Сейчас в России для расчета оплаты оказанной медицинской помощи в стационаре используется метод клинико-статистических групп (КСГ). В них объединяют заболевания одного профиля медицинской помощи, сходные по используемым методам диагностики и лечения и средней ресурсоемкости. Для каждой КСГ стоимость законченного случая (тариф) рассчитывается по сложной формуле, в основании которой лежит базовая ставка (БС). К ней применяется еще несколько коэффициентов. Основной - коэффициент группы, он устанавливается на федеральном уровне и определяет стоимость лечения, регионы не имеют права его изменять. Три других формируются на уровне региона и имеют корректирующий характер, пишет «Российская газета».
По мнению авторов методологии, эти коэффициенты позволяют управлять структурой госпитализации, учитывать сложность каждого конкретного случая, а также региональные особенности - структуру и статистику заболеваемости, особенности населения и т.д.
По идее, методология тарификации должна была унифицировать подходы к оплате медицинской помощи, повысить ее доступность без ущерба качеству и предоставить гражданам равные права на бесплатное лечение.
На практике получается иначе. Основа для расчетов - базовая ставка, то есть средний объем финансового обеспечения в расчете на одного пролеченного пациента, - устанавливается регионом. Однако и БС, и, соответственно, весь тариф для лечения одного и того же заболевания в разных субъектах различаются в несколько раз. Например, в этом году БС лечения в стационарах Ивановской области составляет 12 511 рублей, в Мурманской области - 37 547 рублей, в Ненецком автономном округе - 74 434 рубля, а максимальная - 90 325.
Конкретный пример: лечение рака толстой кишки оплачивается по КСГ «Операции на кишечнике и анальной области при злокачественных новообразованиях» с коэффициентом группы 4,24. Но больница в Ивановской области за одного пролеченного пациента получит 53 046 рублей, в Мурманской области - 159 199 рублей, а в Ненецком автономном округе - 315 600 рублей. Однако проверять учреждения в каждом из этих регионов будут по единым критериям, стандартам и порядкам, а значит, качество медицинской помощи и ее доступность должны быть одинаковы.
Максим Дегтярев, заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России:
- Согласно действующему законодательству, тарифы на оплату медуслуг формируются субъектами Российской Федерации. Однако, по нашему мнению, сегодня отсутствует четкая правовая регламентация расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС, что приводит к дискриминации медицинских организаций в зависимости от формы собственности. При этом различная стоимость оказания однотипных медицинских услуг в субъектах Российской Федерации противоречит единым стандартам оказания медицинской помощи. ФАС России считает необходимым внести в закон об ОМС и подзаконные акты изменения, которые позволят регламентировать порядок формирования и структуру тарифов на оплату медицинской помощи.
1000inf.ru
Общество