Последние
новости
Люди

Начинавший в Иванове

Об Александре Власове
7 мин
30 сентября, 2016
Александр Семененко, доцент, кандидат исторических наук

В этом году 60-летие со дня своего открытия отметили знаменитые «Лужники» (Большая спортивная арена олимпийского комплекса «Лужники», до 1992 года – Большая спортивная арена Центрального стадиона имени В.И. Ленина).


В авторитетный коллектив, который проектировал стадион, входили народный архитектор СССР, лауреат Сталинской премии I степени 1946 года Игорь Евгеньевич Рожин (1908–2005), народный архитектор СССР Николай Николаевич Уллас (1914–2009), заслуженный архитектор РСФСР, лауреат Сталинской премии I степени 1949 года Александр Фёдорович Хряков (1903–1976); инженеры лауреат Сталинской премии 2–й степени 1949 года, главный редактор журнала «Строительная механика и расчёт сооружений», член Президиума Академии строительства и архитектуры СССР, директор ЦНИИСК им. Владимира Александровича Кучеренко, представитель СССР в комиссии ООН по строительству Всеволод Николаевич Насонов (1900–1987), Николай Малахиевич (Малахович) Резников (1906–?), заслуженный мастер спорта СССР, чемпион СССР по лёгкой атлетике 1927 и 1928 годов, профессор Государственного центрального института физкультуры Василий Петрович Поликарпов (1903–1975). Руководителем был назначен Александр Васильевич Власов. В 1959 году все участники проекта были удостоены престижнейшей Ленинской премии за решение крупной градостроительной задачи скоростной реконструкции и благоустройства района Лужников города Москвы и создание комплекса спортивных сооружений Центрального стадиона имени В. И. Ленина.

Александр Васильевич Власов (19 октября (1 ноября) 1900 г., деревня Большая Коша Осташковского уезда Тверской губернии – 25 сентября 1962 г., Москва) – выдающийся советский архитектор. Родился в семье лесовода. В 1928 году окончил архитектурное отделение инженерно-строительного факультета Московского высшего технического училища. В 1929 году стал одним из учредителей Всероссийского общества пролетарских архитекторов, в 1932 году преобразованном в Союз советских архитекторов. С 1931 года преподавал в Московском архитектурном институте. Принимал участие в конкурсах на проект Дворца Советов. По проектам Власова в Москве построены Крымский мост (1936–1938), здание ВЦСПС (1936), интерьеры Дома архитекторов (1940), жилой дом на проспекте Мира (д. 54, 1940). Автор генерального плана и некоторых частей ансамбля ЦПКиО имени М. Горького (1935–1941). Принимал участие в разработке генерального плана реконструкции Москвы (1932–1941). В годы Великой Отечественной войны вёл строительство на востоке страны. В 1944 году был назначен главным архитектором Киева. Под его руководством осуществлялось восстановление разрушенного войной города. С 1947 года – академик Академии строительства и архитектуры Украины. В 1950 году за разработку технологии, организацию массового производства и внедрение в строительство пустотелой строительной и архитектурной керамики удостоен Сталинской премии II степени. В 1950–1955 годах был главным архитектором Москвы. В 1955–1956 годах – президент Академии архитектуры СССР. За создание комплекса спортивных сооружений Центрального стадиона им. В.И. Ленина в Лужниках в 1959 году удостоен Ленинской премии. Кроме того, по его проекту в Москве построен цирк на проспекте Вернадского. В 1960–1962 годах был первым секретарём правления Союза архитекторов СССР. Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем 20 августа 1963 года была названа одна из московских улиц в Новых Черёмушках – улица архитектора Власова.

В 1932 году Власов только начинал свой творческий путь и приехал в Иваново-Вознесенск. Годом раньше в городе по решению местных властей были взорваны Покровский и Троицкий соборы Покровского мужского монастыря, несмотря на то, что уже тогда они считались памятниками архитектуры. На горе появилась надпись, выложенная из кирпича: «На месте очагов классового рабства построим дворец социалистической культуры». Был объявлен всесоюзный конкурс на лучший архитектурный проект театра «массового действа» в Иванове. Победителем стал крупный ленинградский архитектор Ной Абрамович Троцкий (1895–1940). Он представил театр в виде гигантского телевизора. Но проект был отклонён, как говорят, из-за его дороговизны. Знающие люди утверждают, что реальная причина была в другом – в фамилии зодчего. С такой фамилией в сталинские 1930-е годы человеку было несладко. Бывший член Политбюро ЦК, бывший нарком иностранных дел РСФСР и бывший нарком по военным делам СССР Лев Давидович Троцкий (настоящая фамилия Бронштейн) был самым главным противником генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Виссарионовича Сталина. Будем считать совпадением, что оба Троцкие ушли из жизни в 1940 году.
Для реализации выбрали проект Александра Васильевича Власова. К вопросу о фамилии: кто знал, что после войны фамилия Власов после сдачи в плен немцам генерал–лейтенанта Власова (1901–1946) станет символом предательства…
Александр Власов тогда был начинающим архитектором. Ему исполнился 31 год. Власов бывал в Иванове урывками, поэтому воплощалось строительство под надзором местного архитектора Николая Иосифовича Кадникова (1903–1958). Он же оформил интерьеры этого театрального комплекса. Перед театром на площади на месте фонтана стоял памятник И.В. Сталину.
В 1939 году дворец был открыт. Ивановский театр был третьим по величине в стране после театров Новосибирска (Новосибирский театр оперы и балета) и Ростова-на-Дону (Ростовский академический театр драмы имени М. Горького). Кто-то увидел в образе драматического театра в Иванове… трактор. Так или иначе, 28 сентября 1940 года Ивановский драматический театр открыл свой очередной сезон спектаклем «Кремлевские куранты» в этом грандиозном здании.
Судьба здания оказалась несчастливой. Вероятно, архитектор Власов и строители не учли, что почва Покровского холма чревата оползнями, довольно быстро сгнили и деревянные перекрытия крыши. Возможно, подвели и прочие обстоятельства. При строительстве также была нарушена дренажная система, налаженная монахами. Ходит легенда, будто некая провидица Досифея воскликнула: «Быть этому месту прокляту и пусту», мол, после сноса храма здесь ничего стоять не будет. И действительно, театр часто ремонтировали, пока в 1965 году его не закрыли на реконструкцию, затянувшуюся на несколько десятилетий. Проект реконструкции разработан институтом «Гипротеатр», главный архитектор проекта Г.М. Татулов, конструктор С.А. Белов. В результате фасады дворца были переоформлены и облицованы крымским известняком и армянским туфом. Также были отремонтированы и переоборудованы внутренние помещения дворца. На площади перед комплексом был сооружен фонтан, оснащённый подсветкой.
Что касается проклятия, то за эти годы набралось множество историй, связанных с несчастными случаями. Самым известным таким происшествием стала гибель ивановского фотографа Вячеслава Мурадьянца.
В 1986 году театральный комплекс наконец-то открылся. И вот незадача – он чуть было не сгорел. Как утверждают знатоки, пламя поглотило часть помещений, а также палехские росписи, которые должны были украсить интерьер.
В 2008 году был снова проведён капитальный ремонт помещений театра кукол, в 2009 году – реконструкция Ивановского драматического театра. В 2011 году закончена реконструкция музыкального театра. Сейчас под одной крышей Дворца искусств существуют несколько театров. А 7 марта 2000 года в качестве исполняющего обязанности президента России здесь побывал председатель правительства страны Владимир Владимирович Путин.
Александра Васильевича Власова давно уже нет в живых, но его творения украшают не только Москву, Киев, но и наш город, откуда начался его старт в будущее большого зодчего. Хотя говорят, что Власов не очень любил вспоминать своё детище в Иванове…
06 октября 2024
Все новости