Анна Семенова
Есть вероятность, что жители Иванова и пригородов получат новогодний «подарок» – стоимость проезда в общественном транспорте (точнее – автобусах, независимо от их размера) вырастет с 19 до 21 рубля. Рост цен затронет порядка 75-80% машин, работающих на городских маршрутах, и порядка 20-30 % машин на межмуниципальных маршрутах, идущих через областной центр в населенные пункты Ивановского района и Кохму. При этом департамент энергетики и тарифов правительства Ивановской области не принимал (пока) никаких решений о повышении предельной стоимости перевозок на маршрутах автомобильного общественного транспорта.
Ну и как так? – спросит читатель, ориентирующийся в тарифно-транспортных реалиях. – Перевозчики же не имеют права устанавливать стоимость проезда выше предельной, утвержденной департаментом энергетики и тарифов?
Так и было до недавнего времени. Пока на практике не начали реализовываться положения 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». Этот закон, в числе прочих, ввел такое понятие, как регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, то есть по тарифам, которые устанавливает не государство, а сам перевозчик. Сохраняются и регулируемые тарифы, причем на каких маршрутах они регулируются, а на каких нет, определяют органы местного самоуправления (для городских маршрутов) или региональные органы государственной власти (для межмуниципальных маршрутов). В Иванове еще в конце 2015 года власти решили, что по регулируемым тарифам у нас будут работать только троллейбусы – а все автобусы будут осуществлять перевозки по нерегулируемым тарифам. С какого перепугу в мэрии так решили – теперь не понять. Поскольку ни тогдашний глава города Алексей Хохлов, ни тогдашний председатель комитета по транспорту Сергей Максимов в мэрии уже не работают. Разве что замглавы города Владимиру Карпову, который и тогда и сейчас курировал «транспортный цех», можно было бы адресовать этот вопрос. Но вряд ли старый чекист (а они, как известно, бывшими не бывают) ответит что-нибудь внятное.
Право устанавливать тариф перевозчик получает с момента, когда начинает осуществлять перевозки по новым правилам (то есть по правилам, утвержденным в 220-ФЗ). Чтобы не утомлять читателей юридическими подробностями, отмечу лишь, что эти «новые правила» для ивановских перевозчиков начинаются с момента, когда закончился прежний договор. Поскольку никаких конкурсов мэрия не проводила, на маршруте, где закончился договор, автоматически остается «старый» перевозчик – еще на 5 лет. Только теперь никакого договора (в котором, в частности, закреплено, что перевозки осуществляются по тарифу, утвержденному департаментом энергетики и тарифов) у него с городом нет, а есть свидетельство на право осуществления перевозок. Маршрут автоматически становится «маршрутом регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам». На большинстве городских маршрутов в Иванове и на части пригородных маршрутов договоры закончились в 2017 году, так что многие перевозчики уже с полгода, а то и больше могли бы работать без регулирования. Но до конца 2017 года они вроде бы и не заикались о том, что собираются повышать цены.
Зато теперь заикнулись: по нашей информации, в адрес руководства департамента дорожного хозяйства и транспорта, а также в адрес главы города Иванова на прошлой неделе были направлены уведомления о том, что перевозчики, работающие на маршрутах по 220-ФЗ, с 1 января повышают стоимость проезда до 21 рубля. Правда, при расчетах по социальным картам и универсальной карте школьника стоимость проезда останется прежней – 19 рублей.
Перевозчики мотивируют повышение тем, что за последние несколько месяцев стоимость дизельного топлива (на котором работает большинство автобусов) резко выросла – почти на 5 рублей. А стоимость проезда не менялась с 1 июля 2016 года (тогда она выросла на 1 рубль). При этом, когда перевозчики обратились в департамент энергетики и тарифов с предложением поднять максимальную стоимость проезда до 21 рубля, им отказали. И якобы добавили, что ни на какие повышения стоимости проезда перевозчики могут даже не надеяться до президентских выборов. Скорее всего, этот аргумент чиновники действительно приводили – но неофициально, и теперь в этом не признаются. А поскольку цены на дизельное топливо, видимо, не в курсе, что у нас в марте будут выбирать президента, перевозчики поработали-поработали, и решили, что фиг с ними, с выборами – надо выживать. А значит, повышать стоимость проезда, благо федеральное законодательство теперь им это позволяет.
По слухам, вокруг этих писем в департамент и мэрию уже началось жужжание и шуршание: серьезные люди приглашают перевозчиков на переговоры и настоятельно рекомендуют не делать резких телодвижений до 18 марта. Мол, не надо тут никаких социальных взрывов, повышения цен и т.д. А то мало ли что…
Окончательное решение перевозчики примут, скорее всего, к концу этой недели. А мы с вами про него узнаем уже 1 января.
Честно говоря, в этой истории сложно определить, кто «главный злодей». Очевидно лишь, что при любом раскладе крайними окажутся жители.
Общество
«Дизельный бунт» ивановских перевозчиков
21 рубль вместо 19 – за проезд в автобусе