Анна Семенова
Ивановская мэрия очень любит бизнес. Особенно малый и средний. Особенно в сфере наружной рекламы. Настолько любит, что готова поддерживать его всеми возможными способами, в том числе ценой потери миллионов рублей из бюджета города. Правда, эта любовь, похоже, распространятся только на отдельных операторов рынка наружной рекламы. Зато масштабам этой любви можно позавидовать.
Помните, как в августе проходил конкурс на право размещения 95 рекламных конструкций, который в итоге выиграла никому не известная контора «Телекомрешения», откровенно аффилированная с печально известным ООО «Тайфун Медиа»? Еще до подведения итогов этого конкурса один из операторов рынка наружной рекламы - региональное представительство ООО «АПР-Сити/ТВД» - обратился в УФАС по Ивановской области с жалобой на нарушения антимонопольного законодательства, опущенные мэрией в конкурсной документации. УФАС в начале августа решило, что эта жалоба не обоснована, так что никаких изменений в документацию внесено не было, и торги благополучно состоялись. Зато теперь у чиновников от наружной рекламы развязаны руки, и они действуют ровно по той схеме, о которой предупреждали специалисты из ООО «АПР-Сити/ТВД».
Напомним, что одной из претензий к конкурсной документации заключалась в том, что проект договора изначально предусматривает возможность предоставления победителю мест, которые не были предметом торгов. «С учетом того, что организатором конкурса является администрация г. Иваново, и одновременно к ней же перешли полномочия по разработке схемы, включение такого пункта в условия договора означает, что организатору торгов заведомо известно, что схема будет изменена и в отношении мест, выставленных на торги», - отмечалось в жалобе в УФАС . Кроме того, в «АПР-Сити/ТВД» подчеркивали, что изменение типа и вида рекламной конструкции имеет существенное значение для определения цены предмета торгов, так как влияет на расходы при осуществлении деятельности. Например, в состав лота включено 67 конструкций типа «призматрон». Ежегодный платеж за них составит 4 млн 686 тысяч рублей. Если в схему внесут изменения и заменят призматроны на статичные конструкции, то платеж за них существенно уменьшится и составит 1 млн 594 тысячи рублей в год. Одновременно победитель торгов сэкономит на установке конструкций, так как стоимость призматрона с установкой составляет около 0,8 млн рублей, а статичной конструкции – 0,2 млн рублей. Таким образом, зная о том, что в ближайшее время один вид конструкций заменят на другие, «нужный» участник конкурса может назначать любую, даже самую запредельную цену, поскольку на самом деле все равно эту сумму он не будет платить в бюджет.
Ивановский УФАС, как уже упоминалось, счел эти доводы необоснованными. А теперь следим за руками.
Итак, конкурс на право размещения рекламных конструкций на 95 рекламных местах 15 августа выиграло ООО «Телекомрешения». При стартовой цене 21 млн 600 тысяч рублей эта фирма заявила о готовности заплатить в бюджет аж 27,5 млн рублей. Аналогичное предложение поступило и от ООО «Лесмаш» (подразделение ярославской компании), но ООО «Телекомрешения» успело подать заявку первым. Кстати, эти 27,5 млн – далеко не все платежи в бюджет, которые должен внести победитель. Есть еще и плата по договору, которая вносится ежеквартально и рассчитывается по довольно сложной формуле, учитывающей количество и площадь рекламных поверхностей, место их расположения, сложность самой рекламной конструкции.
Вроде как всё идет чинно-благородно, как вдруг – ну совершенно внезапно – ровно через месяц после проведения торгов, 16 сентября на сайте администрации г. Иваново в разделе «Оценка регулирующего воздействия нормативно-правовых актов» появляется проект постановления администрации г. Иванова «О схемах размещения рекламных конструкций на территории города Иванова». И до 2 октября всем желающим предлагается высказать свое мнение по поводу этого проекта (направив письмо по электронной почте на адрес управления по делам наружной рекламы).
Да, еще надо сказать, что в этом году депутаты Ивгордумы своим решением передали мэрии полномочия по утверждению схемы рекламных конструкций и по внесению в нее изменений. Подавалось все это под предлогом того, что изменения могут вноситься незначительные, и негоже каждый раз по этому поводу аж решение Ивгордумы принимать. Это долго – предприниматели заждутся, пока проект решения пройдет через все нужные инстанции, да и негоже уважаемым народным избранникам по всякому ерундовому поводу себе головы лишней информацией забивать. Так что теперь эти изменения в схеме размещения рекламных конструкций полностью отданы на откуп чиновникам. А уж как они там наизменяют – их дело.
Ну и наизменяли. Вернее, только собираются наизменять, но что-то подсказывает, что все отрицательные отзывы на проект постановления будут просто проигнорированы.
Если внимательно посмотреть на новую схему размещения рекламных конструкций и сравнить ее с той, что действует сейчас, обнаруживаются интересные вещи. Из 543 конструкций изменения претерпели 374 – по видам, размерам, площадям поверхностей. Из 95 конструкций, которые были выставлены на конкурс, выигранный «Телекомрешениями» - «Тайфун Медиа», изменения вносятся по 86 конструкциям. Причем все эти изменения – в сторону упрощения конструкций (например, был призматрон, стала статика) и уменьшения площади рекламных поверхностей (где в полтора, а где и почти в 4 раза, в общей сложности снижение площади рекламных полей – в 2 раза).
Что это значит для бизнеса? Как минимум, снижение затрат на сами конструкции (банальный щит намного дешевле, чем призматрон), на их содержание, а также на платежи в городской бюджет – ведь, как уже упоминалось, чем проще конструкция и чем меньше ее площадь, тем меньше плата за эту конструкцию. Ага, скажете вы, но ведь и доходов от такой конструкции рекламораспространитель получит меньше. Ну да, в «жирные» годы это был бы железный аргумент. А сейчас, когда спрос на наружку резко упал, и чуть ли не половина щитов завешана либо рекламой самого оператора наружной рекламы, либо социалкой, такое уменьшение площадей лишь помогает оптимизировать расходы.
А вот для бюджета потери, похоже, будут существенные. По предварительным подсчетам, муниципальная казна получит в 2 раза меньше денег в качестве платежей за эти рекламные конструкции. В 2 раза, Карл! И это при том, что именно от управления по делам наружной рекламы бюджет ежегодно недополучает миллионы рублей – только в прошлом году, по мнению КСП г.Иванова из-за действий управления бюджет недосчитался более чем 20 млн рублей. В этом и следующем годах этот рекорд, судя по всему, будет побит. В общем, гениальная и простая схема по лишению городского бюджета денег в Иванове действует в полный рост. До такого не додумались даже в предыдущей администрации, когда на рынке наружки безраздельно хозяйничали фирмы, аффилированные с депутатом сначала городской, а потом областной думы Романом Ефремовым, а профильное управление мэрии возглавляли выходцы из ефремовских компаний.
Народ должен знать своих героев – в том числе, тех, благодаря которым бюджет на 10 лет лишится существенных поступлений, чтобы знать, кому сказать спасибо, когда в очередной раз не будет хватать денег на учебники, или на спортшколы, или на зарплату воспитателям. Авторы и исполнители «схемы со схемой» - врио главы города Игорь Чебыкин, зампредседателя Ивановской городской думы Татьяна Петрова и нынешний начальник управления по делам наружной рекламы Ирина Цветкова. Чебыкин и Петрова с настойчивостью асфальтоукладчика продавливали «наружные» новеллы через городскую думу (достаточно вспомнить, как жестко они гасили все попытки депутатов в июне сделать новые нормативные акты в сфере наружной рекламы более выгодными для города), ну а Цветкова реализовывала ценные указания. По слухам, в «столбик» на пл.Революции,6 Игоря Чебыкина и Татьяну Петрову привел Виталий Ильюшкин, который уже вполне мог бы претендовать на почетную должность демона Ивановской области, но, говорят что ему предложили более теплое место в аппарате Госдумы, поближе к земляку Сергею Пахомову и исторической родине.
Правда, есть еще надежда на торжество справедливости и здравого смысла. Не получив поддержки в УФАС и не согласившись с его позицией, ООО «АПР-Сити/ТВД» подало исковое заявление в Арбитражный суд Ивановской области с требованием признать недействительным информационное сообщение администрации г. Иваново о проведении 15 августа конкурса на право размещения и эксплуатации рекламных конструкций. Заседание арбитражного суда, на котором дело, скорее всего, начнут рассматривать по существу, состоится в ближайшую среду, 28 сентября, в 14 часов. В тот же день, но с утра, Ивгордума примет отставку все еще главы города Алексея Хохлова, под крылом которого и принимались все эти «схемы» в сфере наружной рекламы.
1000inf.ru
Бизнес
Как ивановская мэрия вытягивает деньги из бюджета
Чтобы помочь «Тайфун Медиа»