Последние
новости
Политика

Бюджетники, держитесь: оптимизация

Как еще сэкономят областной бюджет-3
10 мин
09 сентября, 2016
Анна Семенова

Продолжаем выяснять, на чем федеральный центр в лице Минфина рекомендует экономить регионам. Напомним, что 5 сентября на официальном сайте Министерства финансов РФ был опубликован весьма интересный документ - типовой план мероприятий по консолидации бюджетных средств субъектов Российской Федерации в целях оздоровления государственных финансов регионов. В нем подробно расписано, каким образом субъекты Федерации могут (читай – должны) снизить расходы и повысить доходы бюджетов.
О том, как Минфин рекомендует сэкономить на льготниках, а также поднажать на бизнес и налогоплательщиков – физических лиц, можно почитать здесь и здесь. А теперь – третья часть Мерлезонского балета: оптимизация бюджетных учреждений и зарплат бюджетников. Называется все это «меры по оптимизации расходов» и «оптимизация бюджетной сети».

1. Непревышение значений целевых показателей заработной платы, установленных в региональных планах мероприятий ("дорожных картах") изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения, в части использования показателя среднемесячного дохода от трудовой деятельности и обеспечения уровня номинальной заработной платы в среднем по отдельным категориям работников бюджетной сферы в размерах на уровне, достигнутом в 2015 году.
Комментарий:
Дикий с точки зрения русского языка пассаж. Расшифровке поддается с трудом. Как минимум, можно сделать вывод о том, что опережающими темпами (быстрее, чем в «дорожной карте») зарплату учителям, врачам и прочим бюджетникам повышать не будут. Если учесть, что «майские указы» президента привязывают уровень зарплат бюджетников к средней зарплате по региону, можно с уверенностью предсказать, что зарплаты будут снижаться. И целевые показатели точно не будут превышены.

2. Соблюдение показателей оптимизации численности работников отдельных категорий бюджетной сферы в соответствии с утвержденными "дорожными картами".
Комментарий:
Оптимизация численности – это сокращения. В бюджетной сфере вроде переизбытка работников не наблюдается, даже вакансии имеются. Но их немного, потому что многие врачи, учителя и прочие работники культуры работают на полутора – двух ставках. Так что сокращать будут эти «пустые» ставки, а бывшие совместители будут благополучно выполнять тот же объем работы за меньшие деньги.
Для того чтобы узнать, кого и в каком количестве собираются сокращать, нужно только найти эти «дорожные карты». Как правило, они есть на сайтах соответствующих департаментов.

3. Увеличение объема расходов за счет доходов от внебюджетной деятельности бюджетных и автономных учреждений (например, эффективное использование бюджетными и автономными учреждениями государственного имущества).
Комментарий:
Вот буквально неделю назад губернатор Павел Коньков сурово спрашивал с замглавы администрации г. Иванова о том, не сдаются ли помещения в ивановских школах коммерческим организациям. А тут практически прямое указание – эффективно использовать государственное имущество. А какие еще могут быть варианты, кроме как сдавать площади в бюджетных учреждениях в аренду?
Еще один нюанс: увеличение расходов за счет доходов от внебюджетной деятельности. То есть если больнице или сельскому клубу потребуются деньги на дополнительные расходы, то будьте любезны сами их заработать.

4. Анализ нагрузки на бюджетную сеть (контингент, количество бюджетных учреждений, количество персонала, используемые фонды, объемы и качество предоставляемых государственных услуг в разрезе бюджетных учреждений).
5. Разработка и утверждение программы реорганизации бюджетной сети (по отраслям).
6. Укрупнение или присоединение «мелких» учреждений, а также организаций, загруженных менее чем на 50%, к более крупным (за исключением государственных учреждений, расположенных в сельской местности).
Комментарий:
Эти три пункта нужно рассматривать в совокупности. Анализ нагрузки на бюджетную сеть – дело хорошее. Только, как уже неоднократно говорилось, странно, что его не проводили раньше. Зачем вести кружок «Юный агроном», если в него никто не ходит? Лучше организовать кружок «Юный астроном», который будет пользоваться спросом. В областном центре в этом году озаботились вопросом востребованности услуг учреждений дооплнительного образования. И это правильно.
А вот пункты 5 и 6 – это продолжение той самой оптимизации, которая в 2014 году проходила в сфере социальной защиты населения. Помните скандал с закрытием Холуйского детского дома? Кто-нибудь знает, что там сейчас – все еще беженцы размещаются или епархия, как и хотела, получила памятник истории и культуры? Каюсь, я тоже не интересовалась этим вопросом. Надо как-нибудь на досуге заняться.
Зато теперь подобная оптимизация может ожидать и другие государственные (и, видимо, вслед за ними муниципальные) бюджетные учреждения. Оптимизацию больниц и школ мы уже тоже проходили, остаются библиотеки, клубы, дома культуры, музеи, а также спортивные школы. Пока еще никто не доказал, что оптимизация оказалась благом – нет, не для бюджета, здесь всё ясно, а для потребителей услуг этих учреждений, то есть для жителей. Но, похоже, готовиться надо к худшему.

7. Размещение разнопрофильных учреждений под «одной крышей» (например, комплекс «школа – развивающие секции – библиотека – тренажерные залы и т.п.»).
Комментарий:
А вот это, с одной стороны, смешно, а с другой – страшно. Вот смотрите: с утра в здании школы учатся дети, днем проходят занятия кружков, а вечером сюда же подтягиваются молодежь и взрослые в тренажерку и на дискотеку. В каком состоянии будет здание к следующему утру, особенно если речь идет о сельской местности? У нас и в городах-то с культурой поведения не очень. Загаженные санузлы и банки из-под пива по всем углам – это еще цветочки. Хорошо если обойдется без жертв и разрушений. А если нет? К тому же мне, например, как маме, не особо понравилось бы, если бы по школе, где учится мой ребенок, начали ходить разные неизвестные личности – якобы в библиотеку или в тренажерный зал. И как быть с электронной проходной, которую собираются внедрять во всех школах региона?
Говорят, в Ивановской области уже появляются такие «совместительные» объекты. Может быть, в каких-то случаях это действительно целесообразно. Но в массовом порядке это будет очередной маразм, к тому же небезопасный. В первую очередь, для детей.

8. Создание центров коллективного пользования (высокооснащенных кабинетов) на базе школ, дворцов культуры, музеев, библиотек, колледжей, предоставляющих возможность реализации творческого потенциала получателей услуг посредством использования современного оборудования, программного обеспечения, доступа к библиотечному фонду и современным обучающим технологиям.
Комментарий:
А вот каким образом это относится к сокращению расходов, трудно понять. Ну создадут в школе или оме культуры еще один кружок, еще кто-то будет «реализовывать свой творческий потенциал». Или это такая завуалированная оптимизация – распихаем кружки из одного здания по школам, здание продадим (правда, непонятно кому), сэкономим на содержании.

9. Реализация (продажа) излишнего, консервацию - неиспользуемого имущества учреждений.
Комментарий:
А раньше что, это имущество содержали на всякий случай? Нет, все-таки у кризисов есть и положительные стороны.

10. Уменьшение обслуживающего персонала и непрофильных специалистов учреждений (сторожа, повара, уборщики помещений, водители, завхозы, электрики, рабочие, слесаря, плотники и т.д.).
Комментарий:
А вот здесь уже интереснее. Конечно, провести ревизию штатного расписания бюджетных учреждений никогда не будет лишним – там, особенно в районах, бывают такие чудеса, что впору за валокордин хвататься. Но практика показывает, что обычно такие ревизии, да еще и проводимые под дамокловым мечом ценных указаний сверху (а ведь можно еще и план по сокращениям штатов сделать), приводят к тому, что под сокращение попадают и те специалисты, которые действительно нужны. Ну останется один слесарь на 20 детских садов или один дворник на все школы – и что будет? Конечно, хочется надеяться, что при выполнении этих рекомендаций Минфина областные и муниципальные власти будут исходить, в том числе, из здравого смысла. Но ведь не факт…

11. Передача несвойственных функций бюджетных учреждений на аутсорсинг (организация теплоснабжения, организация питания школьников, уборка помещений, транспортное обеспечение обучающихся), вывод медицинских работников детских садов и школ в систему здравоохранения.
Комментарий:
Вот интересно, те, кто писал эти рекомендации, в какой стране живут? Если что, то у нас уже давно медработники в школах и детских садах подчиняются департаменту здравоохранения, а не образования. Да и питание школьников в крупных городах тоже давно на аутсорсинге.
С транспортным обеспечением – вопрос более сложный. Речь, разумеется, о тех самых школьных автобусах, которые возят учиться детей, лишившихся школ в своих населенных пунктах в результате уже проведенной оптимизации. Так вот, пока эти школьные автобусы находятся в подчинении системы образования, их можно жестко контролировать, в том числе на техническую исправность и трезвость водителя. А если отдать функцию доставки детей кому-нибудь из частных перевозчиков? Где гарантия, что детей не будут возить неадекватные водители на раздолбанных «Газелях»? Вы скажете: ну есть же конкурсные условия, есть договоры. Да-да, они есть. Но точно такие же условия и договоры есть и по пассажирским перевозам общественным транспортом. Которые позволяют перевозчикам очень вольно обращаться и с подвижнЫм составом, и м предрейсовыми осмотрами. А речь все-таки идет о жизни и здоровье детей. Хотя о чем я? Минфину не до ерунды.

12. Создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единой централизованной информационной системы учета и отчетности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждениях региона.
Комментарий:
А вот это в Ивановской области, если мне не изменяет память, уже давно сделано. Ну или в процессе. Так что не страшно, есть чем отчитываться.

13. Включение в нормативные затраты на содержание имущества только затрат на имущество, используемое для выполнения государственного задания, а также отказ от содержания имущества, неиспользуемого для выполнения государственного задания.
Комментарий:
Мутный пункт, который позволяет финансистам снизить расходы на содержание объектов бюджетной сферы. Опять же, понять, приедет ли он действительно к сокращению неэффективных расходов или станет очередным апофегеем бюрократического маразма, можно будет только на практике.
1000inf.ru
15 декабря 2024
Все новости