Фото: Варвара Гертье
Год назад, в декабрьском номере «1000 экземпляров» было опубликовано интервью со свежеизбранным (или свеженазначенным – кому как нравится) главой города Иваново Владимиром Шарыповым. Тогда мы с ним в основном говорили о планах и перспективах, о приоритетных задачах, которые он ставил перед собой.
За прошедшие месяцы произошло немало изменений – прежде всего в политическом ландшафте. Да и в мэрии многое изменилось. А вот изменилось ли что-то для города и горожан? Какие задачи глава областного центра считает для себя основными сегодня? Как скажется на городе смена главы региона – или не скажется вообще? Об этом – предновогоднее интервью с Владимиром Шарыповым.
- Год назад в интервью нашему журналу вы говорили о том, что, кроме решения текущих задач, необходимо выстраивать и стратегические направления работы. Тогда в качестве одного из таких направлений вы называли привлечение инвестиций в город. Изменилась ли ваша позиция за прошедший год?
- Практически не изменилась. В качестве стратегических направлений развития города я по-прежнему вижу благоустройство, социальную сферу и привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест.
- Но если спросить горожан, то, скорее всего, большинство скажет, что по этим направлениям если что-то и сдвинулось, то не очень значительно. Особенно в том, что касается благоустройства.
- Благоустройство – процесс непрерывный, нельзя что-то сделать и на этом остановиться. Город меняется, расширяется, он нуждается в регулярной, постоянной заботе.
С одной стороны, это детали, которые не слишком заметны на первый взгляд, но именно они создают настроение. Это те же клумбы или оформление города, которым мы также уделяли много внимания в этом году, даже несмотря на все трудности с бюджетом. Да, это воспринимается как само собой разумеющееся, наверное, так и должно быть.
Что касается крупных дел, считаю, сделано многое. Во-первых, это текущие работы – ремонт крупных улиц, масштабный ремонт Вокзальной площади, благоустройство городских аллей. Во-вторых, это формирование маневренного фонда, активов, которыми город может оперировать. На первом этапе эта работа не слишком заметна, но если бы мы её не начали, то в перспективе ближайших двух-трех лет и мэрия, и дума лишились бы всякой возможности влиять на формирование облика города.
Если говорить о привлечении инвестиций, то для большинства инвесторов одним из принципиальных вопросов является выделение земельных участков под жилищное строительство или под строительство производственных объектов. А свободной земли у города нет. Поэтому после того, как я вступил в должность мэра, мы начали инвентаризацию земельных участков, отданных в аренду под застройку. Выявили недобросовестных арендаторов, которые не платят за аренду или долгое время не выполняют своих обязательств по освоению земли, сейчас идет процесс изъятия участков. В результате этой работы мы смогли предотвратить строительство 14 объектов точечной жилой застройки, тем самым поддержав генеральную линию по комплексному освоению земель и сохранив исторический привычный облик городских дворов. Сохранили внешний вид двух зон – мемориала Героям фронта и тыла и территории будущего Дворца игровых видов спорта. И, конечно, это один из шагов по созданию благоприятного инвестиционного климата.
Ещё один шаг в том же направлении – это строительство дороги по улице Станкостроителей. На этой улице есть муниципальные участки, есть земля, принадлежащая коммерческим организациям. Но территории не осваиваются из-за отсутствия инфраструктуры: там нет ни нормальной дороги, ни газа, ни электроэнергии. Мы начали решать эту проблему со строительства дороги, работаем и с коммунальной инфраструктурой. В результате там появятся так называемые зеленые площадки, куда можно будет заводить инвесторов.
Я понимаю, что есть исторически сложившаяся система работы администрации. Но не считаю возможным эту систему сохранять, потому что сами видите: ситуация сейчас меняется очень быстро, надо уметь столь же быстро на эти изменения реагировать, принимать решения самостоятельно, а не когда тебе глава позвонил и дал… скажем так, указания. Тем чиновникам, которые не могут так работать, наверное, лучше подумать о смене места работы
Про бизнес- А сами потенциальные инвесторы про это знают?
- И тут нам есть над чем работать: каналы связи администрации города с бизнесом не были выстроены должным образом. То есть бизнес на территории областного центра зачастую существует сам по себе, а администрация – сама по себе. А ведь взаимодействие пойдет на пользу и бизнесу, и городу. Простой пример: мы общались с руководством фабрики «Красная Заря», и оказалось, что у них проблемы с организацией движения общественного транспорта: чтобы людям было удобнее добираться на предприятие, надо бы продлить маршрут на одну остановку. Всего на одну остановку! Это не так сложно – чисто организационные вопросы решить – но информации об этом в комитете по транспорту почему-то не было. В администрации вообще никто не знал, что у предприятия есть такая проблема. И это неправильно.
Сейчас мы выстраиваем взаимодействие с бизнес-сообществом, уже есть ряд интересных проектов. Думаю, бизнес за этот год увидел, что администрация города заинтересована в создании условий для развития предпринимательства. Есть и ответная реакция: «Профессионал» намерен расширять производство в Иванове, а не в Ярославле, «Нейрософт» планирует расширять свою производственную площадку. Предприниматели, которые к нам обращаются, видят, что мы идем навстречу.
- Вот просто так идете навстречу? А какие бонусы от этого получит город?
- Самые очевидные – налоги и рабочие места. Это одно из главных наших требований. И, конечно, соблюдение «правил игры», которые для всех одинаковы.
- Применительно к городу Иваново в одинаковые правила игры слабо верится. Достаточно вспомнить неплатежи за землю и ситуацию на рынке наружной рекламы.
- Инициирование процесса возврата земельных участков – и есть один из индикаторов того, что администрация не намерена делать исключения: правовое поле едино для всех. Позиция мэрии понятна и бизнесу: многие должники приходят на комиссии по неплатежам в бюджет сразу с платежками.
С наружной рекламой мы тоже стали наводить порядок. За год выявлены десятки незаконных конструкций.
- Которые по-прежнему стоят где стояли.
- Часть уже снесена, часть в работе. Сейчас вносятся изменения в схему размещения рекламных конструкций, и эти места будут расторгованы. Ну и главное, мы добились того, что владельцы рекламных конструкций устанавливают именно те конструкции, которые были выставлены на торги. И платят именно за них. Например, если на конкурсе был призматрон – устанавливай призматрон и плати за него. Раньше, как вы знаете, некоторые операторы позволяли себе устанавливать вместо тех же призматронов стационарные конструкции и платили именно за них. Такой практики больше не будет: правила одинаковы для всех, независимо от фамилии владельца организации.
Гоняться за выполнением чьих-то ожиданий бессмысленно. И этим я заниматься не собираюсь. Тем более очень многие любой шаг представителей власти воспринимают отрицательно. Для меня главное – что я сам определил основные направления, и город двигается в этих направлениях
Про областную власть и нового губернатора- Если обращать внимание на то, каким образом ивановская мэрия пытается решить тот или иной вопрос, то складывается впечатление, что у неё своих полномочий почти нет – практически по любому вопросу городские чиновники обращаются в структуры регионального правительства.
- Это нормально в работе любого муниципалитета. Если полномочия пересекаются, то в любом случае наши действия согласовываем с областью.
- А насколько это нормально? Или мешает работе?
- На федеральном уровне уже давно обсуждается вопрос о передаче дополнительных полномочий на муниципальный уровень. С дополнительным финансированием, естественно. Но, видимо, есть причины, по которым это решение не принимается. Так что сейчас задача главы любого муниципалитета – максимально использовать свои лоббистские возможности, чтобы деньги раньше перечислили, чтобы вообще деньги какие-то дали. Или разрешение дали. Или не дали разрешение. С переменным успехом – то получается, то не получается. Муниципальная власть должна быть подвижна и инициативна, от этого во многом зависит благополучие муниципалитета.
- С предыдущим руководством области у вас был нормальный контакт – и личный, и служебный. Сейчас губернатор сменился. Получается ли выстроить контакт с новым главой региона Станиславом Воскресенским? Или пока об этом говорить рано?
- Если я пойму, что у меня нет контакта с главой региона, независимо от его фамилии, если не будет взаимопонимания с ним, то я эту должность оставлю. Потому что при том огромном влиянии, которое власти региона оказывают на любой муниципалитет, нельзя делать город заложником личных амбиций. Это неправильно и неуважительно по отношению к людям, которые живут в городе. Объявить независимость, конечно, можно – дурное дело всегда нехитрое, а что потом? Рассказывать всем, кто виноват в бедах горожан? Это путь в никуда.
По большому счету, государственное или муниципальное управление отличается от бизнеса только тем, что здесь у тебя более жёсткие нормативно-правовые рамки, больше рисков при принятии решений и огромная личная ответственность перед каждым жителем
О кадрах- Один из принципиальных вопросов, который возникает при смене руководителя любой структуры, – это кадровый. Изначально вы говорили о том, что кадровых революций не будет, и будут лишь точечные изменения. Однако заявляли, что требования к работе всех сотрудников администрации города – от рядовых клерков до заместителей главы администрации – существенно изменятся, поскольку в нынешней ситуации нельзя работать, как 15 лет назад. Тем не менее существенные кадровые перестановки в мэрии очевидны…
- Да, за последний год сменились руководители целого ряда подразделений, в том числе управления благоустройства, управления по делам наружной рекламы, управления ЖКХ, комитета по имуществу.
- …что касается стиля работы, то, судя по жалобам граждан на отписки, этот вопрос решить не удалось?
- Работа с кадрами – что во властных структурах, что в бизнес-структурах – это процесс, который нельзя останавливать. Людей надо постоянно встряхивать, держать в тонусе, а если это не даёт нужного эффекта, то менять их. Это необязательно означает увольнение: человека, который очевидно не справляется с поставленными перед ним задачами, можно поставить на другой участок, то есть переместить по горизонтали или перевести на более низкую должность. Это обычная практика, которая в бизнесе всегда применялась, а здесь, в муниципалитете, она почему-то считается каким-то нововведением. Ты занимаешь должность, но не тянешь – перейди на другую должность. Или найди себе работу попроще. А если для тебя личные интересы или личный комфорт важнее, тогда иди работать в какой-нибудь бизнес.
К сожалению, есть люди, которые не понимают, что надо меняться, надо соответствовать тем задачам, которые перед ними ставит руководитель. Самый простой пример – руководитель говорит подчиненному: прекратите писать отписки, отвечайте людям нормально, по существу. Кто-то этого не понимает, продолжает работать так, как привык. Полгода не понимает, год не понимает, а потом, извините, его уволят. Потому что в администрации работают взрослые люди, и я как глава города считаю, что взрослым людям не надо объяснять элементарные вещи по несколько раз. Одного раза вполне достаточно.
Я понимаю, что есть исторически сложившаяся система работы администрации. Но не считаю возможным эту систему сохранять, потому что сами видите: ситуация сейчас меняется очень быстро, надо уметь столь же быстро на эти изменения реагировать, принимать решения самостоятельно, а не в ручном режиме, когда тебе глава позвонил и дал… скажем так, указания. Тем чиновникам, которые не могут работать так, как от них требуют, наверное, лучше подумать о смене места работы. Потому что ротация кадров будет продолжаться, это постоянный процесс.
Если я пойму, что у меня нет контакта с главой региона, независимо от его фамилии, если не будет взаимопонимания с ним, то я эту должность оставлю. Потому что при том огромном влиянии, которое власти региона оказывают на любой муниципалитет, нельзя делать город заложником личных амбиций
О разочарованиях- Если вспомнить ситуацию конца 2016 года, то, похоже, больше всего надежд с вашим приходом на должность главы областного центра питали так называемые гражданские активисты: пришел молодой и прогрессивный мэр, и уже через месяц в Иванове всё будет цвести и пахнуть… Те, кто ожидал сверхбыстрых результатов, сейчас вас критикуют. Это вас как-то задевает? Ведь, пожалуй, из всех глав областного центра за последние 10 лет вы наиболее активно используете Интернет для общения с жителями.
- Я не думаю, что у кого-то были подобные ожидания. Наоборот, мне казалось, что большинство считало, что Коньков поставил на город своего человека, очередного номинального главу, который будет просто кресло охранять. Надеюсь, что тех, кто так считал, я разочаровал.
В любом случае гоняться за выполнением чьих-то ожиданий бессмысленно. И этим я заниматься не собираюсь. Тем более очень многие любой шаг представителей власти воспринимают отрицательно. Для меня главное – что я сам определил основные направления, и город двигается в этих направлениях. Да, не так быстро, как хотелось бы, но движение есть.
- Вы сами не разочаровались в этой должности? Год назад вы говорили, что вам интересно попробовать себя в качестве главы.
- Да, интерес к этой работе был, и он остался. Потому что город – это огромный, сложный механизм, это масштаб крупного бизнеса. По большому счету, государственное или муниципальное управление отличается от бизнеса только тем, что здесь у тебя более жёсткие нормативно-правовые рамки, больше рисков при принятии решений и огромная личная ответственность перед каждым жителем. Я и сейчас не могу относиться равнодушно к упрекам в свой адрес, независимо от того, есть ли ответственность администрации в той или иной проблеме.
Я живу с ощущением, что отвечаю за всё – начиная от погоды и заканчивая настроением жителей. Не могу сказать, что это даётся легко: городские проблемы воспринимаешь как личные. Но это компенсируется тем, что ты можешь многое сделать. Ведь на самом деле от главы зависит очень многое. Например, возьмём крупный проект – реконструкцию Вокзальной площади. Решение о том, что этот объект город будет делать именно в 2017 году, принималось мной лично. И я прекрасно понимал, что это очень сложный объект. Конечно, вместо Вокзальной площади легко можно было начать другой объект. Например, уже был готов проект реконструкции мемориала «Красная Талка». Ну, почистили бы бюсты, подреставрировали бы их, дорожки вместо асфальта выложили бы плиточкой. И всё – 100 миллионов освоили, в сроки уложились, все аплодируют.
- Особенно коммунисты…
- Да и проект хороший, и нужный городу. Но ведь Вокзальная площадь объективно нужнее, чем мемориал, где народ стал появляться только после того, как его сделали гайд-парком. Да, решение было трудным, да, рабочие столкнулись с массой проблем, не учтенных при проектировании, – коммуникации, плывун. Но мы это сделали. Основная часть работ завершена, в следующем году подрядчик закончит озеленение, верхний слой асфальта, разметку. И в Иванове будет новая, современная площадь – ворота города.
То же самое – с улицей Станкостроителей. Понятно, что пока это дорога в никуда, что требуются огромные финансовые вливания, что еще несколько лет мы ее будем строить. Но если не начинать, то она никогда и не появится. И не будет ни инфраструктуры, ни «зеленых площадок», ни рабочих мест – ничего. Гораздо проще было эти средства из дорожного фонда направить, например, на очередной ремонт улицы Лежневской. Но я считаю, что сделал правильно.
Вот, пожалуй, именно это и есть самое сложное в деятельности главы города – правильно определить, что важно и что надо делать в первую очередь, а что может подождать. Я думаю, что расставлять верные акценты у меня пока получается. А что будет дальше – посмотрим.