Последние
новости
Общество

Новогодняя история

«Ивановцы – беспечальный народ!»
16 мин
08 января, 2017
Александр Семененко, доцент, кандидат исторических наук

«Ивановцы – беспечальный народ!» – так писал о наших предках известный учёный-экономист, академик, почётный гражданин Вознесенского посада (с 25 марта 1867 года) Владимир Павлович Безобразов.
В.П. Безобразов (1828–1899) – академик Санкт-Петербургской академии наук (1867), выдающийся экономист, публицист, служил в министерстве финансов, в министерстве государственных имуществ, преподаватель финансового права и политэкономии Александровского лицея в 1868–1878 гг., один из организаторов Политико-экономического комитета Русского географического общества, издатель журнала «Сборник государственных знаний» в 1874–1880 гг., уроженец Владимира. Автор трудов по конкретным экономическим и экономико-географическим вопросам, в которых использовал собранные им обширные сведения о состоянии русской промышленности и торговли, и работ по кредиту и финансам, в том числе работы «Село Иваново: Общественно-физиологический очерк» (журнал «Отечественные записки». 1864. № 1. С. 266–304).
Вне всякого сомнения, Новый год и Рождество Христово – пожалуй, самые любимые праздники русского народа. Но для того, чтобы их праздновать, каждому из них пришлось пройти достаточно долгий исторический путь.
Достаточно долго Рождество и встреча Нового года не пересекались. В России, например, продолжительное время новогодние торжества приходились на 1 марта, пока Великий князь Московский Иван III Васильевич не установил в 1492 году исчисление нового года с 1 сентября.
Последний перенос связан с именем царя Петра I, постановившего в декабре 1699 года летосчисление вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова. И тут же приказал встретить Новый год 1 января 1700 года. В этот день сам Пётр командовал военным парадом, а затем в Кремле устроил угощение для «скудных» людей: вокруг чанов с пивом возвышались навалом калачи. Вечером государь ракетой открыл грандиозный фейерверк. Новогодние гулянья длились шесть дней безостановочно. Сам Пётр и его соратники веселились как дети, полагая (ошибочно), что встречают новое столетие. Впрочем, их ошибка вполне извинительна – совсем недавно человечество, празднуя наступление 2000 года, тоже верило, что наступил не только новый век, но и другое тысячелетие, а это случилось только через год...
Петровская реформа медленно, но неуклонно приживалась: русскому народу пришлась по вкусу возможность дважды повеселиться от души долгой зимней порой – встретить Рождество, а затем Новый год. Напомним, что до революции жители России сначала встречали Рождество (25 декабря), затем начинались Святки, на которые попадал Новый год (естественно, 1 января). Праздники продолжались до самого Крещения.
Рождество Христово – великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождение Солнца Непобедимого» (после зимнего солнцестояния начинает прибывать солнечный день), который с принятием христианства наполнился новым содержанием: рождение Христа стало пониматься как «Рождение Солнца Правды». Позднейшим толкованием времени празднования Рождества Христова 25 декабря стало следующее: месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелий, а по распространенному уже в раннее средневековье церковному преданию, Христос должен был находиться на Земле полное количество лет (как число совершенное); отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая приходилась в тот год на 25 марта. Отсчитав от неё 9 месяцев, получили дату рождения Христа – 25 декабря. Есть и другие объяснения. Но так или иначе, на Руси этот праздник полюбился особо.
Петровская реформа медленно, но неуклонно приживалась: русскому народу пришлась по вкусу возможность дважды повеселиться от души долгой зимней порой – встретить Рождество, а затем Новый год. Напомним, что до революции жители России сначала встречали Рождество (25 декабря), затем начинались Святки, на которые попадал Новый год (естественно, 1 января). Праздники продолжались до самого Крещения
В Иваново-Вознесенске наступление праздников начинало ощущаться задолго. Так, городской голова Иваново-Вознесенска в 1877–1886 годы, автор книги «Город Иваново-Вознесенск, или Бывшее село Иваново и Вознесенский посад (Владимирской губернии)» Яков Петрович Гарелин сообщал: «Недели за полторы до Рождества в лавках появлялись предвестники ожидаемого веселья – вывешивались для продажи маски (хари, по местному выражению). Молодёжь начинала понемногу запасаться костюмами, которые, впрочем, не отнимают много времени, так как вся сила заключается в надлежащей группировке обыденных нарядов, а самое важное – сговориться, куда идти «ряженами». Впрочем, переговоры эти мало помогают делу, потому что в большинстве случаев отправляются «на огонёк»...»
Сам город начинал преображаться. Рождественский пост заканчивался, а потому горожане стремились закупить снеди и вин, обзавестись подарками для родных и близких. В начале XX века окончательно вошло в традицию наряжать ёлки и поздравлять друг друга с помощью рождественских и новогодних открыток. Требовались и ёлочная мишура, игрушки, бенгальские огни. Магазин С. Соколова на Георгиевской улице (ныне проспект Ленина) устраивал для ребятишек специальные распродажи. Яркая и навязчивая реклама повсюду зазывала: «Не реклама, а факт! Выбор как нигде, цены ниже, чем везде! Цены вне конкуренции – просим зайти и убедиться!»
Купить можно было практически всё, что только душа желала – и сыры любого привоза (французского, мещерского, швейцарского и т.д.), и рыбу бесконечного ассортимента – сиг, белугу, стерлядь, навагу, осетрину и т.п., и сладости, и мясное, и разносолы… Повсюду были распахнуты двери трактиров, блинных, чайных. Торговали и с лотков.
Если к праздничному столу вам понадобились бы жареные поросята, отливавшие золотистой корочкой, то следовало зайти в магазин «Пчельни» на Александровской улице (ныне пр. Ленина). Богатейший выбор вин и прочего предлагался в «Винно-колониальном магазине» Щербакова, кроме того, нельзя было не заглянуть в заведение на улице Новой (ныне ул. Жарова) к П.А. Точилову, также представлявшего широкий ассортимент вин от Депре, Шустова и т. д.
Битком наполнялись ресторации «Националь» и «Лондон», где дозволялись «оркестры музыки» и пение хоров без «привлечения женского персонала».
В синематографы было не прорваться. Шли самые свежие картины, особенным успехом пользовались показы с участием непревзойдённого комика немого кино француза Макса Линдера (Габриеля Лёвьеля).
В клубе господ приказчиков (дом, построенный графом Шереметевым на углу нынешних улиц Палехской и Станко) затевалась лотерея-аллегри. На сцене устраивали гору с последующим катанием с неё, в фойе клуба – голландскую таверну.
А вот как проходили святочные вечеринки. Вновь предоставим слово Якову Петровичу Гарелину: «...И вот из дома в дом шагают толпы ряженых со своей, обыкновенно, музыкой, которая, не отличаясь количеством инструментов, так как в состав оркестра входит одна гармония или балалайка, вполне удовлетворяет как артистов, так и зрителей. Компания собирается большая, так как разыгрываются вещи, требующие порядочного количества участников. Смотря по тому, какое впечатление производили артисты на зрителей, такое и бывало угощение. Обычный исход путешествий был таков – все артисты напивались мертвецки пьяными и поутру, если не просыпались в кутузке, готовились к дальнейшим подвигам».
Любили и погадать в те времена. Этот обычай был освящён веками. Девушки, занимавшиеся данным развлечением, или смотрелись в зеркало, или подслушивали под окнами. Кроме того, практиковалось литьё олова или воска, бросание башмака, спрашивание у первого встречного-поперечного или даже проезжающего его имени в полной уверенности, что так и будут звать будущего «суженого-ряженого».
Респектабельная публика собиралась «для взаимных поздравлений» в открывавшемся зале заседаний городского управления.
Иваново-вознесенцы, в основном представлявшие местную интеллигенцию, собирались в клубе, выстроенном Иваном Афанасьевичем Кулаковым на Песках (ныне клуб «Колизей» на пл. Пушкина). Там наряжали ёлку, встречали Новый год, устраивали танцы и детские вечера. Нельзя не сказать и о том, что обычно к Новому году предприниматели приурочивали открытие новых заведений. В газете давали объявление. И народ валом валил поглядеть на новую ресторацию или взглянуть, что особенного в новеньком магазине.
Кроме того, именно в те времена окончательно вошёл в традицию обычай наряжать елки и, кроме всего прочего, поздравлять друг друга с помощью рождественских и новогодних открыток. Открытки были в те времена с самыми разными изображениями. Поздравления «Съ Рождествомъ Христовымъ!» изображали то ангелочков, то возгорание яркой вифлеемской звезды, символизирующей Рождение Спасителя, то просто детишек обоего пола с елочными ветками, или же это были зимние пейзажи с церквами. Перед Первой мировой войной появились рождественские открытки более смелого содержания: на них обычно кавалер, целуя в волосы даму, дарит ей букет алых роз. Новогодние открытки, учитывая светский характер этого праздника, не имели каких-то четких канонов. Тут и традиционная игрушечно-елочная тематика, и улыбающиеся или застигнутые в достаточно смачном поцелуе пары. Попадаются открытки с цифрой «1», символизирующей 1 января, а рядом ведёрко с охлажденным шаманским. А вот открытки двойного назначения, то есть содержащие поздравления и с Рождеством, и с Новым годом встречаются реже.
Купить можно было практически всё, что только душа желала – и сыры любого привоза (французского, мещерского, швейцарского и т. д.), и рыбу бесконечного ассортимента – сиг, белугу, стерлядь, навагу, осетрину и т. п., и сладости, и мясное, и разносолы… Повсюду были распахнуты двери трактиров, блинных, чайных. Торговали и с лотков
Что касается текстов поздравлений, то почти все они, как и сейчас, включали поздравления как «Съ Рождествомъ Христовымъ!», так и «Съ Новымъ Годомъ!». Начинались они обычно так: «Здравствуйте, дорогие родители, папа и мама, а также братья и сестры!», «Дорогой друг!», «Дорогие!», «Дорогой дедушка!» и так далее. Что люди желали друг другу? Конечно же, здоровья, счастья, «всего наилучшего», благополучия... Часто встречается пожелание хорошо и весело проводить год старый и в подобном же настроении встретить год наступающий.
Разбирая рождественско-новогоднюю корреспонденцию столетней давности, можно сказать, что уже тогда сложилась определённая и устойчивая культура почтовых поздравлений с этими замечательными праздниками. Люди считали, что именно на эти праздники уместны пожелания, связанные со здоровьем и счастьем. Спустя годы мы желаем своим самым близким людям того же самого, пусть и не в почтовых открытках.
…Если Рождество было сопряжено с отправлением церковных обрядов и все храмы нашего города заполнялись прихожанами, то Новый год, являясь праздником светским, давал волю фантазии. Веселились от души: устраивали балы, маскарады, спектакли, гулянья…
Большевики, придя к власти, сначала запретили Рождество, а затем добрались и до новогоднего праздника. Дед Мороз превратился в «религиозный хлам» и стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов». Советский поэт Семён Кирсанов писал в январе 1928 году следующее:
Маячит в глазищи нам,
По шапке деда Мороза,
Ангела – по зубам!
Грудь дыханьем распёрта
В беге лыжном живом –
Праздником Зимнего спорта
Эти дни назовём!
Шире дыханья и руки,
На молодых парусах
Мимо жалкого хрюка
Рождественских поросят!
Другой поэт, Александр Введенский, в 1931 году заявлял: «Только тот, кто друг попов, Ёлку праздновать готов!» Моссовет запрещал продажу ёлок на базарах, а комсомольцы в дни Рождества и Нового года агитировали за лыжные кроссы и всякого рода другие спортивные соревнования на свежем воздухе.
Только 28 декабря 1935 года, после появления в газете «Правда» статьи уроженца Иваново-Вознесенска, кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б), второго секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Петровича Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» Новый год вновь вернулся в Россию. В Москве проходил пленум ЦК ВКП(б). Павел Постышев как член ЦК был участником этого пленума. Велика вероятность, что после окончания пленума между ним и Иосифом Сталиным (тому есть свидетель в лице Никиты Сергеевича Хрущёва) состоялся разговор на тему ёлки, тем более что приближались новогодние дни. Постышев поднял этот вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость – рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?» Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим». Так и произошло.
Вот о чём говорилось в знаменитом письме Павла Постышева (имя которого носит улица в Иванове): «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионерработники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны.
Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах».
Большевики, придя к власти, сначала запретили Рождество, а затем добрались и до новогоднего праздника. Только 28 декабря 1935 года, после появления в газете «Правда» статьи уроженца Иваново-Вознесенска, кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б), второго секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Петровича Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» Новый год вновь вернулся в Россию
Историк Елена Зубкова пишет: «Буквально за считанные дни инициатива была подхвачена. Москва преобразилась. На улицах на каждом шагу можно было встретить людей, нагруженных ёлками. В магазины и палатки, торгующие игрушками, невозможно было протиснуться. Тысячи людей осаждали прилавки и раскупали все игрушки, которые могли хоть сколько-нибудь подойти для украшения елок. Казалось, вся Москва превратилась в огромный детский сад. Елки – в квартирах, елки – в домовых клубах, елки – в школах. Пышные фейерверки расцветили небо над Парком культуры и отдыха им. Горького». Детишки были увлечены разгадыванием «главного секрета ёлки – что такое «четыре «П»?». А это было Письмо Павла Петровича Постышева.
В 1938 году Постышев был арестован как враг народа. Но ёлка устояла. Более того, явилась ещё одна традиция – отмечать встречу Нового года шампанским. В июле 1936 года по этому вопросу было принято специальное постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б). Оно называлось так: «О производстве советского шампанского, десертных и столовых вин «Массандра». Так родилась известная марка – «Советское шампанское». Предприятие задумывалось с размахом. Предполагалось в 1936 году произвести 300 тысяч бутылок, в следующем – 500 тысяч, а к 1942 году довести производство шампанского до 12 миллионов бутылок.
А празднику Рождества пришлось дожидаться своей «реабилитации» до начала 1990-х. Правда, после принятия нового календаря в 1918 году Новый год открывает череду новогодних и рождественских праздников, что, в общем-то, не мешает людям по-прежнему гулять и веселиться от души. А Иваново всегда славилось весельем, ибо мы – беспечальный народ!
12 декабря 2024
Все новости