Тематика двух вопросов повестки дня последнего заседания исполкома - профсоюзы и право. Докладчиком по ним был А. Лапшин, ведущий специалист областного профобъединения.
Недавно областной Думой в первом чтении за основу был принят закон «О непосредственном участии граждан в управлении делами Ивановской области». Юристы регионального парламента нашли в законопроекте множество несообразностей, без устранения которых он может быть принят только за основу. Что доработка проекта необходима считает и Анатолий Никанорович.
- Проект не обеспечивает ни гласности в работе государственных органов, ни права граждан на информацию о ней. Не даёт он и дополнительных гарантий жителям области, обратившимся с жалобой на действия власти, не регламентирует порядок рассмотрения споров народа с властью. В 6-й статье законопроекта, где говорится о доступе граждан на заседания коллегиальных органов власти, не содержится ссылки на федеральное законодательство - а значит, и на закон «О профсоюзах». Получается, что «областная гласность» возможна и без учёта ст. 17 федерального закона «О профсоюзах», которая гарантирует профсоюзам право присутствовать на заседаниях. В законопроекте не предусмотрено право жителей области направлять петиции в органы власти. Не регламентирован, разумеется, и порядок сбора подписей под петицией, минимальное и максимальное количество подписей.
Как известно проекты законов об областном бюджете, о бюджетах территориальных ФОМС и ФСС уже приняты в первом чтении. Но мнение профсоюзов в них не учтено.
- Это произошло в силу разных причин, одна из которых - неэффективная работа секретариата региональной трёхсторонней комиссии, - считает А. Лапшин. Он напомнил, что ещё 16 августа профобъединение направило куратору комиссии предложение (за № 383) организовать консультации сторон по вопросам, связанным с формированием доходных и расходных частей бюджета-2011.
- 23 августа пришёл ответ за подписью О. Хасбулатовой, который завершался следующими словами: «…предлагаю данный вопрос рассмотреть на заседании рабочей группы областной трёхсторонней комиссии… с участием представителей Департамента финансов. О дате заседания будет сообщено дополнительно». С тех пор прошло 3 месяца, но консультации так и не состоялись. В результате 11 ноября бюджет-2011 прошёл первое чтение, но мнение органа социального партнёрства даже не рассматривалось.
Можно сказать: плохо сработали чиновники, забыли организовать заседание. А можно сказать и жёстче: проигнорировано мнение общественных организаций, специализирующихся на защите прав налогоплательщиков и бюджетополучателей - профсоюзов и СПП. Соответствует ли это духу и смыслу бюджетного и налогового законодательства? Любой грамотный теоретик права даст отрицательный ответ. Соответствует ли это ст. 5 и 6 Конвенции МОТ № 150, документу, получившему силу закона на территории РФ после его ратификации? Ответ также предсказуем. Что же делать профсоюзам?
Добиваться от прокуратуры принесения протеста на действия законодательной и исполнительной власти можно. Но если идти таким путём, то область вполне может остаться вообще без бюджета, а в этом случае пострадают ни в чём не повинные люди - в первую очередь, трудящиеся. Вот почему исполком принял решение обратиться с протестом к Координатору и ответственному секретарю трёхсторонней комиссии - О. Хасбулатовой и Т. Сергеевой в связи со странным отношением к предложениям профсоюзов.
По первому вопросу принято постановление, в котором перечислены замечания к проекту (они направлены Губернатору и в областную Думу).