В далёком теперь уже 2012 году, когда решением Священного Синода Русской Православной Церкви была учреждена Шуйская епархия, её руководству очень понравилось одно здание с участком в Шуе по адресу: улица Театральная, 23. Оно принадлежало предпринимателю Андрею Абакумову, и расставаться с ним он не очень-то хотел. Но в итоге на сторону епархии встала тогдашняя шуйская глава Наталья Корягина, которая пообещала Андрею Викторовичу, что если он отдаст домик церкви, то городской бюджет ему это компенсирует (творческий подход к бюджетным процессам, не правда ли?). Авакумов согласился (а кто откажет власти?) и отписал здание епархии, а вот до договора, по которому город должен был перечислить ему денег, дело так и не дошло. Сначала Наталье Владимировне было недосуг, а потом новый замгубернатора Андрей Юрьевич Кабанов спилил её с должности после яркой и непродолжительной войнушки. Как вы понимаете, денег Авакумов в итоге не получил ни от города (новый глава по обязательствам старой отвечать не захотел), ни от церкви (какие деньги? на всё воля Божья). Вот такая грустная история про то, можно ли делать бизнес, поверив власти и церкви.
Но история мытарств предпринимателя Авакумова на этом не закончилась. Всё дело в том, что недалеко от того злополучного дома у Андрея Викторовича есть ещё два земельных участка, формируя которые, он думал, что получает землю в центре Шуи под жилое строительство. Но после того как епархия начала активно строиться в центре города, он понял, что оказался в заложниках у местных служителей культа: пройти или подъехать к его участкам можно было только по территории епархии, которая вдруг оказалась закрытой для прохода и проезда. Право Абакумова на проход по этой земле было закреплёно сервитутом, который сложился на этой территории исторически и стоял на кадастровом учёте, но, правда, не был зарегистрирован, что и дало епархии возможность закрыть доступ к участкам предпринимателя. Когда-то оба эти участка были сформированы на основании этого самого исторически сложившегося сервитута, а сегодня ни у кого, включая хозяина, свободного доступа к ним нет. Казалось бы, получив бесплатно от предпринимателя целое здание, епархия могла бы пойти навстречу и подписать бумаги – но нет: похоже, участки Авакумова там уже не считают чужими. Их стали засыпать строительным хламом, который потом, после обращений в инстанции, убрали, завалив проход к реке между собором и «Водоканалом», и обнесли этот мусор забором.
Авакумов два раза обращался в Шуйскую епархию с предложением об официальной регистрации договора о злополучном сервитуте, но оба раза получал ничем не мотивированный отказ. Теперь предприниматель не может ни воспользоваться своей землёй, ни продать её (покупатели, не раз выходившие на него с предложением о покупке, передумывали в тот же момент, как только узнавали о его околоцерковных проблемах). Пробовал Андрей Викторович предложить епархии выкупить участки, ведь по факту она уже и так использует их под свалку, – но священнослужители от этого категорически отказались. Зачем платить деньги за то, что и так считаешь своим? В итоге чета Абакумовых решила пойти в суд и попробовать с помощью закона восстановить своё право иметь доступ на свои участки. Супруги (а они оба являются собственниками) подали иск о понуждении епархии к сервитуту. Решение это далось им нелегко: всё-таки судиться с коммерсантами или даже с государством – это одно, а с церковью – совершенно другое… Но решились-таки, так как представители культа в этой истории вели себя как-то совсем не по-божески.
А дальше началось необъяснимое. Несмотря на то что экспертиза, сделанная по заказу шуйского городского суда, назвала оптимальным вариантом проход к участкам через землю епархии (как исторически сложившийся), суд Авакумовым в иске отказал, так как эксперт, на беду супругов, указал на то, что в принципе, возможен и иной вариант прохода: через психоневрологический диспансер, по краю крутого обрыва. То, что для обустройства этого прохода нужны специальное разрешение департамента здравоохранения (диспансер – специальное учреждение), а также денежные вложения, превышающие стоимость обоих участков, суд почему-то в расчёт не взял. Да и тот факт, что дорогу пришлось бы строить по историческому месту, находящемуся под охраной государства (а это изменило бы рельеф местности и облик исторического центра Шуи), тоже, почему-то никого не смутил – ни суд, ни чиновников, надзирающих за культурным наследием. Более того, последние своим письмом заверили суд, что такой вариант возможен. Кстати, около владений епархии, рядом с абакумовскими, имеется ещё один участок, у владельца которого аналогичные проблемы с доступом. Однако, то, что Абакумов был не одинок, на суде ему никак не помогло.
Странно было и то, что судья, оглашая приговор, даже не зачитала на заседании резолютивной части своего решения, а просто, не поднимая глаз, сказала Абакумовым и их адвокату: «Отказать».
Абакумовы надеются найти правду в областном суде, где пытаются обжаловать решение шуйского судьи, который, как считают в городе на Тезе, пошёл на поводу у Шуйской епархии. Всем ведь известно, что церковь у нас, конечно, отделена от государства, но государство почему-то всегда встаёт на её сторону. В маленьких городках это особенно заметно.
Алексей Машкевич
P.S.: Наверное, это совпадение, но с того дня, как предприниматель Абакумов начал требовать от шуйских священнослужителей исполнения закона, с ним стали постоянно происходить нехорошие вещи. Кто-то закидал новенький коттедж бутылками с зажигательной смесью и в эту же ночь сжёг машину. То кто-то стрелял ему в окно из дробовика. В 2013 году против него пытались возбудить уголовное дело о мошенничестве, которое ни шатко ни валко тянулось полтора года и ничем не закончилось, но в ходе которого Андрея Викторовича продержали двое суток в КПЗ. Однозначно простым совпадением, никак не связанным с этим делом, было и то, что, когда Андрей Викторович покидал КПЗ, в дверях он встретил отца Марка, курирующего в епархии правовые вопросы, и тот предложил Абакумову попросту подарить участки церкви, пообещав, что «потом разберёмся». Абакумов тогда не согласился – верил в справедливость. Он и сейчас в неё верит – не просто же так Путин со всех трибун призывает малый бизнес поддерживать.
Общество
Если церковь чего-то хочет – лучше не спорить
Шуйская история