Анна Семенова
5 сентября на официальном сайте Министерства финансов РФ был опубликован весьма интересный документ - типовой план мероприятий по консолидации бюджетных средств субъектов Российской Федерации в целях оздоровления государственных финансов регионов. Название длинное и нудное, на самом деле оно означает «На чем должны сэкономить региональные бюджеты».
Судя по всему, выполнение этого типового плана будет одним из условий предоставления кредитов из федерального бюджета регионам. Напомним, что во имя получения этих бюджетных кредитов (процентная ставка по которым на порядок меньше, чем по коммерческим кредитам) в Ивановской области за последний год порезали или перевели на адресный принцип предоставления (то есть только малоимущим после того как они предоставят кучу бумажек и справок) такие льготы, как бесплатное питание детям до 3-х лет, компенсация части родительской платы за детские сады, субсидия на горячие завтраки ученикам начальной школы (компенсацию за завтраки расходы взяли на себя бюджеты муниципальных образований), доплата за проезд на общественном транспорте льготных категорий граждан, в том числе пенсионеров и ветеранов.
Но это, конечно, не предел – всегда есть что сократить. Начнем с оптимизации мер социальной поддержки (о том, как будут пополнять бюджеты за счет дополнительной нагрузки на бизнес, оптимизации бюджетных учреждений и сокращения расходов на зарплаты бюджетникам, читайте в следующих материалах, а то слишком многабукв получится). Ну и наши небольшие комментарии – удержаться от них невозможно.
1. Введение дополнительных критериев при назначении предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, способствующее сокращению прироста численности получателей.
Комментарий:
«Прирост численности получателей» - это, конечно, шедевр бюрократической мысли. Хорошо хоть про популяцию получателей не вспомнили. Если же говорить о сути этой меры, то, видимо, теперь областные власти будут изобретать новые условия, необходимые для получения льгот. Например, транспортные льготы можно предоставлять только малоимущим неработающим пенсионерам – пусть побегают по инстанциям за бумажками. А для того чтобы получить субсидию на коммунальные услуги, надо оплатить эти услуги на год вперед по нормативу. А многодетными признавать семьи не с тремя детьми, а, скажем, с пятью – а то понарожали тут по три штуки (численность получателей прирастает невиданными темпами), а область должна и деньги платить, и льготы предоставлять, и землю давать.
2. Исключение из регионального законодательства норм об обеспечении отдельными социальными выплатами категорий лиц, имеющих возможность получать соответствующие выплаты за счет средств федерального бюджета.
Комментарий:
В принципе, это вполне логичный шаг: если ты имеешь право на федеральные льготы, то и получай их из федерального бюджета, не обременяя собой областную казну. Только вот фишка в том, что по многим видам социальной поддержки за федеральных льготников вынужден платить регион. И теперь это забота областных властей – доказать федералам, что за «своих» льготников они должны платить сами.
3. Отказ от индексации социальных выплат, установленных отдельным категориям граждан региональным законодательством, с постепенным переходом на предоставление помощи по критерию нуждаемости.
Комментарий:
О как! Можно подумать, что у нас было много льгот, предоставляемых не по этому критерию. С другой стороны, вот вам идея, как сократить количество малоимущих: установить прожиточный минимум в регионе на уровне ниже МРОТ. Вот вам и получится «сокращение прироста численности получателей». И не индексировать социальные выплаты еще лет 10, чтобы стоимость справок, необходимых для того чтобы оформить эти выплаты, стала выше, чем сами выплаты.
4. Разработка стандарта нормативной площади жилого помещения для предоставления компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и предоставление льгот в размере, не превышающем нормативы площади и нормативы потребления услуг.
Комментарий:
В переводе на человеческий язык это значит, что будет установлена социальная норма площади жилого помещения, например, 20 квадратных метров. И компенсацию платы за ЖКУ льготники, в том числе пенсионеры, будут получать только на эти 20 метров. Если квартира больше, то за остальную площадь они будут платить в полном объеме. Да-да, это правильно, а то у нас пенсионеры в хоромах трехкомнатных живут и жгут лампочки Ильича с утра до ночи, и воду льют. А социальные нормы на коммунальные услуги, потребляемые по счетчикам, тоже можно установить в пределах физиологического минимума. Нечего баловаться, когда родная Ивановщина в опасности.
5. Исключение из числа получателей мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг членов семей носителей льгот, оставив только нетрудоспособных иждивенцев (детей, детей-инвалидов, инвалидов с детства) совместно с ним проживающих и находящихся на его полном содержании.
Комментарий:
И это вроде логично: льготу заработал один член семьи, а пользуются ею все. Вот только объясните, как разделить объем потребления коммунальных услуг в семье, где живет бабушка, дедушка и, скажем, внук. Как отделить «льготную» воду, свет и отопление (по которому норматив устанавливается не на человека, а на единицу площади квартиры) от нельготной? И как объяснить бабушкам и дедушкам методику вычисления этих «льготных» метров, литров и киловатт? Опять как с капитальным ремонтом: сначала введем, а потом будем оправдываться? Да, кстати, а плату за капремонт как делить будем?
6. Оптимизация системы мер социальной поддержки области в части установления ограничения размера доплаты к пенсии неработающим лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления региона.
Комментарий:
А вот эта мера может вполне стать определенным тестом на вшивость наших областных властей: решатся ли они лишить дополнительной копеюшки своих бывших коллег – нынешних почетных пенсионеров?
7. Меры административного характера по социальным выплатам (периодичность подтверждения права на льготу, подтверждающие документы).
Комментарий:
Еще один гениальный ход. Заставьте людей приносить справки о том, что они пенсионеры, ветераны, малоимущие или инвалиды в органы социальной защиты каждый квартал, а лучше каждый месяц – и «численность получателей» резко снизится. Уж сколько раз говорили о комиссиях ВТЭК (или как они сейчас называются?), которые вынуждены проходить люди с неизлечимыми заболеваниями или травмами. Хотя вроде даже идиоту понятно, что если у человека нет ноги, то она за год не вырастет, и эпилепсия у взрослого вряд ли рассосется. Но нет – теперь Минфин рекомендует замордовать всех беготней по комиссиям и за справками. Это сильно. И очень по-государственному.
8. Оптимизация расходов на страховые взносы на неработающее население за счет проведения работы по актуализации сведений о численности неработающего населения.
Комментарий:
Это как раз то, о чем рассказывает Светлана Романчук в интервью, опубликованном в сентябрьском номере журнала «1000 экз.» - читайте его на нашем сайте через неделю. Областной бюджет платит взносы во внебюджетные фонды за неработающее население – то есть за детей, пенсионеров, а также тех, кто не работает официально. Еще два года назад тогдашний начфин Дмитрий Куликов заявлял о начале кампании по борьбе с теневой занятостью – правда, эффекта от этой борьбы до сих пор не видно, и ежегодно несколько миллиардов рублей перекочевывают из областного бюджета в ПФ, Фонды соцстраха и медстраха, в том числе. За тех, кто работает без официального трудоустройства. Фишка в том, что эффективных методов борьбы с этим явлением нет. Так что вряд ли эту меру удастся реализовать. Разве что на бумаге.
1000inf.ru
Политика
Как еще сэкономят областной бюджет
Часть первая – про льготников