Вышел в свет февральский выпуск журнала. Алексей Машкевич и Анна Семёнова подвели политические и бизнес-итоги ушедшего года, обозначив самые актуальные темы.
«Антигубернаторский PR года» - о том, как против губернатора Павла Конькова кто-то вёл и ведёт непрекращающуюся PR-кампанию с силовыми вкраплениями.
Несколько цитат:
«Сегодня, хотя стройка ещё не началась, а только решён вопрос о гарантиях финансирования проекта ВЭБом, мы можем смело говорить, что частичка «бы» в этом утверждении лишняя: строительство комбината для Павла Алексеевича может стать путёвкой во второй губернаторский срок. Ни больше, ни меньше».
«До сих пор не могу себе ответить на вопрос: кем был Василий Гущин – движущей силой или слабым звеном в команде Павла Алексеевича – в той, с которой тот изначально пришёл на губернаторство? Не могу, потому что сегодня получается, что и то и другое утверждение одинаково верно».
«Говорят, что в реализации проекта комбината в Иванове были не заинтересованы башкирские нефтехимики, которые в тот момент рассматривали возможность строительства подобного производства у себя, а два на Россию – это явный перебор: столько экономически не надо, нецелесообразно. И башкиры якобы начали против ивановского проекта войну – информационную».
«Ещё говорят, что кому-то в области (и за её пределами) захотелось реванша за прошлые политические и экономические поражения, и эти «кто-то» решили «раскачивать» команду нового губернатора всеми имеющимися силами. А так как в легальном поле – например в форме публичной дискуссии или в рамках открытого противостояния – в нынешней России такая «война идей» непредставима, она ушла в область говнометания… ой, пардон, в область пиара».
«Дмитрий Анатольевич сегодня категорически отказывается от любых комментариев, но, по слухам, первое, что ему сказали на допросе, было предложение «сдать» губернатора в обмен на снятие обвинений. То же самое, говорят, предложили в день задержания и другому первому заместителю Конькова – Андрею Кабанову. Совпадения?»
«Мне кажется, что, имей сегодня возможность Дмитрий Анатольевич изменить ход событий, он бы никогда не принял решения вернуться в правительство к Павлу Конькова после групповой отставки в августе 2005 года. Так же как Гущин вряд ли второй раз взялся бы за злосчастный комбинат – если бы не этот амбициозный проект, кому бы были интересны его проблемы с банками? Да и решаются обычно эти проблемы совсем по-другому».
«Не хочу быть глашатаем плохих новостей, но разве не наблюдаем мы подобного интереса со стороны этого самого «кого-то» к наиболее продуктивным игрокам команды сегодняшнего областного правительства – Сергею Зобнину и Светлане Романчук?»
«Политическая карьера года» - размышления на тему политического прошлого, настоящего и будущего спикера областного парламента Виктора Смирнова, который в 2016 году ещё и возглавил местную «Единую Россию».
Цитата:
«Виктор Владимирович Смирнов до того, как стал председателем думы, никогда не был самостоятельным игроком на политической поляне региона – он всегда играл в команде и не стремился быть мотором и лидером процесса. Именно работа в команде всегда была его сильной стороной, именно в ней был востребован его юридический педантизм, без которого тому же Меню было бы намного сложнее «продавливать» многие управленческие и политические схемы».
«Мэр года: Владимир Шарыпов» - о том, почему именно возглавил областной центр, о первых шагах на этой должности и о том, чего надо опасаться городским бюрократам.
Несколько цитат:
«Определить, что может повлиять на позицию губернатора, невозможно, поскольку зачастую создается впечатление, что в своих предпочтениях он руководствуется отнюдь не рациональными соображениями. Видимо, существует ряд скрытых факторов, которые являются более значительными, чем простая логика».
«В 2010 году, когда губернатор Михаил Мень неожиданно для всех сделал главой администрации областного центра особо никому не известного начальника областного департамента образования Александра Кузьмичева, не имевшего особого опыта в вопросах городского хозяйства, никто даже всхрюкнуть не посмел».
«Что касается Шарыпова, то он и в правительстве пользовался устойчивой репутацией «человека губернатора», кроме того, принципиальную роль играл его возраст: ну, не может, по общему мнению, человек в 30 лет быть самостоятельным игроком на властной поляне. Чтобы переломить эту уверенность чиновников и бизнесменов, тому же Шарыпову потребовалось несколько лет».
«Шарыпову удалось быстро показать, кто в доме хозяин и кто теперь здесь принимает решения (и берёт на себя ответственность за них). Это стало особенно явно заметно в процессе принятия бюджета областного центра на 2017 год, когда несмотря на все попытки отдельных чиновников и многих депутатов гордумы показать свою самостоятельность, в конце концов почти по всем вопросам дума приняла именно те решения, которые предлагала мэрия».
«В плюсы новому городскому главе можно записать и то, что он, несмотря на всю свою улыбчивость и склонность к не стандартным для чиновника фишкам (вроде съёмок в клипе или поездке на работу на велосипеде), оказался достаточно жёстким руководителем. И, похоже, с этой его чертой до конца ещё почти никто не познакомился, так что многих ждут неприятные сюрпризы».
«Самая ожидаемая отставка года» - про главного внутреннего политика Виталия Ильюшкина.
Несколько цитат:
«Ильюшкину можно присвоить звание тефлонового политика Ивановской области – к нему не прилипают никакие обвинения, даже те, после которых другие чиновники обычно покидают свои посты».
«Первая нестыковка в деле: о громкой операции по задержанию одного из самых известных в области журналистов ничего не знал губернатор. А это значит, что сделанное Ильюшкиным – не более чем самодеятельность. И речь в истории идёт только о личных интересах, а не об интересах области, партии или правительства. Вторая нестыковка – о деньгах знал коллектив «Барса», и бухгалтерия заказала в банке инкассацию, что напрочь отвергает рассказы о неучтёнке и тем более о том, что Кустов эти деньги хотел присвоить».
«И сегодня все гадают: в чём же причина неприкасаемости и непотопляемости Виталия Ильюшкина? Силовики его не трогают, несмотря на явные нарушения законодательства, губернатор его не увольняет, несмотря на имиджевые уроны, которые наносит областной власти Виталий Владимирович своими художествами».
«Депутат года: Алексей Хохлов» - история про то, как можно не справившись с управлением областным центром спокойно пересесть в кресло депутата Госдумы.
Несколько цитат:
«Завод, когда-то являвшийся акционерным обществом, принадлежащим трудовому коллективу, превратился в россыпь обществ с очень ограниченной ответственностью, которыми владели Алексей Хохлов и члены его семьи. Обычная перестроечная история – ничего сверхъестественного и никакого криминала. Но в Шуе Хохлова не любили и не любят – уж больно по многим прошлась удачная для него приватизация. Но успешных никогда не любят».
«Мне нелегко писать на эту тему: до того как Алексей Алексеевич порулил моим любимым городом, нас связывали добрые человеческие отношения. Да-да, именно так – в прошедшем времени. Дело в том, что чем дольше Алексей Алексеевич сидел в кресле мэра, тем всё больше становилось понятно, что это абсолютно не его история».
«К вальяжному барину Алексею Алексеевичу Мельникова приставили для того, чтобы кто-то работал и брал на себя ответственность. Но Хохлова это быстро перестало устраивать. Нет, не подумайте, работать он не захотел и не стал и тем более ответственность за себя брать не собирался. Просто он не захотел выглядеть тем, кем был на самом деле – опереточным мэром, каким был до него Александр Кузьмичёв при Александре Матвееве, – и Мельникова скоро в администрации не стало».
«То, что главная работа нового градоначальника заключается в том, чтобы ни за что и никогда не брать на себя обязательств и ответственности, быстро поняла не только журналистская братия, но и губернатор. Но признать это публично было невозможно: получилось бы, что все, кого привёл с собой работать губернатор, или под следствием (к тому времени это были Андрей Кабанов, Дмитрий Куликов и Андрей Мельников), или не у дел (Василий Гущин), или не справляются».
«Про праймериз мне рассказывали потом очень смешной анекдот, как на заседании правительства, случившемся после объявления результатов внутрипартийного голосования, один из глав районов, где триумфально победил Хохлов, подошёл к нему и сказал, что без визитов кандидата можно выиграть праймериз, но вот когда начнётся реальная кампания, то надо бы в районе появиться и показаться избирателям лично. На что Алексей Алексеевич при всём честном народе ответил: «Надо же, а я и не знал, что твой район в моём округе».
«Фальстарт года: Александр Фомин» - о том, чем в этом году привлёк внимание Александр Германович.
Несколько цитат:
«Не будучи пешкой, Фомин к поворотам своей политической судьбы явно готов и готов делать очень многое, чтобы эти моменты приблизить или смоделировать».
«А в июне по городу поползли слухи о том, что Фомин рассматривается как самый вероятный кандидат на пост главы областного центра. И работу знает, и авторитет у народа имеет, и хозяйственник, и политик, и депутат, и член «Единой России» - ну просто сказка, а не претендент».
«Дела года: всё выше, и выше, и выше…» - о том, кого и когда забирали, привлекали и судили в прошедшем году из видных руководителей: областных, муниципальных – всяких.
Несколько цитат:
«Конечно, активность правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, проявленная в прошлом году, вызывает уважение, однако это уважение смешано с некоторым недоумением. То ли чиновники и депутаты у нас совсем оборзели и буквально сами в руки идут, берут и дают взятки, не стесняясь никого, то ли с самого верха пришел очень зеленый свисток брать всех, невзирая на чины и заслуги».
«Раз прямые взятки теперь стали настолько опасным делом, то чиновники и предприниматели явно будут искать другие пути. Да, через некоторое время силовики, которым нужны свои палочки и галочки, изобретут методы борьбы и с этими схемами: на каждую хитрую штуку найдется нечто с винтом. Вот она, эволюция во всей своей красе».
«Банкротство года: совхоз «Тепличный» - версия событий, которые привели к возбуждению уголовного дела против последнего генерального директора некогда флагмана сельского хозяйства Ивановской области ОАО «Тепличный».
Несколько цитат:
«Оказалось, что, по мнению оценщика, имущество «Тепличного» стоит 425 млн рублей при кредиторской задолженности в 220 млн. В результате на торги имущество совхоза было выставлено лишь в ноябре единым лотом за 507 миллионов рублей. Естественно, желающих приобрести это имущество за такие деньги не нашлось. Теперь имущественный комплекс раздроблен на пять лотов, торги по ним состоятся 22 февраля».
«Изначально в списке руководителей «Тепличного», которых Максимов хотел привлечь к субсидиарной ответственности, значился и Владимир Бочков, который до осени 2012 года был гендиректором совхоза. Но буквально через несколько дней Максимов передумал, и фамилия Бочкова из списка ответственных исчезла. С чем это было связано: с нынешним статусом Бочкова (он является членом Совета Федерации от Ивановской области) или же, как уверяют некоторые юристы, с истечением сроков давности, непонятно».
«Ситуация контролировалась правительством Ивановской области даже тогда, когда совхоз еще формально находился в собственности Российской Федерации, никаких претензий у области к «Бухареву не было. А уголовное дело в отношении Бухарева Владимир Власов объясняет резко изменившимся настроением основного кредитора – ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» и его гендиректора Сергея Мазалова».
«Чья бы версия – конкурсного управляющего и следователей или Владимира Власова – ни была ближе к истине, ситуация складывается странная. То ли бизнес краёв не видит, то ли чиновники. А Бухарев, похоже, оказался в данном случае тем самым крайним, на которого в итоге повесят всех собак. Причём о его личной заинтересованности не говорят даже следователи».
«Ловушка года: долги по субсидиям РСО» - о том, что накопленные областью долги перед ресурсоснабжающими предприятию могут привести не только к их повсеместному банкротству, но и к социальному недовольству.
Несколько цитат:
«По неофициальной информации, руководителям бюджетных учреждений были даны ценные указания не платить за коммунальные услуги до тех пор, пока не возникнет угроза отключения».
«Одномоментно поднять тарифы для населения до уровня экономически обоснованных стало просто невозможно. Во-первых, это вызвало бы социальный взрыв, а во-вторых, на федеральном уровне был введен так называемый «тарифный коридор».
«Коммунальные услуги – это вечный бизнес и золотое дно, мало кто из глав может устоять перед таким искушением. Поэтому и получается, что стоит только покопаться в истории банкротства какой-нибудь РСОшки, как сразу же вылезают ушки местных чиновников или их родственников».
«Есть еще и поставщик природного газа – ООО «Газпром межрегионгаз Иваново». Эту контору, как известно, не пошлешь далеко, с ней надо полюбовно договариваться».
В своём традиционном обзоре культурной жизни области Николай Голубев рассказывает о скандальной выставке Пабло Пикассо и о премьере ожидаемого фильма Андрея Кончаловского «Рай».
Несколько цитат:
«Экспозиция, на первый взгляд, кажется скабрезной, чуть ли не порнографической. Но это, конечно, не так. К сожалению, в череде многочисленных скандалов, которые преследуют выставку (она несколько лет гастролирует по городам России) почти нет места отзывам искусствоведов – никто толком не объяснил, в чём ценность и смысл графической серии Пабло Пикассо».
«Изначально это были иллюстрации к средневековому плутовскому роману. А дальше, найдя особую художественную стилистику, Пикассо увлекся и перебрал все свои заветные темы: цирк, взаимоотношения художника и модели, античные сюжеты; по ходу мастер обличает церковь и чиновников, передает зашифрованные приветы предшественникам-живописцам».
«Вообще Пикассо считал себя в большей степени «хорошим рисовальщиком», нежели живописцем. «Цвет, – он говорил, – ослабляет». Рисунком мастер занимался чуть ли не ежедневно – сохранилось 50 тысяч графических листов (из них треть – гравюры). Художник виртуозно владеет линией; карандаш, не отрываясь от листа, очерчивает сразу несколько фигур – причём одна словно выходит из другой».
«Подобные – пусть спорные и неоднозначные – выставочные проекты, конечно, нужны. Но цель их должна быть не только коммерческой, но и просветительской. Объясните зрителям, что в случае с «Suit 347» надо смотреть не на гениталии, а на композицию в целом, на рисунок. Что Пикассо – не извращенец, а новатор; автор «Девочки на шаре» и «Любительницы абсента», неустанный труженик и провокатор – гений, «талант которого сильнее того, что ниже пояса».
«Не зря «Рай» сравнивают с театральным спектаклем. Киноязык – сдержанный, экономный, без украшательств. Но известная аксиома: чем суше, чем графичнее (плёнка, кстати, черно-белая) – тем выразительнее. Благодаря общей, почти безэмоциональной тональности – так мощно и остро выстреливают последние минуты ленты».
«Как так вышло, что этот во всех отношениях приятный молодой человек стал искренним поклонником фюрера, согласился на службу в высших эшелонах СС и спокойно инспектирует концентрационные лагеря? При этом он не кривит душой. Молодой романтик действительно ослеплён идеей построения рая на земле. Ведь именно это обещает немцам Гитлер. А несколько миллионов жертв – не такая уж большая цена за земной рай, что-то же надо положить на алтарь».
«Кончаловского больше всего занимает вопрос о том, как далеко может привести человека дух просвещенья. Ведь откуда взялся фашизм? В том числе из романтизма с его тягой к местному колориту, к национальным корням. «Рай» ставит вопрос: можно ли оправдать преступление идеологией, светлой мечтой?»
«Десять тысяч лет назад человек начал заниматься скотоводством и земледелием. Жизнь стала сытнее, оседлой – но при этом мы потеряли абсолютную свободу. Раз есть корова, которую надо доить, и земля, которую надо вспахивать, то появляются и распорядок дня, непреложные обязанности, постоянные заботы. А память о былом благоденствии (и мечта о нём) навсегда вытесняется в подсознание, трансформируется в мифологему потерянного рая».
«Рай» важен своей философией. Интересная мысль сценария: рай невозможен без ада. Это звучит у Кончаловского как оправдание гитлеровским и сталинским лагерям – человечество допустило их, рассчитывая найти/построить эдем. И еще одна важная реплика: «Рай не может быть для всех».
Дмитрий Фалеев сделал интервью с художником Александром Ковериным о корнях его творчества, об искусстве, о жизни.
Несколько цитат:
«Если с сегодняшней колокольни говорить, меня интересовала живопись как средство познания. Человек просыпается, когда у него работает око познания. Око познания работает – ты сидишь и должен писать, а над тобой стоит жестокий контролёр. Жестокий контролёр – это, во-первых, твои профессиональные качества, а, во-вторых, это твоя совесть».
«В учебных заведениях надо овладевать ремеслом, идти по пути старой дореволюционной Академии художеств – это верный путь. Следуешь ему – воспитывается культура цвета, культура понимания, она оседает, как золотой песок. Потом работай хоть как абстракционист – ты уже будешь культурно работать, тебя культура будет держать».
«В деревне природа путём эволюции создала уникальные вещи: деревья все разные по своей геометрии, ландшафты уникальные, а городские джунгли – это порождения ума и разума человека. Они меня совершенно не интересуют, чтобы их изображать».
Также в номере постоянные рубрики – фото номера, дни рождения получателей журнала, «Первоисточник» (про дневники Любови Шапориной), «Советская Атлантида» (про художников Нину и Валерия Родионовых), инвестхроники, «Модный приговор» Марии Першиной (про дизайнера Елену Кондрину) и рассказ Натальи Мизоновой «Музыканты». Приятного чтения!
Общество
С сегодняшнего дня в рассылке свежий номер журнала «1000 экз.»
Анонс номера