Последние
новости
Общество

Николай Голубев: Что проявляется?

Фотограф и фотохудожник – не одно и то же
11 мин
18 апреля, 2017
Молодежные выставки хороши своей стихийной «рекламой». Благодаря постам в социальных сетях, стильным афишам, общему гулу в студенческой среде («А ты пойдёшь?», «А ты слышал?») создаётся впечатление, что в городской жизни действительно случилось нечто особенное. Но тем сильнее может быть разочарование: ожидания (рекламируемый образ) не всегда совпадают с действительностью.


Фото: Варвара Гертье

В марте первой групповой выставкой заявил о себе городской клуб плёночной фотографии. Экспозицию на «6-м этаже» (это галерея современного искусства, расположенная под крышей гуманитарного корпуса ИГХТУ, за памятником Есенину) назвали «Девы в серебре».

Упоминание о благородном металле – видимо, маркетинговый ход. Хотя есть и реальная подоплёка: плёночная технология «замешана» на взаимодействии света и солей серебра. Но важнее в названии выставки – первое слово, оно чётко определяет тематику.

Хрестоматийная аксиома нашего времени: «The medium is the message» (средство коммуникации само по себе является сообщением). Потому использование фотографом плёночного аппарата – уже в какой-то степени идентифицирующая характеристика, послание зрителю. Ведь абсолютное большинство снимает сегодня на цифровую камеру. Соответственно те, кто выбирают пленочную технику, заявляют этим о своей исключительности, о несогласии с мейнстримом. Это и обнадеживало, от «Дев в серебре» ждали чего-то неординарного, творческого.

Если говорить по гамбургскому счёту, без скидок на то, что половина участников фотопроекта – дебютанты, по-настоящему запоминающихся снимков было не так много. В глаза бросалась однотипность: схожие ракурсы, взгляд модели прямо в объектив, безжизненные, не выражающие эмоции лица, «безучастный» задний план. Всё по шаблону глянцевых журналов. Но там «холодность» образа оправданна – индивидуальность модели не должна отвлекать от рекламного объекта (одежды, косметики, названия бренда). Но в искусстве работают другие правила – здесь фотограф должен создать образ художественный, передать через него содержание, эмоцию, идею.

На выставке мне запомнилась одна фотография. Молодая девушка (подчёркнуто современная, модная) в коротеньком лёгком платье стоит на проспекте Ленина – где-то в районе кинотеатра «Центральный», прямо посередине дороги. Видимо, это раннее утро, машин ещё нет. И весь снимок пронизан солнечными лучами. Насквозь проходят они и через платье, обнажая бедра модели. В этой фотокарточке – выстроенная композиция, ощущение движения, настроение. Но главное – есть образ. Вот она, девушка нашего времени, сочетающая в себе порочность и недоступность. Но словами это не так легко выразить. Да и не надо. Потому что, если бы всё можно было описать текстом, наверное, не возникло бы фотографии как вида искусства. (Автор этого снимка – О. Павлов.)

Конечно, памятны и другие карточки с выставки. Но лишь те немногие, где фотограф не просто выстраивает кадр по моде и правилам, а действительно пытается передать образ.

Известно, что автора можно судить только по тем правилам, которые он сам над собою признаёт (пушкинская формулировка). Как оказалось, первичным для многих участников выставки была технический аспект фотографии, а не художественный. По крайней мере, такой вывод я сделал из разговора с Андреем Сафоновым – опытным и известным ивановским фотографом, руководителем клуба плёночной фотографии.

Андрей, прежде всего объясните, зачем вы возитесь с начинающими фотографами. Я так понимаю, вы ничего не зарабатываете на этом?
– Ты, видимо, относишься к поколению тридцатилетних, которое сосредоточено исключительно на бизнесе. Потому и возникает вопрос, зачем мне то, что не приносит денег. А не зачем! Есть у армян пословица: делай добро и бросай его в воду. То есть не стоит ждать какой-то материальной отдачи, результат выразится в другом.
…В свое время со мной занимались взрослые фотографы. И я уже много лет занимаюсь с молодёжью. С 2009 года регулярно устраиваем выставки, знакомим ивановцев с перспективными фотографами. Некоторые из них потом стали весьма успешными в профессии, как, например, Владимир Смирнов (младший), Олег Павлов, Варя Гертье, известная на весь мир Алена Жандарова. И в этот раз на выставке половина участников – дебютанты. Не все они потом будут заниматься фотографией профессионально. Но, я надеюсь, что спустя годы кто-то из них вспомнит обо мне добрым словом, нальет стопочку – вот уже будет хорошо.

А вас кто учил фотографии, раз зашла речь?
– Первый человек, который дал мне фотоплёнку, – журналист Александр Вшивцев. Потом в энергоуниверситете со мной занимался Сергей Государев. Их в свое время тоже кто-то учил. Понимаешь, это такая преемственность. К сожалению, вторая половина 1990-х и 2000-е эту традицию подорвали.
В Иванове когда-то был фотоклуб «Свет», который многие вспоминают. Руководил им Исаак Дынин – известный на весь Советский Союз фотограф, публиковавшийся в центральных изданиях. А потом клубное движение практически сошло на нет, оно мало привлекает молодёжь. Хотя формально городской фотоклуб еще сохраняется.

Вы объединили только пленочных фотографов. И я так понимаю, что приходит к вам именно молодёжь, для которых плёнка – не откат в прошлое, а освоение новой техники. Это ведь стало модным сейчас?
– Да, за счёт этого удалось привлечь молодёжь. Но чёрно-белой плёнкой занимаются очень немногие. Я это вижу, потому что занимаюсь проявкой. И вот со всего города мне приносят в месяц всего несколько катушек. И достойных кадров – единицы.

То есть адепты пленочной фотографии не сами печатают снимки? Это же несерьёзно?
– Для того чтобы проявить и напечатать, нужна лаборатория. По нынешним временам это не так просто. Конечно, можно найти советские простенькие увеличители. Но, во-первых, хорошее качество с них не получишь. А, во-вторых, в современных условиях, когда жизнь кардинально изменилась, оборудовать лабораторию у себя дома не каждый может.
Была профессиональная лаборатория у Дмитрия Спесивцева, где мы собирались, – но это помещение перед новым годом выкупили и нас выгнали. Тогда вообще стоял вопрос: стоит ли проводить эту выставку? Мы понимали, что не сможем напечатать большое количество снимков. К счастью, скоро мы восстановим лабораторию.

* * *
Здесь я долго недоумевал. Зачем настоящему творцу дорогостоящая техника? Чем плохи советские увеличители и старенькие плёночные аппараты? Справлялись же как-то пионеры отечественной фотографии в голодные 1920-е. Пусть их снимки несовершенны технически, но художественный уровень всё компенсировал.

Андрей мне возражал. Во-первых, в советских редакциях и издательствах часто стояла вполне серьёзная импортная аппаратура. Во-вторых, определённые требования к фотопечати диктует выставочный уровень, к которому и стремится ивановский плёночный клуб. В-третьих, всему свое время. И здесь прямая аналогия с музыкой. Если раньше рокер с фальшивой гитарой и гудящими динамиками воспринимался публикой вполне благосклонно, то сегодняшний зритель этого не потерпит.

Главное же, к чему мы пришли в этой части разговора: фотограф и фотохудожник – не одно и то же. В первом случае важны ремесленные навыки, техническое мастерство – это профессия, которой зарабатываешь на жизнь. Во втором случае – это искусство, творчество, где свои законы и критерии.

…Вернемся к беседе:

Остаются сегодня какие-то преимущества у плёночной фотографии перед цифровой?
– Плёночная фотография ушла в раздел дорогого хобби. Это такая «заморочка» на уровне слушания виниловых пластинок. Винил звучит лучше MP3, но не лучше хорошей цифровой записи на CD-диске. Лично я люблю слушать пластинки: с их потрескиванием, атмосферой. То же самое и с пленочной фотографией, хотя цифра её практически по всем показателям побила.

Многие говорят, что сейчас время тотальной и воинственной некомпетентности. А ваши ученики готовы серьёзно изучать историю фотографии, основы живописи, композицию. Нужно это хоть кому-то?
– Мы в клубе этим и занимаемся. Но те, кто делает на фотографии деньги, к нам обычно не приходят – им некогда. А на плёнку снимают для себя, не ради заработка.

Кого можно назвать из крутых ивановских фотографов?
– Провокационный вопрос. Но здесь надо говорить о профессионалах в отдельных сферах. Это раньше были универсальные фотографы. Скажем, я или Сергей Насонов снимали всё: свадьбы, репортажи, портреты, рекламу. А сейчас важна специализация. Это связано с бизнесом: ты ищешь свою нишу, специализируешься в ней. Люди сегодня говорят про себя: я – семейный фотограф, я – свадебный, я – детский (и даже – фотограф младенцев). Есть те, кто снимает репортажи. В рекламе обособились те, кто специализируется, например, только на еде или на золотых украшениях.
В нынешнее время надо говорить не о хорошем фотографе вообще, а о фотографе в той или иной сфере. И каждый в своём сегменте добивается очень серьёзных результатов. Скажем, свадебная фотография по сравнению с советским периодом выросла на порядок.

Параллельно с клубом вы еще ведёте фотокурсы. И это как раз коммерческий проект. В чём разница?
– В фотошколе мы учим, а клуб в большей степени нужен для общения, обмена опытом.

То есть в фотошколе вы зарабатываете на нездоровых амбициях учеников: когда человек купил дорогую камеру и считает, что легко может стать хорошим фотографом с нуля?
– Почему нездоровые? Это здоровые амбиции. Но в фотошколе у каждого свои цели. Кто-то действительно хочет начать зарабатывать (и это потом получается), кому-то интересно повысить свой уровень.

Сейчас многие девушки считают необходимым время от времени ходить на фотосессии. Но обращаются они не к хорошим фотографам, а к шарлатанам (которые денег берут совсем не меньше). В результате бедных девушек осыпают какими-то блестками, делают вычурный макияж. Неужели они не понимают, что это всё безвкусно, пошло?
– А общая культура какая? А эстрада какая? Какой у нас главный фильм в кинематографе? «Ёлки»? А в политике кто? И так далее. Сейчас такая жизнь припопсованная. На что ориентироваться молодёжи? Они смотрят на лайки в Интернете.
В советское время фотографии публиковались (и в журналах, и на выставках), только пройдя серьёзный отбор. Так формировался некий уровень, были критерии. А сейчас снимать может каждый, и всё выкладывается в «Инстаграм».
Посмотрите на ивановские глянцевые журналы. Когда я попытался одной редакции показать, как можно улучшить обложку, меня просто обвинили в дурном характере. Сами они не видят проблемы.

Это и плохо: люди уже не понимают, что платят деньги за непрофессиональный продукт.
– Нужны критерии. На что ориентироваться? В наши дни главным критерием часто становится популярность фотографа в соцсетях. А в них ни я, ни кумиры моей молодости – Виктор Боровков и Сергей Насонов – большого веса, увы, не имеют. Мейнстрим в ивановской фотографии задают уже совсем другие люди.
12 декабря 2024
Все новости