Министр регионального развития Виктор Басаргин предлагает законодательно ограничить количество проверок органов местного самоуправления, а также уточнить порядок их проведения и перечень возможных требований — по аналогии с законом о защите прав юридических лиц, который уже оградил от излишней активности контролеров бизнес. С таким предложением Басаргин выступил в Генпрокуратуре на совместном совещании, посвященном проблемам взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления. Генпрокурор Юрий Чайка обещает инициативу Минрегиона поддержать. Кроме того, в надзорном ведомстве готовы пересмотреть собственную нормативную базу с целью уменьшения количества проверок. «Мы постараемся определить критерии необходимости и достаточности прокурорского вмешательства, — пообещал Чайка, — соответствующие указания прокуроры получат».
После того как заработал закон, ограничивающий проверки бизнеса, оставшиеся без работы структуры обрушились на органы местного самоуправления, жаловался на совещании мэр Черкесска Петр Коротченко. Если в 2008 г. его подчиненные выдали около 2000 листов ответов на запросы, то в 2009 г. — уже 7500. Местное самоуправление столкнулось с нашествием контролеров, подтверждает сотрудник надзорного ведомства.
На 458 муниципальных образований Курганской области в год приходится более 9000 проверок и более 20 контролирующих органов, проиллюстрировал Басаргин. Использование бюджетных средств муниципалитетом Магаданской области проверялось практически одновременно областным финансовым управлением, прокуратурой, УВД и контрольно-счетной палатой. Большая часть запрашиваемых сведений опубликована на официальных сайтах муниципалитетов в интернете. Но местным властям приходится тратить силы и средства на бесконечные запросы, хотя очень часто они дублируют друг друга, а ресурсы самоуправления ограничены, возмущался министр. Отжать административный пресс на местное самоуправление может только прокуратура, надеется Басаргин.
Генпрократура пересмотрит практику работы с муниципалитетами, но не за счет качества надзора, дал понять Чайка. Присмотр за местными властями все-таки нужен, считают в прокуратуре: 90% нормативных актов, оспоренных прокурорами по причине их коррупциогенности, были приняты органами муниципальной власти, а 400 глав или должностных лиц местного самоуправления привлекли к ответственности за коррупционные преступления.