власть: на сей раз инициаторами дискуссий могут выступить застройщики. Дело в том, что по инициативе ивановской мэрии в правила землепользования и застройки (ПЗЗ) г. Иваново вносится требование о согласовании архитектурного облика зданий, которые планируется построить или реконструировать в областном центре.
Это требование не стало неожиданным и не вызвало очевидного протеста в строительном сообществе. Однако, по мнению ряда застройщиков, оно может явиться в перспективе очередным бюрократическим барьером. Кроме того, есть сомнения в том, что оценка проектов зданий будет объективной. Опасаются застройщики и дополнительных расходов, которые им придется нести, если проект не будет согласован с первого раза.
На публичных слушаниях по изменениям в ПЗЗ, которые состоялись в ивановской мэрии 14 декабря 2017 года, серьезных возражений по поводу согласования архитектурного облика не возникло – эти слушания вообще не вызвали большого интереса ни у горожан, ни у застройщиков. Однако, как известно, публичные слушания носят рекомендательный характер, а окончательное решение будут принимать депутаты Ивановской городской думы. И именно в думе начнутся дискуссии.
Зачем все-таки вводится согласование архитектурного облика и не превратится ли оно в инструмент недобросовестной конкуренции? Об этом рассказывает начальник управления архитектуры и градостроительства областного центра Павел Соколов.
- Павел Сергеевич, по поводу перспектив согласования архитектурного облика строящихся объектов. Почему городские власти считают, что это необходимо? И почему это требование вводится именно сейчас?
- Давайте начнем с того, что это не новшество. Лет 10 назад это требование в Иванове было, причем одобрял или не одобрял проекты зданий главный архитектор города. Просто все отвыкли от этой процедуры. Хотя в других городах, особенно крупных, она есть, и никто не спорит.
Что касается необходимости ее введения, то вы же сами живете в областном центре и видите, какие объекты возводятся в последние годы. Вы видите, какие споры возникают по поводу внешнего облика практически любого объекта. И надо сказать, что горожане зачастую правы, потому что застройщики нередко в первую очередь исходят из соображений собственной выгоды, а не из интересов города. Но ведь ивановцы заслуживают того, чтобы жить в красивом и комфортном городе.
Решение о необходимости введения требования о согласовании архитектурно-градостроительного облика зданий зрело давно и не является сиюминутным. Это нужно городу.
- Но что такое архитектурный облик? У каждого свои представления о прекрасном. Конечно, есть профессиональное сообщество архитекторов, но и у специалистов могут быть разные мнения. Для Постнова прекрасно одно, для Снитко – другое, для Лосева – третье. А есть еще и Алмаев, и Шахматов, и другие архитекторы. Кто будет определять, что приемлемо, а что нет, и принимать решение?
- Принимать решение будет градостроительная комиссия, в которую войдут профессиональные архитекторы, имеющие большой опыт практической работы. Сейчас Союз архитекторов готовит свои предложения по кандидатурам. Причем мы изначально настаивали и настаиваем на том, чтобы в комиссии были только архитекторы – никаких чиновников. В этом случае мы получим грамотные и взвешенные решения – по крайней мере, я на это надеюсь.
- А архитекторы как относятся к перспективе согласования?
- По-разному - есть немало архитекторов и проектировщиков, которые против этой инициативы. Причины этого очевидны. Дело в том, что в последние годы сотрудникам управления архитектуры и градостроительства нередко приходится сталкиваться с тем, что проекты разрабатывают люди, не имеющие архитектурного образования. На сегодняшний день достаточно приобрести соответствующее программное обеспечение, освоить его – и вполне можно подготовить проектную документацию, не будучи специалистом в области архитектуры. Автором проекта может быть специалист в области электроснабжения или водопровода и канализации – и мы получаем соответствующие здания.
Такая ситуация меня как руководителя управления в корне не устраивает. Судя по мнениям, которые регулярно озвучиваются в соцсетях и в СМИ, это не устраивает и жителей города.
Кроме того, процедура согласования архитектурного облика зданий будет публичной. На заседаниях комиссии смогут присутствовать СМИ, проекты будут публиковаться на официальном сайте администрации. Таким образом, жители будут узнавать, что именно собираются построить рядом с их домом и как это будет выглядеть не после того, как получено разрешение на строительство и установлено строительное ограждение, а заранее. Думаю, это поможет снять множество проблем.
- Но ведь даже если жителям не понравится проект, как они смогут повлиять на проектировщика или застройщика?
- Повлиять смогут профессиональные архитекторы. Прекрасно понимаю, что у каждого из наших заслуженных архитекторов есть свое мнение, свои взгляды, вкусы и предпочтения, но принимать решение будет не один человек, а комиссия в целом – путем голосования. Если большинство членов комиссии проголосуют за проект, он будет согласован.
- Но сообщество архитекторов – это узкая профессиональная прослойка, для которой, как и для всякой узкой профессиональной общности, характерны межличностные конфликты и прочие неприятные вещи. Есть обиды на застройщиков, которые когда-то, скажем, предпочли другой проект, и соответственно, деньги получил конкурент. Не получится ли так, что субъективное отношение к автору проекта или к застройщику будет определяющим при принятии решения?
- Безусловно, такой фактор, как субъективное мнение или отношение, будет присутствовать. Но для того и создается комиссия, чтобы в итоге решение было основано не на мнении одного человека, и тем более – не на мнении одного чиновника. Комиссия из профессионалов исключает коррупционные факторы – а именно к этому мы стремимся.
И еще один момент: введение требования согласовывать архитектурный облик зданий в Иванове нужно самим архитекторам. Сейчас даже профессиональные архитекторы загнаны заказчиками в тупик. Приходит заказчик и говорит: я хочу вот такое здание. Хочешь – берись, не хочешь – мне другой сделает, как я хочу. Конечно, все хотят кушать и, наступая себе на горло, проектируют, что на самом деле не хотели бы проектировать, понимая, что безвкусица и что на объект потом самому будет стыдно смотреть. Процедура согласования позволит архитекторам профессионально расти. Вкус заказчика перестанет быть определяющим для проекта. И еще один плюс – более опытные коллеги будут подсказывать какие-то моменты молодым архитекторам уже на этапе эскиза. И застройщику это позволит избежать дополнительных расходов, потому что если вдруг при проектировании будут нарушены какие-то нормативы, например, по инсоляции соседних зданий, то в эскиз сразу можно будет внести соответствующие изменения. А на изменениях в проект можно потерять и миллион, и два, и три. У нас уже есть такие примеры, когда мы заворачивали проекты из-за нарушений нормативов градостроительного проектирования.
- Застройщики считают, что новое требование приведет к дополнительным расходам с их стороны. Например, получил он участок, получил ГПЗУ, в котором прописаны определенные требования к объекту: высотность, площадь пятна застройки, процент озеленения. Застройщик потратил деньги, заказа проект, приходит с ним на комиссию, а ему говорят – не утверждаем, не устраивает нас этот проект. Например, в ГПЗУ написано, что дом без ограничения высотности, а комиссия посчитала, что нужно строить не выше 15 этажей, чтобы сохранить общую высотность застройки в конкретном квартале. И цвет здания их не устроил. Получается, что застройщик, который заранее не имел информации об этих ограничениях или требованиям «попадает» на серьезные деньги.
- Никаких дополнительных расходов не будет. Схема будет такая: после получения ГПЗУ застройщик заказывает эскизный проект. Именно эскизный проект. И проходит согласование. Если его одобрили, застройщик заказывает «полный» проект и оплачивает его. Аргументы о дополнительных расходах – в определенной степени лукавство.
- Будет ли градостроительная комиссия как-то регулировать использование отделочных материалов?
- Да. В том числе, чтобы в центре города, например, не было зданий, отделанных сэндвич-панелями. Я считаю, что подобные материалы допустимы только для отделки производственных или складских зданий на окраинах, в промзонах. Но, насколько я знаю, многие, в том числе, профессиональные архитекторы, это мнение разделяют.
- Будет ли какое-то разделение города на зоны, где надо согласовывать, а где не надо? В конце концов, нет никакого смысла говорить об архитектурном облике зданий где-нибудь в промзоне.
- Дополнительного зонирования территории города мы не предполагаем, но и доходить до абсурда, требуя согласовывать внешний вид каждого склада, тоже не собираемся. Сейчас мы определили, что на согласование пойдут только жилые здания и здания общественного назначения.
Смысл этого согласования – чтобы новые здания вписывались в существующую архитектурную среду, чтобы они не портили ее. Ведь отдельно взятое здание может быть красивым, интересным с точки зрения архитектуры, но при этом не вписываться в градостроительную среду – и в итоге его назовут уродливым. Более того: здание с интересным архитектурным решением могут «убить» отделочные материалы – именно поэтому градостроительная комиссия будет согласовывать и их.
- А магазины, которые у нас так активно строятся, наша любимая точечная застройка?
- Их внешний вид придется согласовывать. Требование согласования касается любых новых или реконструируемых объектов, расположенных в жилых или общественных зонах.
- Насколько согласование архитектурного облика может удлинить процедуру получения разрешения на строительство по времени?
- Эта процедура будет занимать 22 рабочих дня, но она не входит в процедуру выдачи разрешения на строительство, а является отдельной процедурой.
- То есть получается, мэрия выстраивает еще один бюрократический барьер?
- Это не барьер – это защита архитектурного облика города. Задача городской власти – формировать город для жителей, а не для выгоды отдельных застройщиков. Конечно, про прибыль в принципе забывать нельзя, но тем не менее, мы должны строить для людей.
- Кто будет определять состав комиссии? Глава города?
Порядок согласования мы пока еще не определили. После внесения изменений в ПЗЗ будет приниматься пакет документов, которые сейчас готовятся. Я думаю, да, состав комиссии будет утверждать глава, это логично. Но мы ждем предложений от Союза архитекторов, от Союза строителей, от депутатов. В принципе, мы открыты и готовы рассматривать предложения всех заинтересованных лиц.
- Еще один аргумент застройщиков: дополнительные финансовые затраты и затраты времени не учитывались при расчете финансового обоснования проектов, начатых в прошлом году.
- Этот аргумент, возможно, возник из-за недостаточной информированности. Требование о согласовании архитектурного облика будет распространяться только на те объекты, ГПЗУ на которые будут получены после вступления в силу изменений в ПЗЗ. Если ГПЗУ получено в январе 2018 года и ранее, то согласовывать архитектурный облик не потребуется. Закон обратной силы не имеет (честно говоря, к сожалению), поэтому те, кто сейчас получил ГПЗУ, могут спать спокойно.
Бизнес
Павел Соколов: «Строить надо для людей»
Зачем согласовывать архитектурный облик?