Фото: Варвара Гертье
Ну что, коллеги-родители, которые вот только что пережили 1 сентября с бантиками, букетами и линейками, все морально готовы к девяти месяцам труда и обороны? Ведь мало кто с таким ужасом ждёт начала учебного года, как родители школьников, особенно если эти школьники ещё учатся в начальных классах, – разве что сами учителя, которые достойны почётного звания жертв экспериментов государства со сферой образования
Театрализованное представление под названием «прямая линия» с президентом Путиным в этом году приготовила и школам, и нам, родителям, ещё одну ловушку, в которую – вот зуб даю! – попадутся все, как дурачки. Эта ловушка – так называемая борьба с поборами в школе. Помните жалобу родительницы из Калмыкии на то, что их заставляют покупать в класс парты? Да, это перебор, это действительно недопустимо, и по ушам за подобное требование получили все, от директора до учительницы. Более того, родителей агитируют жаловаться на поборы в школах, агитируют все, начиная от местных органов власти, отвечающих за образование, и заканчивая Общественной палатой Российской Федерации, которая открыла специальную «горячую линию» по денежным сборам в школах. Ну кто не поведется на такую возможность, тем более что теперь даже на федеральном уровне, если верить телевизору, заявляют, что родители ни за что в школах платить не должны? А ведь на деле всё равно приходится платить.
Гарантирую: после того как в школах пройдут первые родительские собрания начнется праздник всеобщего стука. И мы узнаем, что почём и в каких школах. На самом деле, узнать всё это и без горячих линий было несложно – достаточно опросить своих знакомых, кто где сколько и на что сдает. И полетят головы – учителей и директоров, разумеется. Ну а кто же еще трясёт деньги с родителей? Не управление образования, не департамент и не министерство, а именно эти конкретные Мариванны и Анныпетровны говорят, просят или требуют сдать на новые жалюзи, шкафы, линолеум или воду для кулера. Конкретные учителя и завучи транслируют нам информацию о том, что школьную форму нужно покупать именно такой фирмы или именно в таких магазинах. Конкретные представители администрации школ выдвигают ультиматумы родителям выпускников: в школе есть традиция, что выпускные классы дарят школе подарок. Вот и будьте добры отремонтировать крыльцо или купить несколько компьютеров вот такой конфигурации…
Со слов своих знакомых знаю, что в некоторых ивановских школах дело действительно доходит до требований, и большинство родителей просто боятся (обоснованно или нет, это другой разговор) того, что если отказаться, то к их ребенку в школе будут относиться предвзято. И несут, несут, несут, даже если их об этом не очень-то и просят, особенно если речь о подарках к каким-нибудь праздникам. Приучают учителей к наличию этих подарков, а потом удивляются, когда учительница, которая ещё несколько лет назад смущённо отказывалась от коробки дорогого чая, вдруг начинает указывать, какой именно парфюм ей требуется или какого размера кольцо из драгметаллов она ждёт к следующему праздничку.
Самое гадкое заключается в том, что государство в лице тех самых чиновников и прочих борцов с коррупцией в школах само создает условия, при которых учебное заведение просто не может существовать без денег родителей. Средства на ремонты и материально-техническое обеспечение школ, конечно, выделяются, но настолько мало, что ими можно закрыть только часть потребностей. История про то, что уже три года в Иванове вопрос об обеспечении школ нужным количеством учебников решается за счёт денег, сэкономленных на коммуналке или каких-то других статьях расходов, уже, наверное, известна всем. Озвучу ещё раз причину: в конце 2014 года постановлением правительства Ивановской области норматив на материально-техническое обеспечение школ был снижен с 1015 рублей в год на одного ученика до 186 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу. На вопрос, почему так произошло, внятных ответов пока получить не удалось. Скорее всего, эти 800 рублей на ученика в год просто были переброшены на другую статью – на зарплаты учителям, поскольку области надо кровь из носу выполнять «майские указы» (их формальное выполнение – тема отдельного разговора). Но обязанности обеспечивать школьников учебниками со школ никто не снимал, и прокуратура зорко наблюдает за тем, чтобы школы выполняли эту обязанность. А где директору взять денег, если область не дает, муниципалитет не дает, депутатские деньги на наказы избирателей ушли на ремонт спортзала или кровли, пожарные в очередной раз требуют соблюдать в очередной раз изменившиеся нормы, а Роспотребнадзор столь же регулярно меняет требования к высоте парт? Из своего кармана платить? Но далеко не все директора у нас миллионеры, хотя есть и такие, почитайте их официальные декларации о доходах, там много интересного.
С финансированием ремонтных работ ситуация очень похожая. И получается, что если родители хотят, чтобы из окон на их драгоценных чад не дуло, потолок им на головы не сыпался и полы под ногами не проваливались, то у них два варианта действий: или долго и нудно ходить к директору и требовать провести ремонтные работы, слушая отговорки и читая отписки про то, что денег на всё это нет (а в большинстве случаев их и вправду нет) и ждать надо года три-четыре, не меньше, или плюнуть, скинуться и самим сделать ремонт. Вот как оценивать такую ситуацию? Как поборы в школе или как жизненную необходимость?
Или сбор денег на охрану (об этом я уже года два назад тоже писала, но ничего не изменилось): по всем действующим нормативным документам государство оплачивает только охрану школы в ночное время. Но представить себе, что на входе в учебное заведение нет вахтера или охранника, сегодня невозможно. Можно долго обсуждать, кто на что имеет право, но лично я не хотела бы, чтобы по школе, где учатся мои дети, могли бесконтрольно разгуливать неопознанные личности, которых никакой турникет, разумеется, не остановит. Слишком много всяких психов развелось в последнее время, чтобы глупо рисковать здоровьем и жизнью детей. И 100 рублей в месяц, на мой взгляд, не такая уж высокая плата за относительное спокойствие. Но это я так считаю, а другие родители, а также прокуратура могут думать совсем по-другому. И если это их мнение выплеснется в какие-нибудь заявления, то под раздачу вполне может попасть очередной директор.
Или ваш классный руководитель просит купить ей коробку бумаги: приходится распечатывать очень много материалов, в том числе задания для детей, а школа не выделяет на это деньги. Это поборы или необходимость?
Очень хочется спросить у тех, кто определяет правила игры: вы серьёзно считаете, что это нормально, когда вы одной рукой забираете деньги у школ, а другой приветливо помахиваете родителям, мол, стучите, граждане, на учителей, и вам откроют?
С другой стороны, в наших школах давно практикуются вещи, на мой взгляд, недопустимые в принципе. О принудительных подарках школе я уже упоминала. Есть и другие темы: те же рабочие тетради, которые, по уверениям руководства управления образования, школы должны выдавать ученикам, требования на выпускные непременно заказывать фотоальбомы, грамоты и шарики у конкретных поставщиков, обидки, если подарок на праздник оказался не той ценовой категории… Но именно на подобные случаи пожаловаться гораздо сложнее, в том числе психологически. Представьте: ваш ребенок заканчивает 9-й класс, вам предстоят ОГЭ и безумная процедура записи в 10-й класс, а вы заявляете завучу, что её требования по поводу подарков и шариков на выпускной выходят за грани разумного. Конечно, есть отважные мамашки, которые и в таких условиях будут проявлять громкую гражданскую позицию, но их немного. Да и доказать что-то будет непросто, если вы вовремя не сообразили записать вашу беседу на диктофон или на видео. Где та грань, где заканчивается помощь и начинаются поборы? И кто её будет определять? Прокуратура, у которой, похоже, есть план на преступления коррупционной направленности, а нынешние системы образования и здравоохранения словно специально созданы для того, чтобы безопасно и массово выявлять коррупционеров? Управление образования, которое наверняка прекрасно знает, что и где происходит? Какой-нибудь фейк типа Народного фронта или Общественной палаты Ивановской области?
А определять эту грань надо, потому что никаких надежд на увеличение финансирования школ нет. Более того: запас прочности у образовательных учреждений заканчивается: компьютеры устаревают и выходят из строя, школьная мебель ломается (наши прелестные детки немало этому способствуют, так же, как и выводу из строя вешалок в раздевалках и дверей в туалеты), учебники превращаются в макулатуру. С каждым годом на поддержание штанов школам требуется всё больше и больше, а на все просьбы выделить дополнительное финансирование директора получают один ответ: привлекайте внебюджетные источники. Точка. А внебюджетные источники – это наши с вами кошельки, других вариантов нет. Меценаты вроде Валерия Либера, который на свои кровные строит спортзал школе №43 – редкое исключение, да и не наберешься меценатов на все школы, особенно в районах.
Очень хочется спросить у тех, кто определяет правила игры: вы серьёзно считаете, что это нормально, когда вы одной рукой забираете деньги у школ, а другой приветливо помахиваете родителям, мол, стучите, граждане, на учителей, и вам откроют? Вы правда полагаете, что можно годами недофинансировать сферу образования, заставлять людей работать на две ставки, чтобы получить несчастные 20-25 тысяч рублей в месяц, и требовать, чтобы они практиковали индивидуальный подход к ученикам и не ждали подарков к праздникам? Зачем вы стравливаете родителей, многие из которых едва наскребают деньги на то, чтобы закупить всё к 1 сентября, с учителями, изнемогающими под грузом постоянных отчётов и проверок?
Если честно, я не жду ответа – ответом будут многостраничные отчёты о том, как прекрасно у нас развивается образование. Видимо, спасение утопающих в данном случае – дело рук самих утопающих. И каждый родитель сам для себя, в меру своих этических принципов будет определять, когда оказать помощь, а когда наступит время для стука.