Последние
новости
Интервью

Владимир Шарыпов: «Нельзя постоянно утыкаться в снег»

Должны быть более далекие горизонты
22 мин
05 января, 2017
Анна Семенова
К тому, что происходит сейчас в «столбике» на площади Революции в Иванове, приковано внимание многих: нельзя сказать, что назначение/избрание (нужное подчеркнуть) Владимира Шарыпова на должность главы областного центра стало для всех полной неожиданностью, но все же… Все же пока не очень понятно, каких шагов от него ждать. Станет ли он безвольной марионеткой, пляшущей в чьих-то руках? Будет ли метаться, пытаясь учесть интересы всех группировок, завязанные вокруг областного центра и его бюджета? Попытается стать самостоятельной политической фигурой? Но ведь таковых у нас нет или практически нет, если верить общественному мнению…
В общем, пока впору задаваться вопросом Who is Mr.Sharypov? применительно к должности главы города. И похоже, что ответ на этот вопрос мы получим нескоро. А пока неплохо было бы понимать, каким образом сам Владимир Шарыпов видит дальнейшее развитие областного центра. Вот об этом мы с ним и поговорили.


Фото: Варвара Гертье

- Владимир Николаевич, на вашей инаугурации многие обратили внимание на фразу, сказанную вами в финале: мол, вы надеетесь через 2,5 года вновь стать главой города уже решением населения. Это была оговорка или вы действительно рассчитываете, что в 2019 году в Иванове вернут всенародные выборы мэра?
- Оговорок не было. Я имел в виду, что надеюсь своей работой заслужить поддержку населения. Если же говорить о всенародных выборах, то напомню, что этот вопрос решается на уровне региона, а не отдельно взятого муниципалитета. Если говорить о моей точке зрения как гражданина, то, конечно, я бы предпочел, чтобы следующего главу города избирали прямым голосованием. Хотя и та процедура, которая существует сейчас, легитимна, а депутаты, напомню, являются представителями населения…

- Если честно, то все эти объяснения, что народ выбирает депутатов, а депутаты – главу города, поэтому мнение населения при нынешней процедуре однозначно учитывается, отдают даже не лукавством, а натуральным враньем.
- Тем не менее, это так. Говорить о том, что глава города Иванова был назначен, некорректно – это были выборы. Более того, если вспомнить, как проходила эта процедура, то, на мой взгляд, это были полноценные выборы – с предвыборными кампаниями, информационными атаками в СМИ и соцсетях. При этом не забудьте, что всенародные выборы требуют немалых организационных и финансовых затрат, в том числе бюджетных. А здесь и кампания была, и бюджетные деньги целы.
Еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание, раз уж мы говорим о плюсах и минусах нынешней системы избрания высшего должностного лица муниципалитета и всенародных выборов. Если бы у нас были прямые выборы главы города, в любом случае, от «Единой России» был бы только один кандидат. А здесь жители города – по крайней мере, те, кто интересуется происходящим в областном центр, в том числе, политической жизнью – получили редкую возможность наблюдать за тем, как сразу три кандидата представляли эту партию.

- Всё равно это не выборы, а депутаты – вот кто бы что ни говорил, я в этом уверена – руководствовались при голосовании чем угодно, только не мнением избирателей…
- Процедура была проведена в рамках действующего законодательства. И теперь, я думаю, всем надо объединиться, чтобы сделать наш город лучше, а жизнь в нем – спокойнее и комфортнее…
Если говорить о моей точке зрения как гражданина, то, конечно, я бы предпочел, чтобы следующего главу города избирали прямым голосованием
- Ну раз вы начали использовать такие штампы, то вот вам вопрос из области стереотипных представлений. Бытует мнение, что в последние 2-3 года никакого развития в областном центре не наблюдалось, жизнь в городе просто ехала по инерции, на том заделе, который был сделан в предыдущие 10 лет. Вы согласны с этим?
- На мой взгляд, дело не в инерции или в ее отсутствии – в областном центре отсутствовал четкий процесс управления, как я его понимаю. Я бы не хотел кидать камни в чей-либо огород, но никакого развития не может быть, если нет стратегии – не в смысле официального многостраничного документа, а в смысле четкого плана действий.
В своей работе я планирую применять проектные подходы с указанием четких горизонтов планирования. Чтобы всем было понятно, что будет через год, через два, через два с половиной, когда будет избираться новый глава города.
Конечно, 5-10 лет назад была совершенно иная финансово-экономическая ситуация. Имея возможность привлекать деньги инвесторов, средства федерального бюджета и партийных проектов, имея тот бюджет, можно было позволить себе закрыть глаза на какие-то проблемы и не принимать непопулярные управленческие решения. Зачем, например, было прилагать усилия и что-то решать с МУП «ИПТ», если можно было просто вкладывать в это предприятие десятки миллионов рублей в виде субсидий? Есть и другие похожие примеры. Эти проблемы копились годами, и никто не решался на резкие шаги. В результате мы сегодня по многим вопросам оказались в ситуации, когда дальше откладывать кардинальные решения нельзя. А раз нельзя – значит, я буду их принимать.

- А в чем, собственно, будут заключаться проектные подходы? Не превратятся ли они просто в дополнительную бумажную писанину с умными, но бессмысленными словами и бесконечными заседаниями?
- Нет. Проектный подход, как я понимаю этот термин, заключается в следующем. Есть проблема, которую необходимо решить. Мы определяем способы ее решения, объем затрат, определяем конкретные сроки и конкретного ответственного за решение этой проблемы. Это не обязательно должен быть замглавы администрации – им может быть начальник управления или даже начальник отдела, в зависимости от уровня задачи. Но у него будут полномочия требовать отчет от любых должностных лиц в администрации о том, как выполняются мероприятия по решению конкретной задачи, будут полномочия, что называется, продавливать свой вопрос через другие структурные подразделения администрации. В том числе, через первых заместителей, через аппарат и т.д.
Ведь задачи могут быть самого разного уровня. Надо решать проблемы с долгами «Ивгортеплоэнерго»? Надо. Надо менять ситуацию с огромными субсидиями МУП «ИПТ»? Надо. Но в то же время надо и пресловутый «утюг» с площади Пушкина как-то убирать, и корабль из Уводи доставать. Конечно, это не такие глобальные задачи, как привлечение инвестиций или еще что-то в этом роде, но ими тоже надо заниматься и понимать, что мы хотим получить в итоге.
Возьмем транспортную проблему: у нас остается очень мало времени, чтобы в ней разобраться, потому что уже в марте должны состояться новые конкурсы – у перевозчиков заканчиваются сроки договоров. И мы сейчас должны принять какое-то конкретное решение, которое учитывало бы интересы всех игроков этого очень непростого рынка и при этом не вызвало бы социального напряжения.

- На мой взгляд, транспортную проблему уже дальше некуда «напрягать».
- Есть куда. Вот когда весь город с утра не сможет уехать на работу – вот это будет напряженность. Этого нельзя допустить, и сейчас главная задача – чтобы в результате принятых нами решений ситуация не ухудшилась. Но это только одна проблема, а таких не один десяток. И по всем этим вопросам решения должны быть максимально продуманными.
Другое дело, что эти решения могут не укладываться в горизонт два с половиной года – нужно будет где-то три года, где-то пять-семь лет. Те же долги ресурсоснабжающих предприятий или ввод новых мест в детских садах.
Сотрудники администрации должны понимать, что они именно работают, решают конкретные задачи, а не сидят в кабинетах, рассуждая, что, мол, они уже здесь сидели при пятерых главах администрации, теперь пришел шестой, они и его пересидят. Или ожидая, когда я устану давать им поручения и спрашивать с них выполнение
- В ближайшие три года актуальнее будет ввод новых мест в школах. Тем более, что к 2020 году надо ликвидировать вторую смену…
- Да, и это тоже. Но нужно понимать, что денег для быстрого решения многих вопросов нет ни в городском бюджете, ни в областном. И на какую-то поддержку из областного бюджета мы можем рассчитывать только в том случае, если эти деньги снимут с других статей расходов. Конечно, мы надеемся на поступление дополнительных средств, но рассчитываем только на свои силы. И когда речь идет об увеличении расходов бюджета города, я думаю, что мы должны больше ориентироваться на государственно-частное партнерство. Другой вопрос, что оно должно быть максимально юридически проработано и прозрачно. Нельзя допускать каких-то темных схем по выведению активов города. И мы их не допустим.

- Но для того чтобы обеспечить решения такого количества разнонаправленных задач, нужно, чтобы администрация города работала как единый механизм. Иначе ценные указания сверху будут застревать в кабинетах – с этим уже многие сталкивались.
- Согласен. И сотрудники администрации должны понимать, что они именно работают, решают конкретные задачи, а не сидят в кабинетах, рассуждая, что, мол, они уже здесь сидели при пятерых главах администрации, теперь пришел шестой, они и его пересидят. Или ожидая, когда я устану давать им поручения и спрашивать с них выполнение. У меня складывается впечатление, что немало людей сейчас надеются на то, что я быстро устану, успокоюсь и всё пойдет как шло. Похожая ситуация была, когда меня назначили руководителем комплекса инфраструктуры – там тоже ждали, надеялись и привыкали к моим требованиям и подходам к работе. Ничего, привыкли. И здесь привыкнут.
Думаю, что за ближайшие полгода – это реальный срок, потому что какие-то вопросы за два-три месяца отрегулировать невозможно – мы решим проблемы со взаимодействием между подразделениями администрации. Например, с помощью того же проектного управления…

- Или с помощью кадровых решений?
- Или с помощью кадровых решений. На самом деле, это нормально, и, думаю, кадровые решения будут приниматься постоянно, на протяжении всего периода моего пребывания в этой должности.

- А вы самостоятельны в принятии кадровых решений? Или есть какое-то согласование с ул. Пушкина,9?
- А как вы думаете?
Я думаю, что выяснять отношения, кто куда должен пойти и где перерезать ленточку, мы с Александром Станиславовичем не будем. Как мне кажется, он понимает, что ответственность за город лежит и на нем, и на депутатах городской думы
- А я не думаю об этом, мне по должности об этом думать не положено.
- На мой взгляд, на Пушкина, 9 достаточно своих задач, требующих решения.

- То есть ваша задача, с точки зрения областного руководства – самому решать проблемы областного центра, чтобы не отвлекать ими правительство?
- В том числе. Тогда правительство сможет сосредоточиться на решении более серьезных проблем регионального уровня. Конечно, есть ключевые должности, при принятии решения относительно которых я буду спрашивать мнение представителей правительства области, поскольку зачастую успешное взаимодействие с областными структурами зависит от умения руководителя того или иного подразделения выстроить коммуникации с соответствующими подразделениями региональных властей. Но трудовой контракт подписываю я – а значит, решение принимаю именно я, и ответственность за это решение лежит на мне.

- Очень многие проблемы областного центра так или иначе завязаны на областные структуры. Было ли какое-то предварительное обсуждение ваших стратегических планов с губернатором Павлом Коньковым? Поскольку он вас так активно поддерживал, хотелось бы надеяться, что кроме моральной поддержки губернатора, вы получили еще и определенный карт-бланш, а заодно и ценные указания для областных структур всемерно способствовать всем вашим начинаниям (пардон за высокий штиль)?
- Какой карт-бланш может быть дан, если первоочередными для правительства являются приоритеты областного уровня? Другое дело, что по моей просьбе Павел Алексеевич разрешил мне участвовать в своих планерках с заместителями, и там, я надеюсь, у меня будет возможность не только отстаивать интересы города в разговорах с каждым заместителем председателя правительства, но и держать губернатора в курсе того, что происходит в областной столице, какие идеи мы хотим реализовать, в каких ФЦП участвовать – потому что без участия субъекта Федерации это невозможно. Постараюсь, чтобы мои бывшие коллеги по правительству не забыли меня, постараюсь сохранить со всеми нормальные человеческие отношения и использовать их для конструктивного взаимодействия.

- Раз уж заговорили про бывших коллег, про работу в правительстве, то не могу не спросить: сейчас начали появляться различные слухи про ваши недоработки, скажем так, допущенные на должности заместителя председателя правительства области. В частности, про провал программы по расселению аварийного жилья. Не боитесь имиджевых потерь? Потому что первое, что приходит в голову, это то, что вы не справились с работой в комплексе инфраструктуры, и точно так же завалите всю работу в городе.
- Нет, не ожидаю никаких потерь – потому что могу прокомментировать каждый свой шаг в той должности. Потому что те претензии, которые сейчас появляются, по большей части касаются проблем, возникших задолго до того, как я был назначен зампредом правительства, и решить которые за полтора года просто невозможно. Я уверен, что те этапы программы расселения аварийного жилья, которые начали реализовываться при мне, будут успешно завершены в срок. Потому что мы принципиально изменили подход к реализации этой программы – в частности, стали ориентировать муниципалитеты не на строительство нового жилья, а на приобретение квартир в готовых домах. А по тем объектам, которые «висят» с 2013-2014 года, надо, наверное, спрашивать не с меня, а с тех, кто курировал программу расселения в эти годы.
Шаблоны или не шаблоны, а это действительно очень важно – строить предприятия, а не только торговые центры. Мы должны прийти к тому, чтобы сформировать комфортные условия для работы бизнеса
- А реализация, вернее, недореализация программы капремонта, которую второй год не могут выполнить?
- Что касается капремонта, то мы давно говорили: при собираемости платежей за капремонт на уровне 80%, да еще и при полном бездействии муниципалитетов невозможно выполнить программу на 100 %.
- Ну, вы теперь в муниципалитете – действуйте.
- Вот мы и начали действовать. Результаты этих действий жители увидят не сразу, но увидят, я уверен.
Что касается качества, то все проблемы, которые возникали в связи с качеством работ, за год мы сняли. Сняли и вопросы по поводу взаимодействия, которые возникали у жителей и управляющих компаний, и у фонда капремонта и подрядчиков.
Какие еще ко мне претензии? По обманутым дольщикам? У дольщиков Ивановской ДСК благодаря работе нашего комплекса и действиям губернатора области сейчас уже гораздо меньше опасений за судьбу своих квартир. По крайней мере, они уверены, что объекты будут достроены, вопросы возникают только относительно сроков. Год назад, напомню, не было никаких гарантий того, что строительство этих объектов будет возобновлено.
Конечно, сейчас мы в рамках полномочий муниципальных органов власти, тоже будем подключаться к решению этой проблемы, поскольку раньше муниципалитет стоял в стороне от нее.
Хочу обратить внимание на то, что уже сейчас понятно: кроме дольщиков ДСК в обозримом будущем появятся и другие недовольные участники долевого строительства, заключившие договоры с другими застройщиками. И наша задача (поскольку Иваново – это единственный муниципалитет в области, где ведется масштабное строительство многоквартирных домов) – вместе с правительством региона разработать механизм санации застройщиков, которые не могут выполнить свои обязательства. Сейчас мы этим тоже активно занимаемся вместе с департаментом строительства. То есть эту работу никто не оставил, она идет, и уже на совершенно ином уровне.

- В Иванове в последние годы был такой любопытный нюанс политической жизни: глава администрации и председатель городской думы постоянно соперничали друг с другом, выясняли, кто в городе главнее. Порой доходило до того, что они считали, чьих фотографий больше в муниципальной газете «Рабочий край», кто изображен более крупным планом и чья фамилия чаще упоминается. Как вы собираетесь строить ваши отношения с Кузьмичевым, который гораздо более опытный чиновник и политик, чем вы?
- Никаких конфронтаций, я надеюсь, не будет: я очень рассчитываю на помощь и поддержку со стороны Александра Станиславовича, в том числе, на консультации по поводу кадровых вопросов.
Если говорить о личных отношениях, то у нас с ним есть полное понимание и по работе со СМИ, и по взаимодействию сотрудников администрации с депутатами. Я считаю, что депутатов надо активнее вовлекать в нашу работу. И если мы готовим какое-то решение, то нужно приглашать на совещания депутатов из профильных комитетов. Ведь депутаты зачастую более тесно общаются с жителями города, и они могут донести до нас их точку зрения, и с другой стороны, разъяснить людям суть принимаемых решений.
Задач стоит много, и депутаты должны нам помогать. И я думаю, что выяснять отношения, кто куда должен пойти и где перерезать ленточку, мы с Александром Станиславовичем не будем. Как мне кажется, он понимает, что ответственность за город лежит и на нем, и на депутатах городской думы, как отмечал это в своем послании депутатам Александр Германович Фомин.
Если бы моей целью было получение высоких рейтингов в короткий срок без расчета на будущее, можно было бы нарастить муниципальный долг, и на эти деньги начать открывать социальные объекты, ремонтировать тротуары, делать то, чего от тебя ждут жители, не задумываясь о том, что кому-то за тебя придется отдавать долги
- Два с половиной года – небольшой срок, в таком горизонте трудно говорить о каких-то стратегических целях. Тем не менее, давайте попробуем: есть ли какие-то долгосрочные задачи, которые вы будете решать? Только, наверное, не надо про привлечение инвестиций, создание комфортного бизнес-климата и прочие шаблонные слова, которые, если честно, уже давно вызывают оскомину.
- Я как раз и хотел сказать про привлечение инвестиций. Потому что шаблоны или не шаблоны, а это действительно очень важно – строить предприятия, а не только торговые центры.
Мы должны прийти к тому, чтобы сформировать комфортные условия для работы бизнеса. Что нужно сделать, чтобы началась релокация бизнеса из Московской области к нам? Чтобы стать центром притяжения? Ведь есть реальный риск, что если все-таки от Иваново до Москвы пустят электричку, мы станем очередным спальным районом Москвы.

- Да, такой риск есть.
- Владимир сейчас пошел по пути создания условий для развития бизнеса, чтобы вернуть людей и бизнес из Москвы. И у них это получается. Почему мы не можем? Это и есть наша стратегическая задача, весь этот набор шаблонов про бизнес-климат, режим благоприятствования, снижение административных барьеров и т.д. Но над этим надо работать. Нельзя постоянно утыкаться в снег, сосульки, песко-соляную смесь, проблемы «Ивгортеплоэнерго» и общественного транспорта. Должны же быть более далекие горизонты планирования, которые позволят сформировать для всех нас, горожан, комфортный уровень проживания. На сегодняшний день нет ничего – ни инвестиционного портала, ни инвентаризации, ни четкой программы, с которой можно приехать в Москву, например, в ту же федеральную ОПОРУ и сказать: «Приходите к нам у нас для вас все условия созданы. Вы тут ни одного чиновника не встретите – все документы можно оформить через электронный документооборот, и поддержка будет максимальная, причем не личная, не глава города с вами за ручку ходить будет (хотя если речь идет о серьезных проектах, то можно и походить), а для всех и каждого». Сейчас нет этого механизма. Его надо создавать.

- Но ведь и местные предприниматели с таким же успехом могут вкладывать деньги в новые проекты…
- Конечно. Только пускай сначала юридические адреса вернут в Иваново. И начнут налоги платить здесь в полном объеме.

- Так ушли-то они не от хорошей жизни.
- А чем так плоха у них здесь была жизнь? Пусть возвращаются. Если были какие-то проблемы, пусть расскажут о них – будем решать. Теперь жизнь здесь будет только лучше.

- И веселее?
- Ну, насчет этого не знаю. Если надо – постараюсь, чтобы и веселее было.
В областном центре отсутствовал четкий процесс управления, как я его понимаю. Я бы не хотел кидать камни в чей-либо огород, но никакого развития не может быть, если нет стратегии - не в смысле официального многостраничного документа, а в смысле чёткого плана действий
- Неужели за 2,5 года действительно можно что-то сделать, чтобы переломить ситуацию?
- Конечно, это нереально. Можно только начать двигаться в этом направлении. Горизонт планирования должен быть хотя бы два срока, то есть пять лет.
Если бы моей целью было получение высоких рейтингов в короткий срок без расчета на будущее, можно было бы не заниматься стратегическим планированием, а действовать проще.

- Набрать кредитов, пустить всем пыль в глаза, а потом быстренько уйти?
- Вот именно. Можно и в Иванове нарастить муниципальный долг, и на эти деньги начать открывать социальные объекты, ремонтировать тротуары, делать то, чего от тебя ждут жители, не задумываясь о том, что кому-то за тебя придется отдавать долги. Но через три-четыре года это приведет к тому, что все деньги из бюджета будут уходить на погашение долгов и на проценты. И ни о каком развитии речи не будет.
Я прекрасно понимаю все это, и сейчас при планировании я исхожу из срока не в 2,5 года, а пять-десять лет. И про то, что уже сейчас рассчитываю, что 2019 году вновь получу поддержку жителей и депутатов, сказал, в том числе, потому, что у меня нет цели закредитовать город и быстренько уйти. Да, всё может случиться – в конце концов, мы все под Богом ходим. И обстановка вроде не располагает к долгосрочному планированию. Но в любом случае, я сейчас буду исходить из принципов именно долгосрочного планирования, потому что я не желаю зла ни городу, ни горожанам, ни людям, которые будут здесь работать после меня.
15 декабря 2024
Все новости