Последние
новости
Общество

Публицистика «Зеркала»: пятница-суббота

Самый интересный день
7 мин
17 июня, 2017

На мой взгляд, вчерашний день на «Зеркале» был самым интересным. Подробности – чуть позже. Сначала о том, что день грядущий нам готовит.

Сегодня в 20.45 – последний показ в рамках основного конкурса – интернациональный фильм «Фелисите». Режиссер Ален Гомис получил за эту работу гран-при жюри на Берлинском кинофестивале.

В заглавие вынесено имя главной героини. Это – крупная африканка, колоритная певица в ночном баре. Понятно, что большую роль в ленте играет музыкальное оформление. Негритянские блюзовые напевы чередуются с классическими хоровыми произведениями. Музыка позволяет Фелисите хоть как-то отвлечься от жестокой обыденности, приподняться духом.

Действие разворачивается на фоне Киншасы – столицы демократического Конго: дома-лачуги, нищета, социальная неустроенность. Смотришь на все это и понимаешь, что мы еще живем очень даже неплохо.

Сын Фелисите попадает в аварию, ему срочно требуется операция – но в больнице без денег ничего не делают. Мать в отчаянье собирает по всему городу нужную сумму, забывая о собственной гордости. В фильме нет излишней эмоциональности, слезливости, но состояние главной героини передается зрителю – ей сопереживаешь.

Сюжет сознательно не пересказываю. Скажу только, что есть в этой ленте и любовная линия. По-своему оригинальная – без слащавости, скупая, но оттого еще более выразительная.

Также в рамках конкурса в 14.00 покажут фильм израильского режиссера «Взломщица».

В программе российского кино «Свои» выделю документально-художественный фильм Виталия Манского «В лучах солнца» - в 16.00. Он в прошлом году наделал много шума, и чуть ли не вызвал международный скандал.

Манский снимал этот фильм в Северной Корее. Чтобы попасть в закрытую страну он согласился на все условия принимающей стороны. Но снял совсем не то, о чем договаривались. Через дырку в гостиничной занавеске режиссер увидел непарадную Корею – серую и безрадостную.

Еще в первом семестре этот фильм мы разбирали со студентами. Вот реплики из рецензий журналистов-магистрантов ИвГУ.

Алина Салянкина: «Люди ходят колоннами, одеваются одинаково, кланяются портрету своего вождя на стене здания, как будто прихожане в церкви. <…>  На минуте, где девочку посвящали в пионеры, в мою комнату зашла мама. Она поинтересовалась, неужели я смотрю фильмы про жизнь в СССР. Она была удивлена, когда я сказала, что это другая страна и другое время».

Иван Макаревский: «Думаю, что в нашем случае режиссер поступил немного нечестно и сгустил краски (серую и черную – особенно). Да, Северная Корея тоталитарна до мозга костей и в этом смысле несвободна, единообразна, личное в ней редуцировано в угоду государственному. Но так ли это плохо? Можем ли мы сказать при всем этом, что корейцы не довольны своей долей, что они не счастливы?

Да, корейцы угрюмы. Но вы-то сами часто улыбаетесь по дороге на работу? Вот и они тоже. Да, одеты в основном одинаково. И на столах, наверное, не так много еды, как у киношной семьи Син Ми. Скромно живут, в общем. Но, тем не менее, достойно, а главное – практически все одинаково, что совсем не плохо. Во всяком случае, лучше, чем у нас, когда меньшая часть населения купается в излишествах, а большая вынуждена попросту выживать. <…>

Поверьте, далеко не у всех ровесников Син Ми в России есть то, что у нее: двое молодых, обеспеченных нормальной работой, уважающих и любящих друг друга родителей, крыша над головой, кружок танцев, учительница, занятая не поборами на ремонт и охрану, а обучением детей. Да, нам показали самую настоящую пропаганду идеологии, замаскированную под урок истории, но, во-первых, уже и в наших школах начинается что-то подобное (пресловутые «Уроки православной культуры»), а во-вторых, наверняка на это уделяется не основная часть учебного процесса».

Отмечу, что эти студенческие рецензии выбиваются из общей массы зрительских отзывов. Манский ведь действительно хотел ужаснуть – показать совершенно зомбированное корейское общество, последнюю тоталитарную державу современности. Признаюсь, мне вот тоже Северная Корея не показалась такой уж страшной. Да, бедно живут люди, не доедают – но они хотя бы во что-то верят, есть общая идея, цель. Привлекает корейская дисциплинированность, сосредоточенность – то, чего нам так не хватает в обществе. Фильм Манского посмотреть стоит, так или иначе приходишь к сравнению с российской действительностью.

К слову об актуальном политическом контексте. В 17.30 на фестивале «Слишком свободный человек» – документальный фильм о Борисе Немцове – романтический, но при этом правдивый портретный очерк.

Обращу внимание, что в 18.30ретроспектива коротких фильмов Юлия Файта. Это сокурсник Андрея Тарковского. Ленты, которые покажут на фестивале, – трогательный пример советского кинематографа 1960-х.  

И вернусь к событиям минувшей пятницы. На меня произвели впечатления два конкурсных фильма: китайский «Я не мадам Бовари» и российский «Теснота». В фестивальной программе они выделяются внятными и интересными сюжетами: с завязкой, кульминацией, неожиданным финалом.

Китайский фильм поднимает тему маленького человека, который вдруг начинает борьбу со всеми сразу. На экране – конфликт молодой сельской женщины и местных чиновников. Героиня в поисках правды добирается до Пекина, после ее жалоб в провинции снимают всю верхушку: губернатора, мэра, судью. Но на их место приходят другие – ничуть не лучше.

Многое в Китае похоже на Россию: коррупция, безразличие, цинизм власти. Но у восточного соседа все-таки возможна победа маленького человека над системой – пусть и в результате случайного стечения обстоятельств. «Я не мадам Бовари» – это китайский аналог «Левиафана», только более светлый и тонкий, философичный, не ограничивающийся социальным контекстом. И еще фильм снят очень красиво: кадр – не прямоугольный, а вписанный в круг.

Про российский конкурсный фильм «Теснота» рассказывать на ходу не хочется, он заслуживает отдельного разговора. Слишком серьезные темы в нем затрагиваются: межнациональные и религиозные взаимоотношения, конфликты отцов и детей, любовь и смерть (и все болезненно – по-настоящему). Действие фильма происходит в Кабардино-Балкарии в 1998 году. Показательно музыкальное сопровождение: чередуются лирические песни Тани Булановой и экстремистские баллады Тимура Мицураева.

Фильм получил высокую оценку на Каннском кинофестивале, взял одну из наград на «Кинотавре». Молодого режиссера Кантемира Балагова вчера спросили, видели ли кино в его родном Нальчике. Пока нет, и режиссер не ожидает добродушного приема. Его уже земляки обвиняют в том, что он опорочил образ кавказца. В Иванове фильм встретили на ура.

В воскресенье назовут имена победителей «Зеркала».

Николай Голубев

  

14 декабря 2024
Все новости