Администрация города Иваново, видимо, нашла свой вариант решения проблемы содержания контейнерных площадок. Напомним, что после введения новой системы обращения с отходами на территории ивановской области с 1 июля 2017 года, эта проблема, не раз локально всплывавшая, в первую очередь в областном центре, обострилась. Содержание контейнерной площадки подразумевает ремонт ее основания и ограждения, а также уборку на самой площадке и территории вокруг площадки. Согласно постановлению правительства РФ №1156, этим должен заниматься собственник земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка. Там, где площадка находится на территории, принадлежащей многоквартирному дому, вопросов не возникает: и раньше за ее содержание отвечала УК или ТСЖ, и теперь отвечают они же. Но в Иванове придомовая территория значительной части многоквартирных домов нарезана если не по отмостке, то с отступом метров в 6 от нее. В свое время руководство областного центра, которое с 2008 года занималось межеванием земли под многоквартирными домами, говорило, что это делается исходя из интересов жителей – мол, так они меньше будут платить земельный налог. Земельный налог, даже с учетом роста кадастровой стоимости земли, по-прежнему копеечный, зато многие ивановцы сполна хлебнули проблем из-за того, что детские площадки, контейнерные площадки, места для парковки автомобилей и прочие дворовые прелести находятся на муниципальной земле. А с 1 июля, как уже упоминалось, обострились «мусорные» проблемы.
Все, как обычно, упирается в деньги: кто должен платить за уборку и мелкий ремонт контейнерной площадки? По логике, все «мусорные» вопросы надо отдавать в одни руки, то есть регоператору по обращению с ТКО. Однако регоператор ссылается на постановление правительства РФ, а также на то, что расходы на уборку контейнерных площадок и территории вокруг них не заложены в тарифы. Мол, раз земля городская – пусть город и платит за это. В муниципальном бюджете расходы на уборку площадок, естественно, заложены не были. А поскольку бюджет дефицитный и останется таким еще несколько лет, как минимум, то ужаться и найти деньги на дополнительные расходы на площадки в мэрии не могут или не хотят (кстати, не очень понятно даже, о каких суммах вообще идет речь). Городские чиновники пытались перевалить ответственность на регоператора, но там ловко вывернулись: только кто-нибудь из городского начальства гормко расскажет в СМИ. Какие страшные кучи навалены рядом с одной из контейнерных площадок, как на следующий день туда выезжают сотрудники регоператора, составляют акт о выявлении стихийной свалки и требуют от собственника земельного участка в течение 30 дней быстренько эту свалку за свой счет убрать. Иначе, как это положено по законодательству, регоператор вывезет мусор своими силами, а потом выставит городу счет.
Тогда была сделана попытка обязать управляющие компании убираться на контейнерных площадках – за счет денег на содержание и текущий ремонт общего имущества. Но те тоже возмутились: мол, раньше деньги на эти цели были в плате за вывоз мусора, теперь этим занимается регоператор, у нас отдельной строкой на уборку площадок деньги не предусмотрены, а жители на общих собраниях отказываются ее вводить. Хотя и деньги-то вроде небольшие – в среднем 40 копеек в месяц с квадратного метра.
На самом деле разобраться, у какой управляшки в какой строке были спрятаны эти самые платежи, сможет разве что прокуратура – но она пока не особо заморачивается на эту тему. А что-то делать надо – потому что расходы города на вывоз «стихийных свалок» из дворов растут. И в администрации областного центра, видимо, попытались сделать ход конем: внести изменения в правила благоустройства города.
Сейчас в правилах благоустройства, утвержденных в 2012 году, написано, что оборудование контейнерных площадок осуществляется управляющими организациями либо иными лицами по договору с ними за счет средств лиц, использующих мусоросборники, контейнерные площадки (п.6.10.1). А ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на управляющие организации, использующие данные площадки для сбора отходов (п.6.10.9).
Теперь же предлагается следующий вариант: оборудование и содержание контейнерных площадок осуществляется управляющими организациями либо иными лицами по договору с ними за счет средств лиц, использующих мусоросборники, контейнерные площадки (то есть за счет средств жителей). Оборудование контейнерных площадок осуществляется на придомовой территории, а если это невозможно (то есть если придомовая территория столь мала, что там нельзя разместить контейнерную площадку), управляющие компании или ТСЖ должны ее оборудовать «в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства».
Что это за требования, не очень понятно (возможно, узнать об этом получится на публичных слушаниях, о которых будет сказано ниже). Кроме того, вводится новое требование к контейнерным площадкам: они обязательно должны быть оборудованы огороженным отсеком для складирования крупногабаритных отходов. Ответственность за содержание площадок по-прежнему остается на управляющих компаниях.
Ключевая фраза «за счет средств лиц, использующих мусоросборники, контейнерные площадки» позволяет управляющим компаниям более настойчиво требовать с жителей деньги - почти в принудительном порядке, раз это прописано в правилах благоустройства. Правда, есть вероятность, что среди жителей найдутся люди с юридическим образованием, которые удивятся: почему муниципальный нормативный акт вдруг противоречит федеральному?
Впрочем, прежде чем Ивановская городская дума утвердит эти изменения в правила благоустройства, они должны еще пройти публичные слушания. Эти слушания назначены на 10 часов 22 декабря и состоятся в актовом зале мэрии (пл. Революции, 2, 2-й этаж). Там можно будет не только вносить свои предложения, но и задавать вопросы.
Кстати, в правила благоустройства вносятся и другие изменения. Например, из этого документа предлагают полностью убрать понятие «прилегающая территории» и обязанности физических и юридических лиц благоустраивать эту самую прилегающую территорию. В связи с этим, видимо, исключается и требования к физическим и юридическим лицам получать в мэрии карты-схемы прилегающей территории.
Исключается пункт, который гласит, что объявления физических и юридических лиц (в том числе театральные плакаты, афиши и т.п.), размещенные в специально отведенных для этого местах в соответствии с адресной программой, утвержденной главой администрации города Иванова, на информационных конструкциях типа тумбы, пилоны, информационные доски и т.п., направленные на информирование населения о культурных, спортивных, праздничных и иных общественно значимых массовых мероприятиях, не подлежат согласованию в мэрии. Ну и прочее, по мелочи.
Интересно, каким будет глас народа по поводу контейнерных площадок – самого принципиального момента в этих изменениях. Впрочем, рано или поздно определяться с источником денег на содержание площадок все равно придется, потому что забесплатно ничто это делать не будет. Вариантов, на самом деле, немного: или бюджет, явно муниципальный, или регоператор (но тогда он потребует учесть эти расходы в тарифе), или управляющая компания (которая тоже скажет, что надо вводить отдельную плату). Два последних варианта означают прямое повышение платежей жителей за жилищно-коммунальные услуги, первый – снижение финансирования каких-нибудь значимых статей в бюджете. В конечном итоге, пусть и опосредованно, за все заплатят граждане.
Анна Семенова
Общество
Чьи в Иванове контейнерные площадки?
Вариант мэрии