Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе провело в управлении Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям плановую проверку исполнения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения и контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Установлено, что полномочия по земельному надзору управлением не всегда осуществлялись должным образом.
Так, инспекторами не во всех случаях соблюдались требования законодательства об обязанности проведения мониторинга состояния земель сельскохозяйственного назначения, принятия профилактических мер, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований в области землепользования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Результаты проверок владельцев земельных участков, являющихся физическими лицами, оформлялись с нарушениями законодательства о государственном контроле (надзоре).
Выявлены факты незаконного проведения в 2016 году проверок хозяйствующих субъектов, не имеющих в собственности участков сельхозназначения. Правовые основания для включения их в план проверок и последующего проведения мероприятий по земельному надзору в отношении указанных субъектов предпринимательской деятельности отсутствовали.
Также предписаниями устанавливались длительные сроки устранения недобросовестными землепользователями нарушений законодательства. Действенных мер к понуждению собственников (владельцев) земель к содержанию их в состоянии, пригодном для сельскохозяйственного производства, в том числе в судебном порядке, не принято.
Формальное отношение работников управления к должностным обязанностям повлекло за собой прекращение судом за истечением срока давности административного дела, возбужденного по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор) в отношении одного из юридических лиц.
Кроме того, управлением анализ агротехнического и иного состояния земель сельхозназначения в необходимом объеме не проводился. Не разработаны должные меры по организации надзора в области мелиорированных земель. К примеру, в Костромской области на мелиорируемых землях расположены 443 системы для подачи воды, орошения, водоотведения и т.п., но только в отношении 16% из них имеются данные о землепользователе или балансодержателе. Работа, направленная на постановку на учет этих систем, в том числе о признании их бесхозяйными, проводилась недостаточно эффективно.
При решении вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности не соблюдались требования административного законодательства, в том числе имел место немотивированный избирательный подход. Также при значительном числе привлеченных к административной ответственности лиц (более 1700 лиц) представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, вносились в единичных случаях. Контроль за их рассмотрением зачастую осуществлялся формально.
Недостаточно использовались предоставленные законом полномочия в части профилактики правонарушений юридическими и иными лицами. В случае публикации на сайте данных о результатах проверок не указывались допускаемые землевладельцами (землепользователями) характерные нарушения закона, так же как и рекомендации о мерах, которые они должны предпринимать в целях их дальнейшего недопущения. Недостаточно организована исковая работа, направленная на возмещение ущерба вследствие причинения вреда землям сельхозназначения.
По результатам проверки заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Владимир Малиновский внес руководителю управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям представление об устранении нарушений федерального законодательства. После его рассмотрения три виновных должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
1000inf.ru
Общество