Анна Семенова
Фото: Варвара Гертье
Тут на прошлой неделе депутаты Ивановской городской думы в очередной раз озаботились судьбой и перспективами ивановского троллейбуса. И, как обычно, в ходе заседаний звучала мешанина цифр – весьма внушительных, складывающихся в сотни миллионов рублей, выделяемых из бюджета этому предприятию. Не знаю, что именно поняли депутаты из этих цифр: чем отличается субсидия на компенсацию части потерь в доходах предприятия от субсидии на возмещение недополученных доходов, как рассчитываются эти субсидии и прочее. Интересно другое: в бюджете 2018 года на все субсидии МУП «ИПТ» закладывается 152,9 млн рублей. Столько же планировалось и на начало 2017 года, но потом эта сумма была увеличена до 224,5 млн рублей. Руководство предприятия считает, что заложенных на 2018 год дотаций хватит до мая следующего года, руководство города (в лице первого замглавы администрации Сергея Золкина) – что до августа. Оптимизировать расходы предприятия уже некуда, повышать доходность при том, что никаких изменений на транспортном фронте у нас не предвидится – весьма проблематично. Но…
Но дьявол, как обычно, кроется в деталях. Давайте попробуем поковыряться в цифрах – дотаций, субсидий, стоимости проезда и прочих, в той самой мешанине, которая порой сбивает с толку и не дает понять, что же происходит с муниципальным предприятием и почему троллейбусы в Иванове стали настолько убыточным видом транспорта.
Сразу оговорюсь: часть данных взята из официальных документов, предоставленных в городскую думу, часть – из неофициальных, но заслуживающих доверия источников.
По понятиям
Путаница начинается уже с определения стоимости проезда. Есть несколько, скажем так, типов этой стоимости.
1. Плата за проезд, устанавливаемая для граждан. Утверждается постановлением главы города, сейчас составляет 17 рублей. Это то, что платят обычные пассажиры (не льготники). Используется в куче расчетов.
2. Предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров и багажа наземным электротранспортом. Устанавливается департаментом энергетики и тарифов. На 2017 год составляет 26,51 рублей, на 2018 год установлен в размере 27,43 рубля за одну поездку. Используется при расчете стоимости проездного для граждан и организаций (не для школьников и студентов), является верхним пределом платы, утверждаемой городскими властями.
3. Экономически обоснованная себестоимость проезда. Рассчитывается аудиторской организацией по методике, утвержденной Минтрансом в 2013 году. На 2017 год составляла 43,96 рублей, на 2018 год утверждена в размере 52,43 рубля. Используется для расчета субсидий из бюджета, компенсирующих разницу между экономически обоснованной стоимостью проезда и реальной, установленной для граждан.
4. Экономически обоснованная стоимость проезда. Рассчитывается так же, как пункт 3, но с учетом прибыли предприятия. В 2017 году составляет 56,54 рубля, на 2018 год – 57,46 рублей. К великому сожалению руководства МУП ИПТ, нигде не используется (поэтому мы сразу про нее забываем, а здесь она приведена по принципу «чтобы было»).
Кто за что должен
Теперь разбираемся в субсидиях и дотациях.
Первая – и самая простая из них – это компенсация разницы между экономически обоснованной себестоимостью проезда и платой за проезд, установленной для граждан. За это платит бюджет города Иванова (ну да, раз мэр установил низкую плату за проезд, пусть городской бюджет и отдувается). Рассчитывается таким образом: из экономически обоснованной себестоимости вычитается размер платы для граждан (в 2017 году: 43,96 – 17 рублей) и умножается на количество поездок по контрольным билетам.
Вторая субсидия – тоже из городского бюджета – это компенсация льготы по проездным для учащихся и студентов, а также компенсация за перевозку пенсионеров, не являющихся федеральными и региональными льготниками. Третий вид субсидии – уже из областного бюджета. Он доплачивает разницу между льготной и полной (установленной для граждан) стоимостью проезда за несколько категорий льготников: федеральных и региональных льготников, пользующихся социальной картой жителя Ивановской области, детей-сирот и детей из многодетных семей (ездят бесплатно по универсальной карте школьника).
И четвертый вид субсидии – из областного бюджета, установлен постановлением правительства ивановской области от 22 ноября 2012 года № 482-п и предусматривает субсидии на компенсацию потерь в доходах предприятий городского наземного электротранспорта. Но эти субсидии предоставляются с существенной оговоркой – «в пределах средств, предусмотренных законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год».
Про цифры
Если внимательно следить за руками, то обнаружится очень интересный факт: за мирных граждан, которые ездят по билетам, разницу в тарифах доплачивает городской бюджет – до экономически обоснованной себестоимости. А за льготников с соцкартами и за детей льготных категорий областной бюджет компенсирует только разницу между льготным тарифом и тарифом для прочих граждан. А до экономически обоснованной себестоимости недоплачивает никто. И дыра получается очень и очень приличная.
Вот данные за 2016 год.
Субсидия за перевозки всех федеральных льготников в 2016 году, если исходить из себестоимости перевозок, а не из стоимости проезда, должна была составить 76,5 миллионов рублей. А заплатил областной бюджет всего 12,5 миллионов. То есть убыток за перевозку этой категории пассажиров в прошлом году составил почти 64 миллиона. При этом потери из-за перевозки льготников по соцкартам составили 57,8 миллионов, а потери из-за перевозки детей-льготников по универсальной карте школьника – 6 миллионов рублей.
Субсидии на компенсацию разницы в тарифах в областной бюджет на 2016 год вообще не были заложены. Типа, нет денег на такие излишества.
Ну и городской бюджет из-за недостатка средств недоплатил субсидию на компенсацию потерь из-за разницы в тарифах для обычных пассажиров аж 42 миллиона рублей (всего надо было 251 миллион, заплатили 209). Вот вам и убыток в 100 миллионов от основного вида деятельности. Правда, финансовые результаты за 2016 год не так плачевны: МУП «ИПТ» в итоге сработал с убытком «всего» в 14 миллионов рублей. Ну и с долгами во внебюджетные фонды под 100 миллионов (долги эти были накоплены за несколько предыдущих лет).
А вот, что получается по 2017-му году.
Доплата за проезд федеральных и региональных льготников должна составлять порядка 66,5 миллионов. Из областного бюджета выплачено только около 14 млн. «Дыра» – больше 52 миллионов рублей. Убыток по перевозам по социальным картам 49 миллионов, по универсальной карте школьника – более 3,5 миллионов.
Субсидию на компенсацию потерь из-за разницы в тарифах в областной бюджет 2017 года опять не закладывали.
Доплата за муниципальных льготников и обычных пассажиров из городского бюджета должна была составить 238 миллионов, заплатили пока 224 миллиона. 13 миллионов повисли в воздухе.
Итого получается минус 65 миллионов рублей по основному виду деятельности.
Вывод такой: чем больше льготников, за которых платит (вернее, не платит) область, перевозят ивановские троллейбусы, тем больше убытков получает предприятие. И эта ситуация сохраняется много лет.
Правда, пришла вроде бы радостная для МУПа весть: в областной бюджет на 2018 год субсидия на компенсацию межтарифной разницы за перевози электротранспортом заложена – аж 21 миллион рублей. Но, во-первых, это более чем в 2 раза ниже потребности, а во-вторых, не факт, что предприятие их получит. Похожая ситуация была в 2015 году, когда в областной бюджет на компенсацию сначала заложили более 20 миллионов рублей, потом снизили эту сумму до 17 миллионов, но в итоге так и не выделили, внеся изменения в бюджет и направив эти деньги на другие цели.
И еще один нюанс, который подрубает финансовую ситуацию в МУП «ИПТ»: рост стоимости электроэнергии. Её предприятие покупает по тарифам для юридических лиц, и, соответственно, тариф зависит от ситуации на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Так вот, по итогам 10 месяцев 2017 года этот тариф вырос более чем на 25%. Если в 2016 году расходы МУП «ИПТ» на оплату электроэнергии за 10 месяцев составили 61 миллион, то за 10 месяцев этого года на это ушло 75 миллионов. В целом по году, прогнозируют в ИПТ, расходы на электроэнергию вырастут примерно на 20 миллионов рублей. Для сравнения: за счет всяческих сокращений и ужиманий на фонде оплаты труда в этом году в ИПТ сэкономили 30 миллионов. И 20 из них «съест» рост стоимости электроэнергии.
Так что совсем не удивительно, что у ИПТ нет денег на повышение зарплат базовым работникам – водителям и кондукторам, а из-за низкой зарплаты водители увольняются пачками: только в этом году по собственному желанию ушли 26 водителей, которых некем заменить. Поэтому на линии выходит меньше троллейбусов, чем предприятие могло бы выпустить.
И получается замкнутый круг.
Бизнес
Областной бюджет и льготники разоряют МУП «ИПТ»
Откуда берутся убытки?