В этой статье мы попробуем вкратце рассмотреть состояние нашей системы образования, выявить ее особенности и перспективы. Совершенно очевидно, что образование, наряду с медициной, является важнейшей отраслью любого современного государства.
Образование включает в себя абсолютно все сферы научной и воспитательной деятельности. Его основной целью является формирование всесторонне развитой, творческой и независимой личности. Образование - это многоступенчатый, постепенный и сложный процесс, в котором немаловажную роль играет как использование общей грамотной методики, так и индивидуальный подход. В области образования от политики государства зависит все: если политика будет верной, то мы воочию будем наблюдать прогресс абсолютно во всех научных сферах, если же нет – то государство и все общество в целом ждет неминуемый провал и деградация.
В современном мире ход истории заметно ускорился, события стали меняться очень быстро, поэтому любое промедление - это неминуемое отставание от конкурентов, которое преодолеть в будущем вряд ли удастся. Не секрет, что современная система образования в России находится не в лучшем состоянии.
За годы существования Советского Союза у нас была сформирована универсальная образовательная система, дающая достойные знания на всех ступенях, а на выходе – образованных и конкурентоспособных граждан. Основной проблемой такой системы была излишняя идеологизированность. Именно борьба с ней первоначально и стала главной задачей нового российского государства. Постепенно рынок в России стал проседать, и новые реформаторы совсем забили на науку, предоставив ей свободное плавание. Кроме того, были поползновения с внедрением «европейского опыта», Болонской системы образования и т.д. Однако в «лихие 90-е» государству стало просто-напросто не до них: главной задачей вплоть до начала 2000-х оставались удержание власти и налаживание работы рыночной экономики в диких российских условиях.
С получением «нефтедоллоровой стабильности» в 2000-е к вопросам реформации системы образования вернулись снова, правда, без энтузиазма. К этому времени уже сократилось бюджетное финансирование науки по сравнению с брежневским периодом «застоя» в 10 раз, научных и проектных организаций - в 8 раз, конструкторских бюро – практически в 4 раза, научно-технических подразделений на промышленных предприятиях – в 1.8 раза. За эти годы страна лишилась более 800 университетов, количество ученых уменьшилось примерно в 3 раза, а доля молодых специалистов, эмигрирующих за рубеж от общего числа, сейчас составляет около 20%. Хваленому «Сколкову» они предпочитают заграницу, где привыкли ценить знания. В 2003 году вклад российской науки в мировую составил всего 3,75%, и позитивных перемен ждать, увы, неоткуда.
Если мы обратимся к нашей Ивановской области, то увидим, что здесь ситуация ещё более скверная. Как же финансируются в нашем регионе различные ступени системы образования?
Первой ступенью являются ясли и детский сад. Кто живет в России, знает, как нелегко устроить ребенка в эти учреждения. А как же живется самим воспитателям? Средняя зарплата няни в детском саду составляет «минималку» – 4300, воспитателя - всего 5-6 тысяч рублей. В школе ситуация не лучше. Средняя зарплата ивановского учителя не достигает и 8000 рублей. Закончился 2010 г., широко разрекламированный, как «год учителя». Что принес он учителям? Да ничего. Раскрученная система стимулирующих оплат молодым специалистам оказалась откровенным фарсом. Молодые специалисты получили стимулирующую надбавку к зарплате в размере 40% от оклада, которую они будут получать в течение 3-х лет работы. Но на деле средний оклад учителя с довольно большой нагрузкой (19 часов) в Иванове составляет 4000 рублей; с надбавкой получаем 6500. Можно ли на такие деньги прокормить семью в современных российских условиях? Едва ли. Если же молодой специалист не захочет работать в школе и попытается пробиться на высшую ступень образовательной системы, то и тут его ожидает ряд пренеприятнейших мытарств с весьма сомнительными перспективами. Например, в Ивановском Государственном Университете на гуманитарных специальностях аспирантская стипендия сейчас составляет около 1500 рублей, плюс ко всему поиск информации и предварительные процедуры к будущей защите кандидатской оплачивает сам обучаемый. Но даже успешная защита не гарантирует успешной занятости. Преподавательский состав всех ивановских вузов очень обеспокоен грядущим сокращением штатов. Средняя зарплата преподавателя с кандидатской степенью в Иванове составляет порядка 12-15 тыс.рублей. Перспектив для развития никаких, государство особого интереса к развитию образования не проявляет. Напротив, министр образования и науки А. Фурсенко вводит систему «духовно-нравственного воспитания». Эта система существенно урезает сформированный поколениями образовательный процесс, сводя его к религиозному и патриотическому воспитанию (читай – к воспитанию лояльности к власти). Базовые же предметы: математику, русский язык, историю, - рекомендовано сократить в часах.
В образовательной среде долго думали и гадали, зачем Фурсенко толкает среднее образование к гробовой черте? Но вот на одной из конференций он проговаривается. Оказывается, что Фурсенко всерьез опасается повторения тунисского и египетского сценария в России, ведь революции там совершили именно молодые образованные люди. Фурсенко нужны лишь лояльные исполнители.
Есть у нас большие проблемы и с внедрением широко раскритикованной Болонской системы образования. Сама система не так дурна, но в России она внедряется непродуманно и непоследовательно. Болонская система подразумевает многоступенчатость высшего образования, в которой выпускнику первой ступени присваивается звание «бакалавр», и он может продолжить свое обучение, или перейти на другую специальность, став магистром, а может также пойти работать по специальности в качестве бакалавра. Вариантов вроде бы много. Но что получается на деле? В прошлом году Ивановский Государственный Университет столкнулся со скандалом. На гуманитарных специальностях обещанную магистратуру не открыли, а студентам-бакалаврам посоветовали заплатить за обучение и доучиться год на специалиста. Это было абсолютнейшее свинство, которое можно объяснить лишь действиями ректора Егорова – занятного субъекта, имя которого стало уже нарицательным, овеянного кучей слухов и явно нуждающегося в тщательной прокурорской проверке. Впрочем, в других университетах магистратуры все же заработали, очень хотелось бы взглянуть на их результаты и не разочароваться. Налет былого советского трудоустройства пока ещё сохраняет Ивановский Государственный Энергетический Университет, в остальных же этого нет вовсе.
Если спросить рядового преподавателя, то мы увидим, что практически никто не питает иллюзий по возрождению российского образования. Основной причиной упадка этой системы почти все называют слишком малое финансирование (0.7% от ВВП, что, как минимум, в 2 раза ниже, чем во всех развитых странах), коррупцию и общее безразличие государства к этой сфере. И это очень обидно, ведь Россия сейчас полна учеными, конструкторами, молодыми гениями, которые нуждаются в поддержке государства. Но какое государству до них дело? Наша власть любит вкладывать деньги в шумные проекты, вроде «Сколково», зимней олимпиады в субтропиках и Чемпионата мира по футболу.
За эти годы в образовательной сфере не было сделано ничего конструктивного, все попытки реформ до сего дня заканчивались скандалами и провалами. У властей так и не появилось внятной стратегии по развитию образовательной системы на всех ее ступенях. Зато остались амбиции и деньги, которые можно вложить в эти амбиции, предварительно распилив половину, а потом, устроив пир во время чумы, похвастаться достижениями и жить дальше, кормя народ обещаниями о лучшей жизни, продолжая при этом скатываться в пропасть.
Интернет-обозреватель "Левого Фронта" ProRock