Долго думал (на самом деле нет) как выстроить данный текст, чтобы новая (на самом деле старая) городская администрация, с одной стороны, не обиделась и была настроена на продуктивную работу, а с другой стороны - поняла, что кредит доверия и симпатии к уважаемому главе города постепенно подходит к концу, так как ожидаемые (перечислять весь список не буду) изменения не происходят.
Да, возможно, для этого есть весьма веские и объективные причины, но со стороны кажется, что старая команда – как тот старый конь, что борозды не испортит, потому что к ней просто и не приступит. Поэтому для отражения проблематики, побудившей к изложению данного материала, будет приведена простая хронология событий организации взаимодействия администрации города и его жителей.
Не секрет, что уже достаточно долгое время идея внедрения «карты проблем» в структуру внутреннего документооборота администрации не дает мне покоя, а я, в свою очередь, не даю покоя горадминистрации. В далеком 2012 году после выяснения, какими марсианами являются у нас городские активисты, требующие внимания к дорожным проблемам, с подачи главы администрации Александра Кузьмичева на сайте www.ivgoradm.ru в разделе управления благоустройства появилась ссылка на карту проблем «Моя территория». В отличие от утратившей демократичность (после соблюдения закона о защите персональных данных граждан) электронной приемной администрации, где невозможно стало отследить, с какими проблемами граждане обращаются и как и что им отвечают городские чиновники, а главное - проблемы нельзя скомпоновать географически (важно для понимания, например, где и какие дороги следует объезжать или ремонтировать) – карта «Стритжорнала» была понятна, мобильна и удобна именно как карта. Некоторое время, по крайней мере, до лета 2014 года, управление благоустройства города худо-бедно с ней работало. Потом перестало. Так что в 2015 году пришлось идти на поклон уже к председателю городской думы Александру Кузьмичеву и главе администрации города Алексею Хохлову, чтобы с картой вновь стали работать.
Используя площадку Общественной палаты Ивановской области как трамплин или, скорее, как рогатку, хотелось этот инструмент внедрить на областном уровне – чтобы на «Стритжорнале» были представлены все департаменты областного правительства, и далее карта была бы рекомендована к использованию во всех муниципальных образованиях региона. Но тут выяснился ряд проблем, например, что чужую разработку правительство не может взять в работу без гарантий ее долговременного функционирования. А так как на проблему внедрения карты наложились другие многочисленные вопросы, требующие внимания в ОП, – обманутые дольщики СУ-155, общественный транспорт, ОСАГО, дураки и дороги и т.д., то вопрос на долгое время подвис. Вплоть до назначения нового главы администрации г. Иваново Владимира Шарыпова, который, как мне до сих пор кажется, будучи заинтересован в получении реальной картины происходящего и быстрой реакции на нужды и чаяния горожан, распорядился запустить @Народный инспектор – связь с горожанами по проблемам благоустройства и содержания коммунального хозяйства. Через все соцсети.
Правда, почему-то были сразу исключены Одноклассники (сразу минус несколько процентов охвата половозрелого населения), ВКонтакте (еще десяток процентов), до сих пор - с декабря, когда был анонсирован запуск – не заработала указанная на сайте администрации Иваново ссылка на группу в Facebook. И были полностью проигнорированы мессенджеры (WhatsApp, Viber, Telegram и т.п.), хотя не секрет, что сами чиновники активно через них… нет не общаются, а именно работают. Эффективно! Инфа, как говорится, 146%. А ведь даже в УГИБДД поняли, как важно иметь такую связь, и свой алко-вайбер-аккаунт в дежурке запустили. Решили в декабре, а в январе он уже работал.
При этом опять остался не учтен опыт карты проблем, структурирования заявлений и их автоматической (без оператора, принимающего эти обращения в твиттере, с выходными, обедом и праздничными днями) регистрации в качестве обращений и передаче к исполнению соответствующим подразделениям городской администрации. Потому решено было вновь вернуться к проблеме использования бесплатной интераткивной карты проблем – «Стритжорнал».
Как выяснилось, в администрации тоже не лежали на печи, а еще 23 ноября 2016 года послали официальный запрос администраторам ресурса с просьбой расширить и углубить штат сотрудников, допущенных к работе по обращениям граждан Иваново, но… на официальный запрос администрации никто так до сих пор и не ответил. Более того, выяснилось что «карта» использует проклятые НАТОвские сервера, расположенные аж в г. Сан-Франциско, что категорически неприемлемо в качестве площадки для работы российского государственного/муниципального ресурса.
Также, как выяснилось (не скажу кем и где, дабы снова не навлечь ни на кого неприятности), были запрошены котировки по созданию с нуля такого портала по приему и работе с обращениями граждан в г. Иваново. Но расценки на «изобретение колеса» оказались настолько неприемлемыми, что их даже неприлично произносить вслух (к слову, Владимирская область состряпала такой портал за 500 тысяч рублей в прошлом году, ну а инфляцию вы можете просчитать сами).
Три недели назад, после встречи с заместителями главы администрации и напоминания о поручении по созданию и развитию системы взаимодействия с гражданами, в четвертый раз передачи набросков технического задания, двух совещаний и т.д., и т.п., специалисты отдела информатизации городской администрации вдруг на голубом глазу сказали, что нашли замену умершему ресурсу из Сан-Франциско и могут интегрировать в систему электронного документооборота администрации города федеральную карту - проект «Igrajdanin» (Айгражданин), использующийся, например, в Севастополе. Это та же карта с профилями проблем по ямам, тротуарам и сосулькам и возможностью приложить фото/видео к своему обращению. К сожалению, пока не ясно, поддерживает ли она долговременное удержание проблемы в работе – ведь не секрет, что не все заявления граждан можно удовлетворить сразу, например, то же освещение нерегулируемого пешеходного перехода на ул. Икрянистовой требует сначала голосования депутатов за выделение средств на проект, создание проекта, голосование за выделение средств на строительство и само строительство, в общем года два-три минимум, это в лучшем случае, когда деньги в бюджете есть. Стритжорнал же закрывал проблему автоматически, через 4 месяца, и ее приходилось «апать» или открывать повторно. Но то, что «Айгражданин» точно функциональнее, чем Twitter, – это факт.
Но, к сожалению, на сегодня ситуация по внедрению «карты» для получения информации о проблемах от активных граждан вновь подвешена в воздухе, так как лица, которым поручено заниматься вопросом, курируют другие немаловажные, я бы даже сказал стратегические, направления обороны города от грязи и холодов, и вынуждены ликвидировать лично последствия возникающих то и дело ЧС или получать предписания на их устранение от прокуратуры. Заместителей, способных развивать тему, видимо, у них нет, а технические специалисты находятся на больничном или некомпетентны. А время идет, сосули тают.
Вот еще что хочется добавить. В конце февраля ныне уволенный (вот как так: ключевых игроков с доски снимают, а информация остается у них, кого ни спрошу, никто не в курсе) зампред правительства Ивановской области Виталий Илюшкин была на «учениях», как написали, в том числе, и ивановские СМИ, в Администрации Президента РФ в Москве, где изучали тактику и стратегию, а также проводили тренинги по выборам президента. Но нас в данном случае больше должна заинтересовать статья в «Коммерсанте» об этом мероприятии, где говорится, что представителей субъектов ознакомили с успешными московскими практиками взаимодействия с населением, построенными «на основе учета мнений граждан и новых коммуникационных технологиях». Также нас должна заинтересовать следующая информация с сайта Министерства строительства и Правительства РФ, где фигурируют суммы, а также говорится о том, что лучшие муниципальные практики будут рекомендованы к внедрению в регионы. Складывая два и два, я нахожу очевидным тот факт, что в первую очередь рекомендованы к внедрению должны быть успешные практики взаимодействия с горожанами, вовлечения их в общественный контроль своих территорий, т.е. передача исходников таких программ, как «Активный гражданин», «Помошник Москвы» и т.п., департаментам и комитетам информатизации областей и городов. Но, к сожалению, как уже сказано выше, - никто не в курсе и спросить пока не у кого.
А пока, как показывает практика, без внятной системы взаимосвязи с населением даже дорогостоящая система «Безопасный город» и антикризисный центр с широкоэкранными мониторами не могут вовремя проинформировать городские службы о вышедшем из строя от влаги контроллере светофора и начавшемся заторе и, как и ранее, ситуацию спасает лишь «телефонное право», сосредоточенное в руках, пусть с виду и хороших, но все-таки обычных людей, которые физически не могут присутствовать везде и обладать всей оперативной информацией. Сосульки продолжают висеть, а бабки (и не только) падать на скользких тротуарах – так как администрация не знает адреса проблемы и не может ее локализовать. Несмотря на то, что в администрации все сплошь умные и воспитанные люди, обладающие всей необходимой полнотой знаний, навыков и умений – им необходимо распределять нагрузку, то есть давать соответствующие поручения подчиненным чтобы, в случае отсутствия руководителя на рабочем месте по уважительной причине, чтобы те, в свою очередь, были компетентны решать вопросы, корректировать техническое задание, запускать ранее принятые решения в работу.
Переводя с тарабарского на русский – если «Айгражданин» ресурс федеральный и вам, администрация, подходит, то нам - уж тем более и давайте уже запускайтесь. И включайте свои медиа-резервы и раскручивайте проект, доводя информацию о возможности использования этого прогрессивного канала связи горожанин\власть до населения.
Илья Пигалкин, член Общественной палаты Ивановской области
Общество
Илья Пигалкин: «Давайте уже запускайтесь»
Про связь с населением и телефонное право