Фото: Варвара Гертье
Год назад, в декабре 2015 года, сменился состав Общественной палаты региона – не то чтобы кардинально, но немало новых лиц среди 50, извините, членов все-таки появилось. Забавно, но некоторые из них за год умудрились даже частично приподнять статус ОП в глазах изумленной публики, занявшись реальной деятельностью. Но по большей части Общественная палата по-прежнему остаётся симулякром, главная функция которого – обслуживать власть и всячески поддерживать её решения. Лучшее доказательство этому – практически полная закрытость палаты. О пленарных заседаниях ОП, разумеется, оповещают всех – ну как же, туда приходит губернатор. А вот о работе одиннадцати комиссий – ничего. Конечно, если кто-нибудь из членов ОП вовремя позовет на заседание журналистов, то там можно услышать немало интересного. Но такое случается нечасто. А так даже на сайте ОП нет никакой информации о том, когда и кто будет заседать и какие вопросы обсуждать, а основная часть новостей – о том, как кто-то кому-то что-то вручил.
Впрочем, наверное, для такой закрытости есть все основания: если СМИ или посторонние общественники будут чаще присутствовать на заседаниях комиссий, то они обнаружат очень любопытные моменты. Во-первых, немало членов ОП вообще не ходят на заседания «своих» комиссий, и «светят лицом» лишь в присутствии губернатора на пленарках. Во-вторых, еще больший процент членов ОП ничего не понимают в тех вопросах, которые берутся обсуждать. В-третьих, услышав от чиновников, что проблему, по которой жители обратились в ОП, невозможно решить на местном уровне или что на ее решение сейчас нет денег, общественники в большинстве случаев говорят: ну что мы можем сделать, если так? Тогда не будем решать этот вопрос. И, видимо, отсылают гражданам очередную отписку. Наиболее сообразительные чиновники эту фишку уже просекли и замечательно делают скорбные лица в ответ, например, на просьбы добиться проведения водопровода в частный сектор в Иванове (нет, не в каждый дом, а хотя бы одну колонку на улицу).
Ну и в-четвертых, понаблюдав за работой (или «работой»?) членов общественной палаты, можно обнаружить, что все эти члены делятся на несколько групп (фамилии намеренно указываю по минимуму, каждый и без того узнает себя). Первая – аксакалы, заслуженные, уважаемые люди, самый яркий представитель – экс-губернатор Ивановской области Владислав Николаевич Тихомиров. Как правило, говорят немного, но веско и обычно по делу. Хотя зачем им статус члена ОП – не очень понятно. Вторая группа – руководители или представители реально действующих общественных организаций. Они в большинстве своем действительно используют свой статус члена ОП для решения общественно значимых проблем. Как правило, именно они становятся инициаторами обсуждения тех или иных острых вопросов, продираясь сквозь аппаратные рогатки и требуя принятия каких-то решений. Третья группа – представители бизнес-структур. Большинство из предпринимателей, ставших членами ОП, являются специалистами в своей отрасли, но зачем им это членство – непонятно. Да и выдвигают их, как правило, какие-то невнятные организации типа общества любителей вышивать крестиком. Некоторые из них стали руководителями профильных комитетов, но руководят ими, ммм-мм, как бы это выразиться покорректнее, неохотно, что ли. Это неудивительно: люди они занятые, а ОП им, видимо, навялили, попросив по старой дружбе согласиться на общественную нагрузку, какие-нибудь представители властных структур. Надо же где-то 50 человек набрать, чтобы кресла не пустовали. Толку от них – если говорить не о выполнении задач, поставленных партией и правительством, а об общественной пользе – немного, а порой они приносят скорее вред. Просто потому, что или игнорируют работу в ОП, или пытаются отстоять свои бизнес-интересы, или, зная, что успешность их бизнеса зависит от того или иного чиновника, стараются не прессовать его или даже прикрывать от острых вопросов со стороны коллег. И, наконец, четвертая группа – это тусовщики. Тусовщиками могут быть и представители бизнеса, и околопартийные деятели, и прочие персонажи, для которых ОП – это место, где можно поболтать об отвлеченных предметах (например, о том, что недавно избранные новые заместители председателя ОП непременно должны проставиться), покрасоваться в новой кофточке, публично обсудить проблемы своей машины или своего ребенка, похихикать и пойти домой.
Как несложно догадаться, усилия второй группы по решению общественно значимых проблем практически полностью нивелируются третьей и четвертой группами. Поэтому ОП, по крупному гамбургскому счёту, и остается симулякром, хотя какие-то поползновения в сторону превращения в рабочий орган, живущий не виртуальной, а реальной жизнью общества, уже наметились.
Изменится и схема назначения членов ОП. Если сейчас одну половину «общественников» назначает губернатор, а вторую – Ивановская областная дума, то в следующем составе все будет значительно сложнее. Треть членов выдвигает губернатор, треть – ИОД, и еще треть предлагают уже назначенные члены ОП
А с какого перепугу, спросите вы, вообще нужно заново поднимать вопрос о месте и роли общественной палаты в околовластных структурах региона? Вроде бы всем всё уже понятно и говорить тут не о чем. Ан нет: фишка в том, что в нынешнем виде ОП просуществует всего лишь год: в ближайшие месяцы будет принят новый областной закон (потому что изменилось федеральное законодательство), и в новом составе ОП будет существовать по новым правилам. Во-первых, членов Общественной палаты станет заметно меньше – пока законопроект предполагает, что их будет всего 21 человек, хотя в самой Общественной палате считают, что это слишком мало, надо хотя бы 30. Во-вторых, общественная палата сможет стать более независимой от департамента внутренней политики, поскольку получит собственный аппарат и дополнительное финансирование. Как это ни смешно, но сейчас всей аппаратной работой, от заполнения сайта ОП (весьма убогого, кстати) до раскладывания ручек и бумажек на заседаниях, занимаются сотрудники ДВП и, похоже, в рамках должностных окладов, поскольку вечерние заседания комиссий ОП не раз прекращались после безапелляционных заявлений чиновниц, мол, хватит заседать, мне домой пора (если что – есть диктофонная запись). Соответственно, пропихнуть какую-либо действительно важную для населения инициативу через это вязкое болото практически невозможно – если, конечно, эта инициатива не укладывается в рамки представлений руководства ДВП о прекрасном, добром и вечном. Изменится и схема назначения членов ОП. Если сейчас одну половину «общественников» назначает губернатор, а вторую – Ивановская областная дума, то в следующем составе все будет значительно сложнее. Треть членов выдвигает губернатор, треть – ИОД, и еще треть предлагают уже назначенные члены ОП. Причем по федеральному законодательству губернатор может назначить только кандидатов от общероссийских или межрегиональных общественных объединений, ИОД – только от региональных общественных объединений. Ну а сами члены ОП могут предлагать и местных активистов. Член Общественной палаты Ольга Соколова видит в такой схеме значительные риски, которые, однако, вряд ли получится как-то снизить, поскольку федеральный закон обойти не получится: прокуратура бдит.
И вот теперь скажите мне, дуре, внятно: велика ли вероятность того, что в ОП смогут проникнуть персонажи, замеченные хоть в малейшей нелояльности к власти или проявляющие лояльность в недостаточной степени? Конечно, и сейчас не очень понятно, как в ОП попали тот же профсоюзный таксист-активист Роман Круглов и вечный бузотер Илья Пигалкин – не иначе, как это было последней шалостью экс-руководителя ДВП Игоря Школьникова. Но в нынешней палате они зачастую просто теряются в десятках инертных ОП-коллег. А когда мест в Общественной палате станет меньше (неважно, 21 – очко! – или 30), то и отбор туда будет жестче. Ни один «посторонний» не проникнет – своим-то мест не хватит, у нас одних творческих и прочих союзов и ветеранских организаций на три такие ОП наберётся.
Как это ни смешно, но сейчас всей аппаратной работой, от заполнения сайта ОП (весьма убогого, кстати) до раскладывания ручек и бумажек на заседаниях, занимаются сотрудники ДВП и, похоже, в рамках должностных окладов, поскольку вечерние заседания комиссий ОП не раз прекращались после безапелляционных заявлений чиновниц, мол, хватит заседать, мне домой пора (если что – есть диктофонная запись)
Так что остается год – прощальная гастроль, последняя возможность доказать, что в принципе Общественная палата не такая уж плохая задумка. Просто реализована она, как всегда, через одно место. То самое, на котором так удобно сидеть на заседаниях. Всего лишь год – и Общественная палата вновь станет тем самым теплым, уютным, пахучим болотом, каковым и должна оставаться во имя стабильности местной внутренней политики. А химеры гражданской активности – ну их, к дьяволу. Мы лучше обсудим, кто следующий будет проставляться.