Фото: Варвара Гертье
После бурных потрясений, которые обрушились на ивановскую текстильную промышленность в 2000-х годах, вопрос о том, выживет ли легкая промышленность в регионе, практически не стоял на повестке дня. Да, часть предприятий, существовавших еще с советских времен, закрылись, да, ивановских текстильщиков и швейников постоянно поджимают коллеги-конкуренты сначала из Турции и Китая, а теперь еще и из стран Средней Азии. Да, многим производителям пришлось серьезно пересмотреть ассортимент и найти какие-то другие ниши. Но, тем не менее, легпром как отрасль в Ивановской области сохранился и даже развивается, хотя все более значительную роль играет не столько текстильное производство, сколько швейное.
Но в конце 2017 года среди ивановских производителей снова стали ходить разговоры о том, что в результате действий федерального правительства легпром в Ивановской области ждут отнюдь не легкие времена. О том, что это за действия и какие угрозы они несут отрасли, мы говорим с Натальей Шелякиной, генеральным директором ООО «Ивашка».
- Наталья Валерьевна, разговоры о том, что у ивановских производителей, работающих в легкой промышленности и сопутствующих отраслях, в ближайшее время могут возникнуть очень серьезные проблемы, начались после появления информации о планах Правительства РФ создать так называемый зеленый коридор для поставок текстильной продукции из Узбекистана. Что это такое и почему эта информация вызвала такую резкую реакцию у местных текстильщиков?
- Зеленый коридор – это режим максимального благоприятствования для импортирования той или иной продукции из другой страны. В рамках зеленого коридора, как правило, упрощается ряд процедур, в том числе таможенные, а на территории страны-импортера создается точка, куда приходит импортируемая продукция – так называемый хаб – и оттуда она затем поставляется в другие регионы страны.
В случае с «зеленым коридором» для продукции узбекского легпрома у нас на удивление мало информации – создается впечатление, что тема просто замалчивается. Про работу над его созданием мы узнали не из российских, а из узбекских СМИ. Но в этих источниках, например, нет ни слова о том, будут ли сохраняться требования по сертификации импортируемой текстильной продукции – а это очень важный момент. Кроме того, текстильный хаб планируется разместить в Иванове – и это, на мой взгляд, станет началом конца ивановского легпрома.
На сегодняшний день Иваново – это крупный не только производственный, но и логистический центр: здесь есть склады, транспортные компании, торговые комплексы, специализирующиеся на текстиле. Именно это привлекает и узбекских поставщиков текстиля
- Почему? Насколько известно из немногочисленных публикаций, «зеленый коридор» планируется создать в рамках борьбы с контрафактными поставками узбекского текстиля в Россию. На контрафакт ивановские текстильщики жалуются уже много лет. Так что же плохого в том, что хаб разместится у нас? - Начнем с того, почему же хаб хотят разместить именно в Иванове? Да потому, что в последние 10 лет здесь активно создавалась вся необходимая инфраструктура – причем, заметьте, создавалась местным бизнесом, без участия государства. На сегодняшний день Иваново – это крупный не только производственный, но и логистический центр: здесь есть склады, транспортные компании, торговые комплексы, специализирующиеся на текстиле. Именно это привлекает и узбекских поставщиков текстиля, которые давно открыли представительства своих компаний в Иванове.
Теперь о том, какие последствия могут наступить для ивановской текстильной промышленности и Ивановской области в целом после создания «зеленого коридора» в том формате, о котором сейчас говорят в Минпромторге. Есть живой пример: недавно подобный «зеленый коридор» был создан в Новосибирске. У нас есть свое представительство в этом городе, так что мы знаем о происходящем не понаслышке: видели все своими глазами. Первое, о чем надо сказать, – это кадры и рабочие места. Создавая «зеленый коридор», власти Новосибирска говорили, мол, это приведет к созданию новых рабочих мест. Но узбекские предприниматели, видимо, принципиально работают только со своими соотечественниками. Многие из них работали на складах и в магазинах нелегально – это тоже удешевляет рабочую силу и отражается на конечной стоимости продукции. Второй момент – это демпинг, в том числе за счет низкого качества продукции. К сожалению, уровень жизни россиян во многих регионах снижается, и многим уже не до качества – на первый план при принятии решения о покупке выходит цена. Здесь узбекские производители – в том числе за счет снижения таможенных пошлин на продукцию легкой промышленности, за счет использования труда нелегальных мигрантов, за счет отсутствия прессинга со стороны налоговых и надзорных органов, знакомых любому российскому предпринимателю, – выигрывают у нас всухую.
В Новосибирске после открытия «зеленого коридора» узбекским предпринимателям закрылись почти все местные производства, специализирующиеся на швейке. Но для этого города легпром не является основной отраслью, кормящей сотни тысяч людей. В Ивановской области открытие «зеленого коридора» и создание текстильного хаба может привести к полному краху нашей экономики.
- Это будет серьезным ударом, поскольку текстиль и швейная промышленность играют значительную роль в жизни региона…
- Даже более значительную, чем кажется на первый взгляд. Доля текстиля и швейки в структуре промышленного производства региона составляет почти 45% – и это только по официальным данным, которые не всегда отражают истинное состояние дел, поскольку не секрет, что многие небольшие швейные цеха работают «всерую». Не в последнюю очередь, кстати, из-за демпинга тех же среднеазиатских производителей и контрафакта, как из этих стран, так и из Китая.
Только по данным официальной статистики в текстильной и легкой промышленности региона работают более 27 тысяч человек (и это при том, что в нашей области живет чуть более миллиона), зарегистрировано 963 юридических лица и индивидуальных предпринимателей, работающих в этой отрасли. Также сюда надо добавить предприятия, производящие сопутствующие товары: упаковку, фурнитуру и другое, логистические центры и транспортные компании. Это десятки тысяч семей, имеющие возможность с уверенностью смотреть в завтрашний день, поскольку спрос на отечественные изделия швейной промышленности в последние годы растет. Более того: нередко мать-швея фактически содержит всю семью, ведь зарплаты квалифицированных швей, как правило, превышают среднюю по области. Мужчине, особенно в небольшом населенном пункте, гораздо сложнее найти работу с таким уровнем зарплаты.
Если учитывать и «серую» занятость, то можно с уверенностью говорить, что с легкой промышленностью непосредственно связана жизнь более чем 1/6 жителей Ивановской области. Добавляем сюда членов семей работников легпрома и смежных отраслей – и получается, что ситуация в легпроме непосредственно затрагивает половину населения региона.
Можно еще вспомнить, какой ценой нам удалось сохранить статус текстильной столицы России. Ценой закрытия предприятий, забастовок 90-х годов, потерей квалифицированных кадров (и потом мы лет 10 восполняли этот провал, обучая людей работе на современном оборудовании)… Уровень безработицы у нас был одним из самых высоких в стране, а от имиджа депрессивного региона мы не избавились до сих пор. И на руинах советской текстильной промышленности ивановские предприниматели выстраивали заново и производства (тратя огромные средства на модернизацию оборудования, практически без поддержки или с минимальной поддержкой со стороны государства), и логистику, и партнерские связи. Ивановский бизнес создал новые товарные ниши, в том числе – детский ассортимент, освоил работу с новыми видами тканей, создал тысячи рабочих мест.
И вот если сейчас на территории Ивановской области будет создан узбекский текстильный хаб, то маховик начнет крутиться в обратную сторону. Узбекским производителям, в первую очередь, нужно получить рынки сбыта. Они их получат без каких-либо вложений в инфраструктуру, придут на готовое и просто вытеснят нас с российского рынка. Качество продукции большинства узбекских производителей очень низкое, но при нашем уровне жизни люди, как я уже говорила, в первую очередь обращают внимание на цену. Нет никаких гарантий, что вместе с легальной продукцией сюда не хлынет поток контрафакта, поскольку Средняя Азия славится запредельно высоким уровнем коррупции (я знакома с ситуацией и могу уверенно сказать: без «шапок», то есть взяток, там традиционно не решается ни один вопрос, это особенности азиатского менталитета, и никакие законы с этим ничего не сделают). Мы не сможем конкурировать с узбекской продукцией по цене и будем вынуждены уйти с рынка. И опять в регионе начнет расти безработица, поскольку, как я уже упоминала, узбеки предпочитают брать на работу земляков, даже если они нелегалы.
Можно с уверенностью говорить, что с легкой промышленностью непосредственно связана жизнь более чем 1/6 жителей Ивановской области. Добавляем сюда членов семей работников легпрома и смежных отраслей – и получается, что ситуация в легпроме непосредственно затрагивает половину населения региона
- А налоги? Ведь местный бизнес пополняет местные бюджеты…- Это еще один вопрос, который московские авторы проекта, видимо, не учли. Наш регион и без того является дотационным, и областной, и муниципальные бюджеты еле сводят концы с концами. А в случае ухода с рынка предприятий легкой промышленности налоговые поступления от них прекратятся. Ведь на самом деле сегодня не так уж много «серых» производителей – это было характерно для 2000-х годов, а теперь, если ты хочешь развивать свое предприятие, работа в тени несет огромные риски, и многие предпочитают работать «вбелую».
Хочу обратить внимание и на такой момент, как безопасность. Приток нелегальных мигрантов всегда означает ухудшение криминогенной обстановки. Кроме того, из сообщений СМИ мы знаем, что именно выходцы из Узбекистана являются членами экстремистских религиозных организаций. И благие намерения федеральных властей могут обернуться повышением террористической угрозы.
Есть и еще один вопрос, ответ на который десятки ивановских производителей, работающих в легкой промышленности, хотели бы услышать от федеральных властей: Президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял о необходимости поддерживать российских производителей, развивать российскую промышленность. Реализация проекта «зеленого коридора», вопреки установкам президента, просто убьет российский легпром. Так почему же на федеральном уровне не учитывают интересы простых людей, работающих в этой отрасли? В жертву каким стратегическим интересам будут принесены тысячи семей, которых открытие узбекского текстильного хаба ввергнет в нищету и безработицу? И почему, прежде чем заявлять о создании этого хаба в Иванове, никто не поинтересовался мнением тех, кто своими руками восстанавливал отечественный легпром после кризиса 1990-х и 2000-х годов?
Мы очень надеемся, что прежде чем совершить этот необдуманный шаг, правительство России все-таки более глубоко познакомится с ситуацией в отечественной легкой промышленности. И очень рассчитываем на то, что врио губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский услышит наше мнение и не даст разрушить столь значимую для региона отрасль.