Анна Семенова
Любая публикация. касающаяся сферы наружной рекламы в областном центре, вызывает такую волну комментариев в соцсетях или на сайтах СМИ, что порой кажется: именно эта отрасль, прости господи, народного хозяйства является ведущей и принципиальной для каждого жителя областного центра. Хотя, по большому счету, она мало кого касается напрямую. Ну вот скажите: какая вам разница, кто кого передавил на этом рынке – Роман Ефремов или Дмитрий Шлыков? Раньше был еще Виталий Ильюшкин, теперь вот аннигилировался… лично мне почти все равно, есть только два аспекта, которые меня как жителя города Иванова интересуют в связи с рынком наружной рекламы. Первое – чтобы дурацкие щиты не загораживали светофоры и дорожные знаки (бывает, что подсветка мешает разглядеть сигнал светофора в темное время суток, что бесит). Второе – чтобы город получал доходы от размещения этих, извините за выражение, рекламных конструкций, которые никакой пейзаж, даже спальные районы, не украшают. Но раз есть – пусть пользу приносят, глядишь, какому-нибудь детскому садику на ремонт побольше денег отломится. Хотя именно с этим у нас, похоже, большие проблемы. Настолько большие, что уже непонятно: а зачем вообще существует управление по делам наружной рекламы?
Депутаты Ивгордумы дожали-таки это самое управление и получили скудные официальные данные, сколько денег поступило в городскую казну в этом году от всяческой наружнорекламной деятельности. Получили, ознакомились и, видимо, успокоились – поскольку никто из депутатов – даже самые буйные – не стал выяснять, откуда взялась та или иная сумма. Хотя там было, на что обратить внимание.
Как оказалось, в бюджете г. Иваново на 2017 год запланировано получить 21,4 млн рублей доходов от размещения наружной рекламы, из которых 15,9 млн рублей – за счет поступлений по ранее заключенным договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Еще 5,5 млн рублей городские власти рассчитывали получить от торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию новых рекламных конструкций (25 отдельно стоящих конструкций и 4 стелы).
Но с торгами в этом году у управления наружной рекламы, как известно, не заладилось. В отчете перед депутатами руководство управления скромно умалчивает, сколько раз и какие конкурсы в этом году отменялись – а ведь это, как говорят бизнесмены, упущенная выгода. Но пусть это остается на совести тех, кто готовил документ (надо сказать, что начальник управления Сергей Овчаров в последнее время вообще не снисходит до появления на заседаниях комитетов думы). В общем, согласно отчету, в августе этого года чиновники выставили на торги 12 рекламных мест, цена за право заключения договоров по итогам торгов составила 1,4 млн рублей, при этом продать удалось только три рекламных места.
В ноябре был проведен открытый аукцион, на который мэрия выставила 9 рекламных мест, расторговали только 4, цена за право заключения договоров составила 0,6 млн рублей (что уже странно, но, предположим, места там были «невкусные»). То есть, по состоянию на 12 декабря от размещения наружной рекламы город получил доход в размере 12 млн рублей, из них 2 млн по торгам. Остальное – поступления по ранее заключенным договорам.
В следующем году чиновники планируют получить от размещения наружной рекламы 25,7 млн рублей, из которых 11 млн – за счет проведения торгов. 14,7 млн, соответственно – плата по ранее заключенным договорам.
А вот теперь давайте посмотрим, что было в предыдущие годы (отчеты об исполнении бюджета города Иваново есть в свободном доступе в интернете).
В 2016 году управление по делам наружной рекламы принесло в бюджет города доходов аж на 43 млн 467 тысяч рублей. Из них 1,5 млн – это госпошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, 41,9 млн – прочие доходы. Но 2016-й год не является показательным, потому что именно тогда состоялись грандиозные торги, когда в один лот мэрия объединила аж 95 конструкций. Между участниками рынка наружной рекламы до сих пор идет лай по поводу этого конкурса: кто у кого что отжал, кто кому что переуступил. Но в данном случае это неважно. Важно, что эти 95 конструкций были расторгованы, деньги получены, и теперь каждый год город получает за них деньги.
в 2015 году торги по наружке вообще не проводились – из-за глюков в нормативных документах, которые в свое время обнаружила прокуратура и которые чиновники никак не могли исправить. Так вот, в 2015 году по линии управления по делам наружной рекламы в городской бюджет поступило 12 млн 357 тысяч рублей, из которых только полмиллиона – госпошлина, а 11,7 – прочие поступления. Раз торгов не было, значит все эти 11,7 млн – платежи за ранее расторгованные рекламные места.
И возникает вопрос: в 2015 году торгов нет – получаем в бюджет 12 миллионов; в 2017-м торги есть – получаем те же 12 миллионов рублей. Где деньги, Зин? От госпошлины, от ранее расторгованных мест? Почему у нас получается, что с началом проведения торгов доходы от наружной рекламы в бюджет города снижаются? В какую черную дыру они уходят? И, кстати, почему депутаты Ивгордумы не хотят поковыряться в этой теме столь же тщательно, как в расходах на ФК «Текстильщик»?
Кстати, зато расходы на управление по делам наружной рекламы остаются стабильными – порядка 4,4 млн рублей (это сумма, выделяемая из бюджета города на зарплату сотрудникам в 2015-16 гг.). Жаль, но данные за 2017 год получить уже не удастся: управление по наружке перестало быть юридическим лицом, так что теперь, скорее всего, расходы на его содержание будут учитываться вместе с расходами на администрацию областного центра в целом.
Бизнес
Черная дыра наружной рекламы
В Иванове