Николай Голубев
Предполагалось, что это будет просто интервью о детском танцевальном коллективе. Казалось бы: что здесь может заинтересовать стороннего читателя. Но наш разговор с Любовью Калмыковой – балетмейстером студии современной хореографии «Возрождение» – вышел на уровень обобщений: о детях, взрослых, общественных процессах. Многое – неожиданно и неочевидно.
Хотя, конечно, любопытна и сама история коллектива. Сейчас в «Возрождении» занимается 500 человек с 3 до 30 лет. А начиналось все в 1999 году с инициативы шести первокурсниц Ивановского госуниверситета (среди них была и Любовь Калмыкова). Студентки, встретившись в профкоме, решили создать общеуниверситетский хореографический коллектив. Они сами себе поставили танец, заказали костюмы у модельера Ирины Корневой и выиграли областную «Студенческую весну» – с этого и началась большая история «Возрождения».
- Почему, кстати, такое название?
- Поступив в университет, мы забросили хореографию, ушли из своих коллективов. Поэтому, когда ставили танец, казалось, что мы сами возрождаемся, – так и назвали номер. Музыка была соответствующая (темп постепенно развивался), и сама хореография подчеркивала нашу задумку. Это уже был не эстрадный танец и не классический – а что-то ближе к сегодняшнему модерну, контемпорари. После «Студенческой весны» мы отправили видеокассету с нашим выступлением в Москву Юрию Николаеву.
- «Утренняя звезда» принимала студенческие работы?
- Там была категория до 21 года. Через два месяца нам пришел вызов на конкурс: «Приглашается шоу-балет «Возрождение». Видимо, по ошибке название нашего танца приняли за название коллектива. Многие девочки были не согласны с этим, предлагали сделать хотя бы английский перевод (тогда была такая мода) – «ренессанс». Но осталось «Возрождение». Помню, я настаивала именно на этом варианте. …В «Утренней звезде» мы станцевали и победили, нас показали по телевизору. Вернулись в Иваново и решили создавать коллектив – попросились на базу Центра культуры и отдыха, там для нас начали искать руководителя.
- Почему вы сами не могли стать руководителем?
- Мысли такой не было, мы всё ещё учились. Никто не думал, что «Возрождение» станет частью жизни. Руководителям, которые с нами тогда занимались, было очень тяжело: у каждой из нас своё мнение, мы хотели всего и сразу, на конкурсах спорили с членами жюри. Это такой юношеский максимализм. Но постепенно мы начали заниматься на более профессиональном уровне, в коллектив стали приходить дети, появилось несколько групп разных возрастов.
- Сколько сейчас работает педагогов?
- Основных педагогов – семеро. И есть ещё приглашённые: по актерскому мастерству, акробатике и даже педагог по игре на барабанах.
- Остался кто-то из тех, с кем вы начинали?
- Да. Мы все очень долго танцевали вместе. Года два-три назад началась череда декретов. Но девочки ходят на концерты, участвуют в жизни коллектива.
- В какой момент «Возрождение» лично для вас переросло из увлечения в профессию?
- После окончания университета я работала на «Ивтелерадио», совмещая журналистику с преподаванием танцев. Однажды мне надо было поехать с детьми на конкурс в «Орлёнок» (были уже путевки), а меня не отпускали – я написала заявление по собственному желанию, уволилась с телевидения. Это стало поворотным моментом.
- Быстро выработали свою педагогическую манеру?
- Когда я взяла первую свою группу 13 лет назад, мы очень много занимались с ребятами актёрским мастерством, делали игровые танцы. Вместе проводили безумно много времени. Родители отдавали мне их летом на три месяца: мы ездили в «Строитель», потом в «Орлёнок», были творческие лагеря при Дворце. Эти дети были очень подвижными, энергичными, живыми. Я могу сказать – крутыми. Они у меня и на свадьбе зажигали, вместе отмечали дни рождения. Группа «Ваниль» (именно так она называлась) быстро учила танцы, схватывала разные стили в хореографии, был большой репертуар. Но мы меньше внимания уделяли собственно «школе». Из-за динамичного гастрольного ритма мало занимались классическим танцем, хотя я понимала, что он лежит в основе всей хореографии; именно хорошая школа классического танца даёт исполнителю правильность движений, гармонию линий рук и осанки, стержень тела. Тем не менее за счёт своей харизмы, большого желания танцевать и побеждать, в сочетании с интересными постановками группа «Ваниль» в своей копилке наград имеет две золотые и одну серебряную медали молодёжных Дельфийских игр России и стран СНГ.
Сейчас при работе с детьми мы стали уделять большое внимание классическому танцу – с этого года набираем специализированную группу. Сегодня хореографические конкурсы требуют от коллектива не только интересной постановки, но и высочайшей техники исполнения. Когда это есть в единстве – это залог победы!
- Когда появился сегодняшний, узнаваемый стиль ваших танцев?
- Наверное, когда я окончила Московский университет культуры по специальности «хореография» (это уже заочно, после нашего филфака). Вместе с ещё одним нашим балетмейстером мы побывали на мастер-классах, которые вели иностранные хореографы. Языком танца они рассказывали, что такое модерн, контемпорари, свободная пластика. За границей это давно развивалось, а у нас тогда находилось ещё на слабом уровне.
Чтобы окунуться в это, необходимо было пройти немало этапов и, можно сказать, «сломать своё тело» – заставить его дышать по-новому. Мне помогало ещё и филологическое образование. Благодаря прочитанным книгам мои постановки имели философский план. В них было очень много личного – в танце я выражала какой-то свой протест, говорила о внутренних трудностях.
- То есть «ломаная» пластика танцев шла от внутреннего состояния?
- Эта пластика позволяет воплотить душевное состояние в движения. Постановки были натанцованными мыслями. К тому же современным танцем в стиле контемпорари можно начать заниматься в любом возрасте, даже если до этого не было хореографического опыта (это же свободная пластика) – это было важно для начинающего коллектива.
- Уверены, что в любом возрасте? Понимают ли дети, которые танцуют в «Возрождении», всю философию ваших танцев?
- Серьёзные философские постановки мы даём ближе к 10-11 годам. В этом есть воспитательный аспект. Важной работой, например, был хореографический спектакль «Одинаковые: сквозь белое на чёрном». Он рассказывал о жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Для меня это было важно, потому что я видела, как реагируют в обществе на инвалидов. И мы через танец научили сначала своих танцоров, а потом и зрителей правильному отношению к этой проблеме.
- Спектакль получился действительно сильным. Но стоит ли детям всё это переживать, стоит ли грузить их проблемами взрослых?
- А почему бы и нет. Я точно уверена, что те дети, которые станцевали в спектакле, увидев молодого человека в инвалидной коляске, не покажут на него пальцем, не пройдут равнодушно мимо, если ему будет нужна помощь. Я знаю, что одна из наших танцовщиц дружит с девочкой, у которой инвалидность. Вместе они недавно ездили на «Территорию смыслов».
У нас в репертуаре есть танец про трагедию в Беслане. И мы с детьми были в Осетии на фестивале с этим номером. Мы специально ездили в ту самую школу. И ни от одного родителя я не услышала негативного отзыва, что нашим детям не надо это видеть, не надо это чувствовать. На этом нужно воспитывать.
- Но это же такой духовный мазохизм получается. Не лучше ли оградить ребёнка от жестокости мира?
- Но ребёнок живёт и растёт в этом мире… Как же вы расскажете ему о том, что правильно, а что неправильно?
- У меня нет готовых ответов… Давайте вернёмся к хореографии. Я как-то видел выступление «Возрождения» во всероссийском детском центре «Орлёнок». Это был большой концерт, в котором участвовали многие детские коллективы. И вот ваш танец резко отличался от всех остальных – он был очень крутым, но не выглядел детским.
- Да, на фоне других мы отличаемся, у нас есть свой почерк. Но сейчас в нашем репертуаре появилось много детских игровых, синхронных, весёлых танцев. Мы открыли лабораторию современной хореографии, где шаг за шагом от игрового танца переходим к креативному. И чтобы прийти к тому «нашему» танцу, который вы назвали «ломаным», необходимо пройти шесть шагов, это – шесть лет работы. Мы так и назвали эту лабораторию – «ШАГИ».
- С чем связаны перемены в репертуаре?
- С опытом работы, с появлением нового статуса в жизни. Ведь ко всему мы приходим постепенно: так, например, с появлением ребёнка я стала больше понимать, чего хотят дети и родители. Я прислушиваюсь к мнению сына, к его музыкальным детским предпочтениям. Вместе с ним я вновь окунулась в мир непосредственности, игры, в настоящий мир детства. Теперь я лучше понимаю, как можно делать креативные, клёвые детские танцы. Хотя и авангардная хореография остаётся в центре моего внимания.
- Получается, что коллектив – в некоторой степени заложник вашего настроения и жизненного опыта.
- Нет, почему? Я смотрю ещё на потребности детей и родителей. Конкурсные философские номера тоже остаются, но в них мы не можем задействовать весь состав. А родители хотят видеть своих детей на сцене как можно чаще. Почему бы не поставить массовый весёлый танец? К тому же мы очень часто выступаем на больших городских мероприятиях. С этим тоже связана специфика некоторых номеров.
- Растёт сейчас популярность танцев?
- Очень растёт. Это связано не только с интересом к хореографии. Родители хотят, чтобы их ребенок занимался в коллективе. И я считаю, что это должно быть обязательно. В том же «Орлёнке», куда мы ездим, я вижу, как отличаются дети из коллективов (не важно, чем они занимаются: спортом, музыкой, танцами) от тех, кто попал в лагерь просто по индивидуальной путёвке. То же самое на «Ивановской красавице»: те девушки, которые чем-то увлечены, выделяются на фоне тех, кто никогда ничем не занимался.
…В 1990-е годы был большой провал в плане дополнительного образования, не было кружков. Сейчас это восстанавливается. Родители могут выбирать: где дешевле, где ближе к дому. Это нормально. Чем больше выбор – тем лучше. Но дополнительное образование для ребёнка обязательно нужно. Одного мальчика мы через танцы просто вытащили с улицы. Только благодаря этому он вырос отличным человеком.
- Чего хотят родители, когда приводят ребёнка в коллектив: чтобы он был занят, или они хотят вырастить из него профессионала?
- Они хотят результата.
- Это хорошо или плохо?
- А вы как считаете? Мы же все хотим результата.
- Нет. Я не хочу ребёнка-чемпиона. Я хочу, чтобы он был разносторонне развит.
- И я этого хочу. Но если у него не будет результата в том направлении, куда мы его отдали, то какой смысл ему туда ходить. Нужно всегда добиваться успеха. Это самоорганизованность, это цель.
- Нет ли здесь перегиба, что мы с самого начала нацеливаемся на рекорды?
- Это в какой-то степени уже форма идеологии, которая у нас развита в стране. Меня в своё время неоднократно приглашали жить и работать в Германию. Там совершенно всё иначе. Например, мы там перед выступлением репетировали с утра до вечера, чтобы показать себя с хорошей стороны. А немецкие дети, кажется, совершенно не готовились – и результат на сцене был соответствующий.
- Зато они, возможно, просто получили удовольствие. Детская самодеятельность ведь не подразумевает отточенных движений. А мы делаем из детей суперпрофессионалов. И поражения на конкурсах для них превращаются чуть ли не в личную трагедию.
- Но они должны научиться идти к победе, должны научиться трудиться. И проигрывать тоже надо уметь. Тот, кто не умеет проигрывать, не умеет побеждать. Мы с ребятами об этом тоже говорим. И я часто замечала: после неудачи на конкурсе они по-другому начинают заниматься, с большей самоотдачей.
- Но разве танец придумали для побед? Для чего люди танцуют?
- Для счастья.
- Так те немецкие дети, которые танцуют два прихлопа, три притопа, получают не меньше счастья.
- Но они никуда не ездят, нигде не выступают. В Германии дополнительное образование очень дорогое, и родители считают, что раз они заплатили деньги, его ребёнок уже самый талантливый, он должен быть обласкан. И эти дети ведут себя совсем по-другому на занятиях: без разрешения могут встать, куда-то пойти. Я считаю, что это уже неуважение к педагогу.
- Зато растет свободная личность.
- Какая же это свобода?
- Почему вы не согласились работать в Германии?
- Я бы не смогла так работать. Я человек, которому важен результат.
- Сколько дней в неделю занимаются дети в «Возрождении»?
- Основной состав шесть дней в неделю.
- Люб, вам не жалко детей? Это же не хореографическое училище, они не будут потом в балете работать.
- Они таким образом очень быстро организуются, они всё успевают. Если они хотят пойти на танцы (а они хотят), то к началу наших занятий выучат все школьные уроки.
- И много ли в результате тех, кто стал профессиональными танцорами?
- Не так много. Наверное, человек пять ушли в хореографию, поступили в профильные учебные заведения.
- Расскажите о современном танцевальном контексте, что стоит посмотреть. На кого ориентируются ваши воспитанники?
- Постепенно снижается интерес к хип-хопу – к уличным танцам, внимание переключается на более серьёзную хореографию. Мы в «Возрождении» делаем сейчас акцент на классическом танце – с прошлого года одна группа занимается на пуантах. Более старшие ребята у нас смотрят постановки Пины Бауш (я бы рекомендовала посмотреть про неё фильм «Танец страсти»). Мориса Бежара, конечно, смотрят. Мне самой очень нравятся работы Сергея Смирнова («Эксцентрик-балет»), постановки Эльвиры Тахи.
- И ваши ребята действительно интересуются всем этим?
- Да. Но, конечно, не семилетки. С младшими мы разговариваем о «Щелкунчике», о «Лебедином озере», я задаю им посмотреть классические балеты. Да они и сами отслеживают эфиры. Иногда мне пишут: «Любовь Алексеевна, там по «Культуре» идёт балет такой-то». Это приятно.
- В Иванове много хороших коллективов, но на серьёзном уровне балета нет.
- Соглашусь. Я начинала танцевать в студии «Лисёнок» при музыкальном театре. И тогда там был очень высокий уровень. Из этой студии вышли многие артисты балета, которые потом работали в Москве и в Питере.
- А сейчас почему затишье?
- На то, чтобы создать коллектив, уходят годы. Многое зависит и от поддержки руководства. Если тебя действительно поддерживают наверху – предположим, начальник департамента, – то загораешься ещё больше и работаешь даже на голом энтузиазме. Как мы знаем, энтузиасты – это борцы. Вот мы и боремся, создаём и надеемся, что нас в этом поддержат.
- Какие ивановские танцевальные коллективы можно отметить?
- Я считаю, что «Нон-стоп» – крут. Из обыкновенного школьного кружка Елена Александровна Юферова вырастила серьёзный коллектив, который работает с философским танцем. Для меня это в своё время было примером. Среди спортивных коллективов выделяется «Грация», у них своя стилистика. Мы очень хорошо работаем вместе с «Данс-стайлом». Свой очень интересный стиль имеет ансамбль «Сказка». В нашей области сильные коллективы народного танца.
Порой, когда у нас проходит областной конкурс «Танцетворение», конкуренция намного сильнее, чем на российском уровне. Потому из других областей к нам редко приезжают.
- И последний вопрос. У вас ведь растёт сын. Сколько ему? 1,5 года? В какой коллектив его отдадите?
- Поскольку он ходит со мной на репетиции – он повторяет все движения. Мы уже почти сели на верёвочку, хотя я его вообще не заставляю. Он просто смотрит и всё повторяет. Я не буду против, если он станет танцевать. Но пусть он занимается тем, где будет более успешным. Возможно, это будет плаванье, а может, он захочет стать футболистом или вообще отдаст предпочтение музыке. Я ему покажу всё – а он пусть сам выберет.
…В этом интервью, я не сглаживал противоречия и острые углы – скорее, наоборот. Но в заключение подчеркну: «Возрождение» – это в первую очередь творческий коллектив. И миллионы репетиций, жесткая муштра не подавляют внутреннюю свободу танцоров, живое дыхание искусства. В постановках Любови Калмыковой действительно остаётся место для импровизации, для проявления индивидуальности каждого танцора. В этом, кажется, и заключается уникальность «Возрождения» – здесь мастерство тела сочетается с интеллектом. Смотреть их выступления не просто эстетические приятно, но и интересно.
Ближайшую большую творческую работу Любови Калмыковой как режиссёра и балетмейстера студии «Возрождение» можно увидеть на сцене ЦКиО 29 ноября. Литературно-хореографический триптих «листаЯ» откроет новую страницу креативного танца коллектива.
Общество
Чего хотят родители?
Разговор с Любовью Калмыковой