Анна Семенова
Фото: Варвара Гертье
Несмотря на откровенную нелюбовь местных архитекторов и властей к конструктивизму, один из объектов, являющихся ярким примером этого архитектурного стиля, стал объектом культурного наследия аж регионального значения. Речь идет об ивановском железнодорожном вокзале, построенном в 1933 году архитектором В.М.Каверинским.
2 ноября врио председателя комитета Ивановской области по госохране объектов культурного наследия (ОКН) Анна Рожкова подписала приказ о включении здания железнодорожного вокзала г. Иваново (Вокзальная площадь, дом 3) в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в качестве ОКН регионального значения. Ранее здание вокзала имело статус выявленного объекта культурного наследия.
В тот же день распоряжением Рожковой был утвержден предмет охраны нового объекта культурного наследия регионального значения – то есть те особенности здания, которые надлежит сохранять. И вот что будут сохранять на ж/д вокзале:
- местоположение: северная сторона Вокзальной площади, вдоль железнодорожных путей;
- объемно-пространственная композиция: прямоугольный одноэтажный основной объем здания, сильно вытянутый по линии «запад – восток». Кровля пологая двускатная. Трехэтажный служебный корпус, примыкающий к восточному флангу и выступающий на главном фасаде в виде ризалита в три оконные оси. Узкий, вытянутый по линии «запад – восток», прямоугольный трехэтажный объем в 10 оконных осей на западном фланге. Выступающие за линию кровли объемы междуэтажных лестниц на флангах здания и на западном фланге основного объема. Одноэтажный объем, примыкающий с востока к главному входу. Одноэтажные пристройки на северном и восточном фасадах, двухэтажная пристройка на северо-восточном углу.
- конструкции и материалы: здание кирпичное, оштукатуренное и окрашенное. Кровля металлическая.
- элементы фасадной композиции: асимметрия главного фасада. Расположение главного входа между двумя низкими полукруглыми эркерами со сплошным остеклением. Консольный бетонный козырек, прорезающий объемы эркеров. Два круглых окна над эркерами. Прямоугольные, во всю высоту здания окна в основном объеме зала ожидания, квадратные в служебных корпусах на восточном и западном флангах, круглые над эркерами главного входа, узкие прямоугольные в одноэтажной пристройке бывших кассовых помещений, вертикальное ленточное остекление объемов междуэтажных лестниц;
- элементы оформления фасадов: цветовое решение фасадов (темно-серый фон и белые откосы окон). Рисунок оконных переплетов.
Удивительно, но в предмет охраны почему-то не вошли элементы интерьера вокзала: панно, мозаики и декор стен и потолка. Так что теперь собственник здания – ПАО «РЖД» - может смело отделывать стены панелями и монтировать подвесные потолки, чтобы не заморачиваться с покраской облезлых стен.
Зато РЖД придется потратиться на перекраску всего здания вокзала. Изначально он был темно-серым (это и зафиксировано в предмете охраны), но несколько лет назад его перекрасили в веселенький желтый цвет.
Общество
Ж\д вокзал придется перекрасить
Он стал памятником