Николай Голубев
Этот текст не ради ностальгии, хотя тема для ивановцев по-прежнему трогательна, лирична. Цель в другом: давние газетные публикации, которые процитирую ниже, рассказывают о том, как всего за несколько месяцев комплексно и без лишних затрат преображался наш город.
Конечно, можно сказать, что времена изменились, общество – совсем другое. Но, по-моему, проблема в том, что у ивановцев сейчас нет идеи/мечты, которая могла бы всех объединить, которая вытянула бы город из самоощущаемой провинциальности (это не в укор – данность). В старых заметках не стоит искать абсолютные рецепты для нашего настоящего, но, на мой взгляд, они вдохновляют, в какой-то мере бросают вызов нам сегодняшним, берут на слабо.
…Речь пойдет о строительстве ивановского трамвая: о помощи турецких рабочих, судьях-лодырях и самом первом рейсе. Предлагаю обратиться к журналу «Рабочий край» (он выходил ежемесячно, параллельно с газетой) – № 8 за 1934 год. В нем дан большой очерк Г. Шершенева «Вагон идет до Меланжевого», подводящий итог пятимесячной стройке:
«6 ноября, в 3 часа дня, торжественный пленум ивановского горсовета, происходивший в госцирке, был неожиданно прерван… Двухтысячная толпа хлынула из дверей цирка на улицу и затопила человеческим водоворотом обширный сквер и соседние тротуары. В нарастающем многоголосом говоре, в нетерпеливой сутолоке чувствовалось возбужденное ожидание. Все напряженно всматривались вдаль улицы – по направлению к почтамту.
– Едет, едет! – в толпе произошло движение.
Из-за угла Почтовой высунулся красный кузов вагона. Вагон помедлил на повороте и затем, сверкнув белым глазом фонаря, быстро пошел вниз, к мосту. Притихшая толпа подалась к тротуарам. Это было так ново, так непривычно – трамвай на улицах Иванова! Увитый цветами вагон мягко прогромыхал по рельсам и встал неподалеку от цирка.
– Еще один, еще один! – восторженно пронеслось над улицей.
Сияя новизной ярко-красных кузовов, сверкая огнями и стеклами, – восемь вагонов с прицепами прокатили один за другим мимо делегатов и встали – по четыре на каждом пути – возле цирка.
Делегатов пригласили занять места. Им предстояло быть первыми пассажирами трамвая, совершающего сегодня свой первый рейс.
Перед головным вагоном тихо покачивалась узкая красная ленточка. Председатель горсовета бросил в толпу несколько горячих взволнованных слов и коротким взмахом ножниц перерезал ленточку. Грохнули трубы оркестра, и вагоны один за другим тронулись в путь. Четыре вверх по Советской [сейчас пр. Ленина], к вокзалу, четыре – к Меланжевому комбинату. Оставшиеся долго кричали вслед и махали шапками.
А незадолго до этого перед огромным многолюдным цирком стоял на трибуне скромный смуглый человек. Его приветствовали горячими аплодисментами. Каждому делегату была знакома эта широкая сутуловатая фигура. Каждый знал в лицо начальника строительства трамвая товарища Максименко. Его все лето видели на стройке, – то на Советской, то на Сосневской, то на ул. 10 Августа.
Путаясь в непривычных формулах рапорта, смущенной пышной торжественностью обстановки, тов. Максименко рассказал пленуму о том, как большевики и рабочие Иванова в 150 дней построили 17 километров трамвайного пути.
Первые три месяца шли убийственно медленно, не хватало рабочей силы, не ладилось дело с рельсами. <…> Рельс на строительстве не было. Тогда их стали «выращивать» – тем особым, несравненным способом, который именуется в нашей стране мобилизацией внутренних ресурсов. На это было потрачено очень много сил, потрачено много крови. Но рельсы все-таки появились. А потом в ответ на призывный клич горкома партии по всей трассе, от вокзала до Меланжевого комбината, грянули оркестры тысячных субботников. Над свежими желтыми траншеями заблестели лопаты, загремели тачки. Тяжелые автомашины, груженные песком и землей, суетливо засновали вдоль взрыхленных улиц».
…Здесь стоит на время закрыть кавычки и обратиться к другому первоисточнику. Уникальный документ ивановского трамваестроения – газета, которая выпускалась летом 1934 года по итогам городских субботников – «Ивановский трамвай», тираж 800 экз. В московской Ленинской библиотеке сохранились только два номера (точно известно, что был еще один). Приведу несколько характерных заметок-коротышек:
Позор отстающим, срывщикам и дезертирам
Систематически срывают субботники: Ивоблснабсбыт, Ивэнерго, КИП, Меланжевый к-т, Ремизо-берд. завод, Текстильный институт, Холодильник, Спец-контора, Облдортранс, Управление связи.
Никакие телефонные звонки и устные напоминания не помогают. Директора, парткомы и профсоюзные организации указанных выше учреждений во всех случаях категорически отказываются давать автотранспорт. В результате на последних 3-х субботниках не хватало значительного количества машин. Наивно думать, что беспечные руководители этих учреждений могут предъявить «объективные» причины. Например, Управление связи ИПО, имея в своем распоряжении несколько машин (отнюдь не для перевозки почты), ни в какие разговоры о выделении автотранспорта на субботники и не стараются вступать.
Автомашина Сажевого завода 14 июня проработала первую смену и затем благополучно уехала ... в гараж и больше не возвращалась. Саботажников надо крепко ударить по рукам. Это сделает Горсовет.
Старики не подкачали
Охрана «Красной Талки» собралась в полном составе. Из них – большинство – старики. Работали хорошо, показывали пример молодым.
Вместо воды
Комендант ТЭЦ на требование представителя Горсовета дать воды – покрыл его трехэтажным матом.
***
Своевременно вышла на работу бригада сотрудников кино «Арс». В начале из 30 явилось только 23 человека, но вскоре подошли и оставшиеся и активно включились в работу.
***
Коллектив турецких рабочих, находящихся на производственной практике в Иванове, организованно выходит на субботник 18 июня во главе с шефом группы – г-ном Нурием-Бей.
Сам не работал и другим мешал
Зам. Нач. Снабосоавиахима тов. Раев, придерживаясь, очевидно, давно устаревшей пословицы «Работа не волк, в лес не убежит», опоздал на субботник более чем на час. Придя на участок и вооружившись для видимости лопатой, вместо работы большую часть времени тратил на разговоры, отвлекая других от работ.
Стыдно, тов. Раев, быть в хвосте. В наше время лодыри не в почете.
Работники Горсуда на субботнике
Участвовало 28 чел. Организованы были 3 бригады. Впереди шла бригада Шаронова, которая погрузила 18 машин, за ней бригада Кулениной – 15 машин. Хуже всех работала 3-я бригада. Надо отметить никудышную работу самого бригадира Комазова и тов. Жижина – зам. ст. судьи, который больше разговаривал про обед, чем работал, однако, хуже всего то, что среди работавших оказались дезертиры – Пугачева, Дородникова (7 уч. Нарсуда). Отрадно отметить, что на субботнике работали 85% коллектива защитников, который до этого участия в субботниках не принимал.
Буфетные головотяпы
Фабрика-кухня должна была организовать буфет для 2-й смены работавших на субботнике. Она это сделала, но безответственно, по-головотяпски. Буфет поместился не в центре работающих, а на улице. В результате проходящая публика создала очередь, покупая продукты, а работающие на субботнике не имели возможности пользоваться буфетом. Это безобразие, правда, было ликвидировано, но все же много продуктов ушло не по назначению.
По-большевистски драться за трамвай
На последних 4-х субботниках участвовало свыше 8.000 трудящихся. В результате проделана огромная работа. За эти дни работало свыше 100 автомашин, вывезено 10.000 кубометров песка и земли.
И снова вернемся к журналу «Рабочий край», к уже обозначенному очерку Шершенева:
«Трамвай «тянул» за собой внешнее благоустройство города. Как-то нелепо, да и совестно было строить трамвай возле пустырей и оврагов. И там, где проходила трамвайная трасса, совершалось чудесное превращение. Около горсовета и госцирка, на месте прежних ям и пустырей возникли благоустроенные скверы с фонтанами и электрочасами. На Песках, где улица делала крутой некрасивый изгиб, легла прямым и широким проспектом новая крытая гранитом дорога. По обеим сторонам ее раскинулся обширный сквер. Возникла Театральная площадь. Так строился трамвай… <…>
С постройкой и пуском трамвая в быт ивановцев вошло нечто чрезвычайно значительное. Трамвая ждали все. И рабочие, и трестовские машинистки, и комсомольцы, и домохозяйки, и школьники. Ждали с тем великим, томительным нетерпением, с каким люди ждут обещанного желанного подарка. Все помнят, с каким жадным любопытством толпился народ вокруг рабочих, производивших сварку рельсовых стыков. А толпы любопытных у запасных ворот Большой ивановской мануфактуры, где в ожидании пуска стояли вагоны. А восторг рабочей молодежи, рукоплескавшей первому трамваю, вышедшему в пробный рейс. А веселая шумная сутолока при посадке в первый день пуска трамвая! Каждому хотелось поскорее, вот сейчас прокатиться в своем, ивановском трамвае.
Трамвая ждали в Иванове еще сорок лет назад, когда предприимчивые иностранные концессионеры обхаживали отцов города, соблазняя их постройкой трамвайной линии по главнейшим магистралям города. Город уже тогда созрел для этого дешевого, простого и технически совершенного средства передвижения; деловитые иностранцы великолепно понимали колоссальную его рентабельность. Но отцы города десять лет почесывали бороды, сопели, раздумывали и все же ничего путного не надумали. Так и остался город без трамвая.
Вопрос о трамвае трудящиеся Иванова подняли много лет спустя. В 1927 году в наказ новому состава горсовета был внесен пункт – построить в Иванове трамвай.
Но тут возникли споры. Решили, что городу с его американскими масштабами строительства больше к лицу иной вид транспорта – автобус. Но автобус, честно отбыв свою историческую повинность, обнаружил за пять лет работы все свои слабые стороны. И тогда стало вполне очевидно, что основным видом транспорта в Иванове должен быть все-таки трамвай».
И здесь для полноты истории приведу еще одну публикацию из журнала «Рабочий край». Вышла она весной 1934 года, когда строительство трамвая только начиналось. В ней любопытно несколько технических моментов. Автор очерка – Г. Можаров:
«Многолетние усилия внедрить в жизнь города автобус приводили лишь к тому, что число автобусов, стоящих в ремонте или без резины, из года в год возрастало, а на линии курсировало каких-нибудь полтора-два десятка машин. Автобусная «теория» не выдержала острых булыжников и рытвин ивановской мостовой. Преимущества трамвая, как основного вида транспорта в Иванове, стали, наконец, неоспоримыми. В январе этого года вопрос о постройке трамвая был окончательно разрешен. <…>
Линия первой очереди, строящейся в нынешнем году, пройдет от вокзала до Меланжевого комбината на протяжении 7,4 километра. Закончена она будет к 15 октября. <…> Ежедневно от вокзала до Меланжевого комбината будет курсировать в течение 17 часов восемь моторных и восемь прицепных вагонов. Спокойные ивановские улицы, привыкшие к неторопливому шуршанию автобуса, задрожат под мощным, стремительным ходом трамвайных колес. Пассажир, севший в трамвай у вокзала, сможет доехать до горсовета в 12 минут, а до Меланжевого комбината – в 20 минут, т.е. вдвое скорее, чем на автобусе. Интервалы между трамваями будут в среднем не больше 6 минут. <…>
В качестве трамвайного парка будет использована часть автогаража на первом рабочем поселке. Сюда, после дневной работы, будут заходить на стоянку вагоны. К гаражу потребуется в нынешнем же году проложить от угла Почтовой и Социалистической специальную ветку длиной в один километр. <…> Эта ветка будет служить одновременно и для перевозки пассажиров.
Для питания трамвая постоянным током будет построена на Нижне-Уводской улице против ткацкой фабрики БИМ – специальная подстанция мощностью в 2400 киловатт. Место для подстанции выбрано не случайно. В непосредственной близости отсюда находится грузоветка, по которой в недалеком будущем будут курсировать электровозы. Трамвайная подстанция будет одновременно питать энергией и грузоветку. <…>
Каждый участок трамвайной трассы получил своего шефа. Станционную улицу взяли под свое шефство железнодорожники, Советскую до угла Нардомовской – зиновьевцы, участок от Нардомовской до горкома партии – рабочие Ново-Ивановской мануфактуры, участок от горкома до почтамта – Большая ивановская мануфактура, Социалистическую, от почты до горсовета – Нарсвязь, Мясокомбинат и Союзкино, улица 10 августа – коллектив пожарников. И дальше по маршруту – рабочие Ремизо-бердочного завода, Сосневской ф-ки и Меланжевого комбината. <…>
Трамвайный путь, воздушная сеть и подстанция со всем оборудованием должны быть готовы к 15 октября. И они будут готовы. В этом твердо уверены и вся общественность города, и сам строитель трамвая – инженер М.Х. Максименко – опытный мастер этого дела. В его трудовом списке ивановский трамвай – пятый по счету. <…>
Но семь с половиной километров пути – это только первая очередь.
Индустриальный город с двухсоттысячным населением не может остановиться на этом. Стальные нити трамвайных рельс поползут по новым улицам, провода воздушки заблестят над рабочими окраинами, протянутся к крупнейшим заводам и фабрикам. <…> Трамвай для Иванова – это то же, что метро для Москвы.
Общество
«Для Иванова – это то же, что метро для Москвы»
Текст не ради ностальгии