Константин Соцков
Фото: Варвара Гертье (архив)
Ивановские журналисты привыкли, что обычно заседания Ивановской областной думы проходят в спокойно-меланхоличной атмосфере, покой которой изредка нарушает коммунист Владимир Кленов. Все обсуждение законопроектов (эмоциональное или не очень – неизвестно) проходит на заседаниях комитетов, закрытых для СМИ, а сор из кабинетов для заседаний законотворцы выносить не привыкли.
Но на последнем в этом году пленарном заседании один из вопросов вызвал пусть не самую оживленную, но дискуссию. Зампред областного правительства Максим Громов представил изменения в закон Ивановской области «Об установлении критериев, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты…»
Разработчики законопроекта предлагают уменьшить до 1% общую площадь жилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность застройщиком для последующей передачи детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей или малоимущим гражданам. Также до 1% от общей суммы капиталовложений предлагается сократить минимальную сумму затрат на строительство объектов социальной инфраструктуры.
При этом в мае 2017 года вышеназванные цифры увеличили до 5%.
«С мая-месяца по сегодняшний день предложений от застройщиков по реализации указанных проектов не поступало, в связи с чем мы предлагаем вернуться к норме, устанавливающей 1% предоставления жилья в бюджет муниципального образования, что позволит простимулировать застройщиков к решению этих задач. Кроме того, данная норма позволит простимулирвоать застройщиков к более активной деятельности по жилищному строительству… Мы проанализировали те преференции, которые получает застройщик с установленной нормы. При строительстве 15 тысяч квадратных метров жилья муниципалитет получает 150 кв. м. При пятипроцентной норме это 750 квадратных метров. При средней цене продажи по данному жилому комплексу (на улице Ленинградской в Иванове – К. С.) застройщик несет издержки в размере 5 миллионов 700 тысяч рублей, а при ныне действующей пятипроцентной норме – 28 миллионов 700 тысяч рублей.
Рыночная стоимость земельного участка, который ему был предоставлен, составляет около десяти миллионов рублей. Как мы видим, второй вариант, ныне действующая норма лежит за рамками экономической целесообразности, в связи с чем застройщики к нам не обращаются…», – объяснил предложение правительства Максим Громов.
Председатель областной думы Виктор Смирнов: «Вы тут сослались на депутатов (в пояснении к законопроекту – К. С.), что это инициатива депутатов была. Вот коллеги кивают головой – такой инициативы никогда не поступало. Вопрос в следующем состоит. На сколько изменилась цена земли в городе Иванове, что в мае-месяце, когда мы принимали законопроект по предложению правительства, и увеличивали процент отчуждаемого от застройщика жилья с одного до пяти процентов по сегодняшний день. С мая по ноябрь на сколько изменилась?»
Громов: «Существенно стоимость земли не изменилась».
Смирнов: «А тогда какие аргументы были у правительства в мае-месяце?»
Громов: «Мы до мая-месяца вели обсуждение, и я это отметил в своем докладе, в том числе с депутатским корпусом. И мы учли мнение отдельных депутатов по поводу того, что необходимо рассмотреть возможность увеличить нагрузку на застройщиков по выполнению социальных обязательств. Это не было предложением депутатов, я с этим согласен. Это было отдельное мнение, которое мы учли».
Смирнов: «Вы назовите депутатов, чтоб коллеги им в глаза посмотрели, и мы посмотрим заодно».
Громов: «Не могу сейчас назвать фамилии, поскольку это было год назад, и у нас были длительные, многократные обсуждения этого вопроса».
Смирнов: «Не год, уточняю, а пять месяцев назад».
Закономерный вопрос по законопроекту возник у депутата Владимира Гришина: «Говоря о стоимости земли, мы должны понимать разные кадастровые оценки земли в любом муниципалитете. В городе Иванове, если взять центр города и окраины, мы должны понимать, что неравнозначные участки. Мы вели на комитете этот вопрос. Надо вводить какие-то регулирующие факторы. Например, налог на вмененный доход регулируют самые разные процедуры, если предприниматель в центре ведет деятельность или на окраине… Мы не можем вводить одинаковые нормы по цене земли».
Громов: «Абсолютно согласен. Мы, рассматривая каждый конкретный случай, предполагаем рассматривать не кадастровую стоимость, а рыночную. Рыночная стоимость в центре и на окраине разнится, и даже два участка на окраине имеют разную стоимость в связи с наличием рядом той или иной инфраструктуры и возможности реализации того или иного проекта. Поэтому данные предложения будут рассматриваться правительством… Здесь я абсолютно с вами согласен».
Смирнов: «Так а когда эти критерии предложены будут? То есть вот эта дифференциация. Владимир Сергеевич говорил о дифференциации, то есть вы согласны с таким подходом. У меня вопрос. Когда правительство готово предложить соответствующие правила дифференциации?»
Громов: «При рассмотрении проектов инвесторов, которые откликнутся на наш закон, мы на инвестиционном совете будем рассматривать в тех предложениях, которые идут и оценивать не только кадастровую стоимость. Какой-то механизм критериев, о котором мы говорим, сейчас предложить достаточно трудно, потому что у нас пример в качестве рассмотрения есть только один».
Депутат Владимир Егоров: «Мне жаль, что не учли те соображения, которые были высказаны у нас на комитете. Владимир Сергеевич уже озвучил те сомнения, которые были высказаны. Я вообще не очень понимаю: мы будем что-то рассматривать. Если мы устанавливаем процент, что там рассматривать…. Я хочу обратить внимание, что проект закона носит общий характер, касается не только дольщиков, а масштабных инвестиционных проектов, поэтому правильно было высказано предложение привязать процент к кадастровой стоимости земли. Я не думаю, что это сложная проблема, но ведь совершенно очевидно, что стоимость земли в центре города или на окраине совершено разная, и обременение для застройщика имеет совершенно разное значение. Я предлагал бы здесь доработать. Меня смущает резкий переход: через полгода мы меняем процент в пять раз. А что изменилось?»
Первый зампред Ивоблдумы Анатолий Буров: «Ничего страшного не вижу в том, что мы пересматриваем закон и процент отчуждения. Да, мы приняли закон. Да, та норма была ошибочной, сегодня это ясно. Это нормальная правоприменительная практика, при которой правительство понимает – надо поменять что-то…»
В итоге законопроект был принят за основу в первом чтении.
Политика
«Назовите депутатов, чтоб коллеги им в глаза посмотрели»
Не могу сейчас назвать фамилии…