В борьбе за потребителя бизнесмены часто забывают, что вскользь упомянутый сравнительный оборот «мы лучшие», или наскоро воплощенная идея, отдаленно напоминающая успешно развивающийся продукт конкурента, может стать нарушением антимонопольного законодательства и повлечь за собой не только штрафы, но и уголовную ответственность. Директор правового департамента Группы компаний «Константа-Холдинг» Максим Никонов рассказал о проблемах и рисках, с которыми может столкнуться предприниматель в условиях рыночной конкуренции.
– Максим Владимирович, практически в любом сегменте бизнеса у предпринимателей есть конкуренты. Но мало кто знает, что, например, непродуманная рекламная кампания организации может стать нарушением закона. Расскажите, пожалуйста, какие действия по законодательству могут быть расценены как «недобросовестная конкуренция»?
– Наверное, лучше начать с того, что конкуренция – это необходимый атрибут современных рыночных отношений и их важный принцип. Здоровая конкуренция подразумевает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Именно такое определение конкуренции даёт законодатель.
Недобросовестной конкуренцией считаются любые действия коммерсантов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, но при этом противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Такие действия могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.
– Какие доказательства нужно предоставить для обвинения организации в нарушении запрета на недобросовестную конкуренцию?
– Доказывание недобросовестных действий со стороны конкурента напрямую связано с конкретным видом правонарушения. Недобросовестная конкуренция возможна в различных формах, например, путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и нанести ущерб его деловой репутации.
Кроме того, не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, а также путем совершения действий, способных вызвать смешение с деятельностью конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми им в оборот.
Закон защищает предпринимателей и от некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и его товаров с другим предпринимателем или товарами, например, путем необоснованного и объективно не подтверждённого использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и иных подобных обозначений.
Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с совершением действий по введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности другой организации (например, средства индивидуализации продукции). Также запрещено незаконное получение, использование или разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Необходимо отметить, что закон не содержит исчерпывающего перечня видов недобросовестной конкуренции, в связи с чем в каждом конкретном случае недружественных действий соперника юрист должен с особым вниманием подходить к квалификации возникшей ситуации и предоставлению доказательств своей позиции как в антимонопольном органе, так и в суде.
– Кто может быть привлечен к ответственности за нарушение запрета на недобросовестную конкуренцию?
– Закон предусматривает ответственность за такие правонарушения для обычного круга субъектов: организаций и индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и граждан (физические лица являются субъектом уголовной ответственности). Определённые санкции предусмотрены даже в отношении органов государственной и муниципальной власти.
– Какая ответственность может быть применена в отношении лиц, обвиненных в нарушении запрета на недобросовестную конкуренцию?
– Недобросовестная конкуренция грозит административными штрафами до 500 000 рублей за каждое нарушение, а в некоторых случаях – и дисквалификацией должностных лиц на срок до трех лет, а также штрафом в процентах от выручки нарушителя.
Уголовная ответственность за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения о картеле возможна в виде штрафа также до 500 000 рублей, принудительных работ на срок до 3 лет либо лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до года.
То же преступление с дополнительными квалифицирующими обстоятельствами (например, совершенное лицом с использованием своего служебного положения) может повлечь более серьёзное наказание – в частности, лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей.
Лицо, совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не было обнаружено иного состава преступления.
– Как обвиняемому выстроить свою защиту, чтобы избежать административной и уголовной ответственности за нарушение закона о защите конкуренции?
– В каждом конкретном случае стратегия защиты индивидуальна, поэтому универсального совета я дать не смогу. Рекомендация же будет следующая: в случае возбуждения в отношении предпринимателя либо компании антимонопольного расследования необходимо оперативно обратиться за квалифицированной правовой помощью к юристу, специализирующемуся в данной сфере законодательства.
– Максим Владимирович, расскажите о вашей профессиональной деятельности, связанной со спорами в антимонопольной сфере?
– Практика работы в сфере антимонопольного законодательства довольно обширна. Из недавних дел могу привести пример крупной генерирующей компании, в отношении которой были предприняты противоправные действия со стороны теплосбытовой организации при поддержке районной администрации.
По данным фактам мы обратились в Управление ФАС России по Ивановской области. По итогам длительного и максимально тщательного объективного расследования комиссия антимонопольного органа установила в действиях ответчика нарушения законодательства: администрации было вменено издание акта (постановления), который привёл к ограничению конкуренции. Сбытовая компания, как следует из решения УФАС, злоупотребила доминирующим положением на рынке.
Обеим организациям антимонопольная служба выдала предписания об устранении выявленных нарушений. Неисполнение данных предписаний может повлечь для ответчиков существенные штрафы.
Ещё одно актуальное дело в моей практике связано с защитой ивановского производителя измерительной техники от поставок внешне аналогичной продукции китайского производства, замаскированной под ивановский продукт. Данная поставка сопровождалась комплектом поддельных документов, указывающих на якобы отечественное происхождение приборов, но на самом деле представляла собой лишь имитацию зарекомендовавшей себя техники ивановского завода.
Итоговое решение по данному делу ещё не принято и нам предстоит сложная и увлекательная работа.
1000inf.ru
Бизнес
Недобросовестная конкуренция: неприятности на миллион
Проблемы и риски