Анна Семенова
Продолжаем выяснять, на чем федеральный центр в лице Минфина рекомендует экономить регионам. Напомним, что 5 сентября на официальном сайте Министерства финансов РФ был опубликован весьма интересный документ - типовой план мероприятий по консолидации бюджетных средств субъектов Российской Федерации в целях оздоровления государственных финансов регионов. В нем подробно расписано, каким образом субъекты Федерации могут (читай – должны) снизить расходы и повысить доходы бюджетов.
В предыдущем материале речь шла о том, как Минфин рекомендует сэкономить на льготниках. Теперь очередь бизнеса, а также прочих налогоплательщиков, в том числе физических лиц.
Итак, вот меры по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов (с нашими комментариями, разумеется).
1. Дополнительная мобилизация налогов и сборов, в том числе за счет расширения налоговой базы по налогу на имущество организаций в части незавершенного строительства.
Комментарий:
С этим всё понятно – такой шаг не только дает возможность пополнить бюджет, но и стимулирует собственников вводить объекты в эксплуатацию. Вот только как будут обстоять дела с государственным и муниципальным долгостроем, например, с Дворцом игровых видов спорта?
2. Проведение оценки эффективности налоговых льгот, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления по налогам и сборам, с последующей отменой льгот / ужесточением критериев предоставления / заменой на субсидирование, в том числе:
- организациям-инвесторам,
- сельскохозяйственным организациям,
- организациям в отношении автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности региона,
- органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также учреждениям,
- отдельным категориям граждан,
- налоговых льгот, невостребованных на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Комментарий:
Если честно, то это надо было делать с самого начала, то есть еще при установлении этих льгот. Теперь же, когда состояние региональных бюджетов (бюджета Ивановской области уж точно) приближается к критическому, очевидно, что соблазн признать все льготы скопом неэффективными будет очень велик. По крайней мере, для финансистов. Они же в гробу видели все стратегии и рейтинги, все оценки бизнес-климата, им надо бюджеты верстать, да так, чтобы в дефолт не уйти.
3. Проведение работы с органами местного самоуправления по отмене неэффективных налоговых льгот, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Комментарий:
Местное самоуправление «рулит» не слишком длинным перечнем налогов, вернее, налоговых ставок, и, соответственно, льготами по ним. Зато среди этих налогов – земельный и налог на имущество физлиц. Дальнейшие комментарии излишни, правда?
4. Пересмотр ставок по налогам и сборам, в том числе:
- пересмотр ставок транспортного налога.
- пересмотр ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения до максимальных, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
- пересмотр ставок по налогу на имущество организаций, в том числе в части административно-деловых и торговых центров.
- в части применения патентной системы налогообложения предусмотреть положение, устанавливающее ежегодную индексацию размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на коэффициент-дефлятор, а также пересмотр отдельных категорий и объема потенциально возможного дохода.
Комментарий:
На этом пункте должны нервно вздрогнуть, во-первых, все автовладельцы области, а во-вторых – региональное отделение ОПОРЫ РОССИИ, которое последние лет 8 упорно боролось и продолжает бороться за установление сниженных ставок по упрощенке, снижение и дифференциацию платы за патент, а также очень осторожное введение налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости этого имущества (те самые пресловутые торговые и административные центры).
Здесь можно пропеть целую песню и про историю вопроса, и про возможные последствия для бизнеса шагов, скажем, по введению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости для ТЦ и офисных центров, например, площадью от 2 тысяч кв.м или отмены льгот по упрощенке для всех видов деятельности. Думаю, что найдется немало желающих сделать это за меня. Добавлю лишь, что пункт, рекомендующий максимально повысить налоговую нагрузку на бизнес, явно входит в противоречие с пунктом №13, требующим усиления работы по выведению бизнеса из тени. Или одно, или другое – такова реальная жизнь. А не та, которую придумали себе федеральные власти.
5. Проведение анализа причин снижения поступлений налога на доходы физических лиц и связанной с ним мобилизации имущественных налогов с физических лиц.
Комментарий:
Вот потрясающий пассаж: почему снижаются поступления НДФЛ? Зарплаты снижаются в экономике? Бизнес в тень уходит? Давайте поднимайте имущественные налоги с физиков – глядишь, компенсируете потери.
6. Усиление аналитической работы муниципальных образований в части эффективности установленных коэффициентов К2 по единому налогу на вмененный доход.
Комментарий:
Вроде бы вмененке уже не так долго осталось жить – до 2018 года. Но напоследок почему бы не попытаться выжать из малого бизнеса побольше? К чести властей, например, города Иванова, они не поднимали коэффициент К2 для расчета ЕНВД уже лет 5, если не больше. И именно из соображений неувеличения нагрузки на малый бизнес в кризисный период. Что будет в этом году, теперь уже непонятно. Так что лучше готовиться к худшему и просчитывать целесообразность перехода (если это возможно) на другие системы налогообложения. Впрочем, о чем это я? Только что ведь был пункт 4…
7. Увеличение объема поступлений неналоговых доходов, в том числе за счет проведения мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество. Продолжать активную инвентаризацию имущества, находящегося в государственной собственности:
- внедрение тотального учета государственного (муниципального) имущества - выявление неиспользованного (бесхозного) и установления направления эффективного его использования;
- определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование;
- выявление неиспользуемых основных фондов государственных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду.
Комментарий:
Еще одна рекомендация из серии «это надо было сделать позавчера». Для порядка их, что ли, пишут?
8. Проведение с органами местного самоуправления мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество муниципальных образований и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.
Комментарий:
Ведя речь о ставках арендной платы, можно вспомнить историю о том, как Верховный суд отменил постановление правительства Ивановской области, устанавливавшее коэффициенты, применяемые при расчете арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена. Похоже, ивановским властям придется как-то реагировать на это решение. А то ведь бизнес сейчас и так каждую копейку считает, и вряд ли кто-то упустит возможность потребовать перерасчета арендной платы за три года, особенно если речь идет о миллионах переплаченных рублей.
9. Увеличение неналоговых доходов за счет мобилизации административных штрафов, установление ежегодного норматива по увеличению результатов от деятельности административных комиссий.
Комментарий:
Прелестный эвфемизм, не правда ли? «Норматив по увеличению результатов деятельности административных комиссий» - это просто план по штрафам. С учетом ожидаемого осенью принятия новой редакции КоАП со всеми ее глюками и пробелами бизнесу, похоже, надо готовиться к серьезным атакам со стороны надзорных органов. И это печально, и, разумеется, не будет способствовать реализации пункта №13 по легализации бизнеса. Потому что, как показала практика, оштрафовать можно только тех, кто работает вбелую. А если ты ушел в тень, то тебя как бы и нет. И штрафовать некого.
10. Вовлечение в налоговый оборот объектов недвижимости, включая земельные участки, в том числе:
- уточнение сведений об объектах недвижимости; актуализация результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;
- предоставление сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости в рамках информационного обмена;
- проведение муниципального земельного контроля. Выявление собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению, содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами.
Комментарий:
Здесь в первую очередь надо сделать стойку на предложение по актуализации результатов государственной кадастровой оценки. Эта актуализация, как известно, обычно бывает только в сторону увеличения, при том, что и имеющаяся кадастровая оценка вызывает большие сомнения относительно адекватности тех, кто ее проводил.
Зато рекомендации по содействию в оформлении прав собственности на землю физическими лицами достойна бурных аплодисментов. Поскольку это действительно ведет, во-первых, к увеличению налогооблагаемой базы, а во-вторых, упорядочивает земельные отношения. И опять же, все это надо было делать вчера.
11. Проведение полной мобилизации доходов в виде дивидендов от участия в уставном капитале хозяйственных обществ, в дальнейшем рассмотреть целесообразность повышения размера дивидендов до 50 %.
Комментарий:
Здесь они излишни. Вот только сложно представить продолжение деятельности многих предприятий после того как государство в лице учредителей будет вытаскивать из них прибыль.
12. Усиление межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в регионе, правоохранительными органами и органами местного самоуправления по выполнению мероприятий, направленных на повышение собираемости доходов.
Комментарий:
Абсолютная формальность – провел лишнее совещание, и можно ставить галочку. Потому что пока аналогичный свисток не получат сверху федеральные органы вроде налоговой, никакого конструктивного взаимодействия не будет.
13. Проведение мероприятий по легализации теневой занятости.
Комментарий:
С одной стороны, хочется посмеяться над этим пунктом, потому что ряд предыдущих рекомендаций делают его совершенно нереализуемым. С другой стороны, хотелось бы увидеть, а что именно предлагают федеральные власти делать для вывода бизнеса из тени. Ась? Дай ответ, птица-тройка…
1000inf.ru
Политика
Как еще сэкономят областной бюджет-2
Часть вторая – про бизнес