Анна Семенова
Современную городскую среду в Иванове собираются обустраивать еще, как минимум, ближайшие 5 лет. По крайней мере, именно на такой срок рассчитана муниципальная программа с соответствующим названием. 29 сентября глава областного центра Владимир Шарыпов подписал постановления, определяющие порядок общественного обсуждения этой программы, а также порядок и сроки предоставления, рассмотрения и оценки предложений граждан по поводу включения в эту программу тех или иных объектов. Документы, полезные для тех, кто хотел бы видеть свой двор или соседний сквер благоустроенным, причем за федеральные деньги.
Напомним, что в соответствии с федеральной программой, в рамках «Современной городской среды» возможно благоустройство двух типов объектов – дворовых территорий и общественных территорий. Конечно, само понятие «городская среда» гораздо шире, и некоторые активисты уже говорят о том, что надо бы обратить внимание на другие ее аспекты, но эти вопросы надо задавать не мэрии, а Минстрою РФ.
Интересный момент: документы, о которых говорилось выше, содержат упоминание об инвентаризации дворовых и общественных территорий. На основании этой инвентаризации определяются общественные территории и дворы, которые требуют благоустройства. А уже дальше, чтобы включить двор или территорию в программу, требуется инициатива граждан. Однако пока нет никакой информации о том, когда, кто и на какие деньги будет проводить эту инвентаризацию, по каким критериям будет оцениваться потребность в благоустройстве, в какие сроки городские власти собираются инвентаризацию завершить. Реализация программы рассчитана на 2018-2022 годы, то есть уже ранней весной нужно проводить общественные обсуждения, чтобы иметь возможность вовремя выставить на торги работы по благоустройству, иначе эти работы начнутся, как в этом году, только в сентябре-октябре. Есть вопрос и по поводу того, насколько адекватно можно оценить состояние двора или сквера зимой, когда все неприглядные подробности скроются под слом снега. Впрочем, синоптики прогнозируют выпадение снега чуть ли не в 20-х числах ноября, так что у чиновников есть еще шанс насладиться реальными видами дворов и общественных территорий. Но это так, заметки на полях.
А теперь, собственно, о том, что надо сделать гражданам и в какие сроки, чтобы попасть в программу «Современная городская среда».
Дворы
Очередность благоустройства дворовых территорий определяется исходя из даты представления предложений заинтересованных лиц при условии их соответствия установленным требованиям и в пределах финансирования, выделенного из бюджета.
Предложения нужно сначала оформить в виде протокола общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решений собственников каждого здания и сооружения, расположенных в границах дворовой территории, которую предлагается благоустроить. Граждане включить в заявку работы как из минимального, так и из дополнительного перечня. Оба эти перечня также утверждены. Минимальный включает в себя ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, дополнительный - оборудование детских и (или) спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение дворовых территорий, устройство ливнеприемников, устройство контейнерных площадок (устройство площадок для сбора и временного хранения отходов с установкой контейнеров, бункеров-накопителей, устройством ограждения и твердого основания). Забавно, но, похоже, таким образом городские власти планируют решить проблему обустройства контейнерных площадок, находящихся на муниципальной земле, поскольку понятие «дворовая территория» не ограничивается земельным участком, относящимся к общему имуществу конкретного дома (в этой программе дворовой территорией считается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий).
Дополнительный перечень работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов можно включать, если работы из минимального перечня в конкретном дворе проводить не требуется, а также если граждане согласны принять финансовое и (или) трудовое участие. Финансовое участие граждан не может быть менее 1% от стоимости проекта. Трудовое участие подразумевает бесплатное выполнение гражданами работ, не требующих специальной квалификации. Сколько жителей должны принимать трудовое участие, периодичность работ, выполняемых гражданами, устанавливают уполномоченные лица, которых нужно определить на общем собрании. Потом надо собрать пакет документов (в том числе, сделать дизайн-проект) и направить его в мэрию. Заявки принимаются в течение 30 дней после того, как мэрия официально опубликует сообщение о приеме таких заявок. На один двор можно подать только одну заявку. Далее заявки оценивает комиссия и принимает решение об их соответствии или несоответствии требованиям и о включении или невключении двора в программу.
Общественные территории
С общественными территориями (если кто не знает, то это территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, соответствующего функционального назначения, в том числе площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, парки, бульвары) всё сложнее.
Во-первых, предлагаемая для благоустройства общественная территория должна входить в список территорий, нуждающихся в благоустройстве, который будет составлен по итогам инвентаризации (когда пройдет, напомню, непонятно). Во-вторых, она должна отвечать критериям, указанным в пункте 3.4.3 приказа Минстроя России от 06.04.2017 № 691/пр.
А критерии эти вот такие (особо обратите внимание на п.6 и 8):
1) Востребованность, наличие уже существующих пешеходных потоков и сервисов для жителей. Степень востребованности объекта у населения может выявляться различными методами, среди которых подсчет посетителей с помощью счетчиков в контрольных точках, анализ больших массивов данных (данных сотовых операторов, геотегов и прочие), опросы общественного мнения, моделирование транспортных потоков, агрегирование косвенных показателей интенсивности перемещений. Функциональное назначение выбранных для благоустройства зон может быть различным - транзитный маршрут, парк, улица с торговыми объектами и другие. При этом возможно изменение функционально-планировочной и объемно-пространственной структуры, например, расширение тротуаров и изменение скоростного режима с целью превращения улицы из транзитного коридора в популярное у горожан место отдыха и общения.
2) Ключевую роль выбираемых территорий с точки зрения достижения целей, поставленных стратегией развития муниципального образования. Так, для муниципального образования, планирующего развитие туризма, это будут пространства, формирующие туристический маршрут, привязанный к главным городским достопримечательностям. Для города, оказывающего услуги образования, - территории, прилегающие к учебным заведениям.
3) Возможность использовать свойственные только данному муниципальному образованию черты (например, специфическую планировку городского пространства, наличие уникальных ландшафтных объектов).
4) Существование постоянно действующих факторов, способствующих притоку посетителей на данную территорию (например, наличие памятников исторического наследия, объектов социальной или транспортной инфраструктуры).
5) Наличие значительной, имеющей возможность доступа к данному пространству целевой аудитории, потребностям которой оно соответствует (например, молодые мамы с колясками, подростки, учащиеся, иные группы людей, сегментированные по возрастным или социальным признакам).
6) Возможность повышения налоговых поступлений в местный бюджет после благоустройства данной территории.
7) Возможность использования благоустраиваемой территории в качестве общественного центра для района, находящегося за пределами городского центра (критерий применим для крупных городов).
8) Наличие лиц или организаций, способных нести ответственность за поддержание благоустройства.
9) Связанность с другими выбранными для благоустройства зонами. Созданная в результате реализации долгосрочной программы сеть общественных пространств формирует непрерывный пешеходный маршрут, объединяющий наиболее посещаемые места города.
В отличие от дворов, заявки на которые принимаются в течение месяца после объявления отбора, здесь на подачу заявки дается только 12 дней. То есть и предложения, и дизайн-проект должны быть готовы заранее.
Затем комиссия из чиновников рассматривает заявки и отклоняет те, где нет полного комплекта документов или которые не соответствуют критериям отбора. После этого предложения по сем общественным местам, где горожане предлагают выполнить работы по благоустройству, выставляются на общественное голосование на официальном сайте мэрии. Голосование идет в течение 14 дней.
В общем, похоже, тем, кто хочет попасть в программу в следующем году, поря уже сейчас начинать готовить документы. Иначе можно и пролететь. Ведь одним из важнейших критериев попадания в программу следующего года является порядковый номер заявки.
Общество
«Современная городская среда» по-новому
На 2018-2020 годы