Последние
новости
Бизнес

Анна Семёнова: Что в рейтинге тебе моём?

Поковыряемся в цифирьках
10 мин
15 июля, 2016
Как-то так сложилось, что в июне этого года в информационном поле возникло сразу несколько рейтингов, опросов и прочих данных, характеризующие то, что называется модным словом «бизнес-климат». Ну, или инвестиционный климат. Вот и поковыряемся в цифирьках, пока не жахнуло что-нибудь ещё: очередной резкий обвал рубля, запрет на выезд за границу всем поголовно, эмбарго на продукты из Белоруссии, отзыв лицензий у всех банков, кроме государственных, и прочее (если вдруг что-то совпадет с реальными событиями, которые случатся уже после выхода этого номера, не виноватая я – это просто случайность).


Фото: Варвара Гертье

Сначала РИА Рейтинг опубликовало доклад о социально-экономическом положении субъектов РФ по итогам 2015 года. В этом рейтинге, который вызвал бурю эмоций, в частности, у местной системной оппозиции, то бишь регионального отделения партии «Яблоко», Ивановская область опустилась по сравнению с прошлым годом на три позиции и заняла 68-е место. Справедливости ради, надо отметить, что и наши соседи тоже в минусе: Владимирская область за год съехала с 35-го места на 39-е, Нижегородская – с 14-го на 15-е, Костромская – с 71-го на 75-е, Ярославская – с 31-го на 35-е. То есть ничего суперкатастрофического вроде не наблюдается, так, общая тенденция: вон, продвинутая Калужская область потеряла аж на 10 пунктов, с 30-го на 40-е место, и ничего, никаких революций и акций протеста. Тем более что местные СМИ далеко не сразу и заметили этот рейтинг.
Зато гораздо больше информации и медиашума было по поводу того, что Ивановская область улучшила свои позиции в Национальном рейтинге состояния инвестклимата в регионах, поднявшись на три пункта и заняв 33-е место. По этому поводу областное правительство даже провело отдельную пресс-конференцию, в ходе которой зампред правительства региона Светлана Давлетова заявила, что, «учитывая сегодняшнее экономическое положение в России, наши позиции нельзя считать неудачными». Правда, раньше региональные власти лелеяли мечту войти в двадцатку регионов с лучшим инвестиционным климатом в стране. Но не сложилось. Конкуренция оказалась жестковата – в других регионах власти тоже почему-то озаботились своим положением в этом рейтинге. Возможно, что эти места являются одним из индикаторов, по которым федералы оценивают работу губернаторов. А может быть, просто слово «Национальный», да ещё и с прописной буквы, является таким притягательным…
Но прочь сарказм: каков бы ни был рейтинг, он всё же демонстрирует urbi et orbi тот факт, что в Ивановской области неустанно работают над тем, чтобы инвесторы чувствовали себя здесь комфортно и привольно, чтобы они могли без каких-либо административных барьеров и волокиты со стороны естественных монополий реализовывать на наших просторах свои проекты, вкладывая в наш регион свои денежки и обеспечивая жителей Ивановской области высокооплачиваемыми рабочими местами.
Вот перечитала предыдущий абзац. Вроде смешно. Но и как-то грустно. Потому что слишком очевидна разница между отчетно-рейтинговой реальностью и реальностью, в которой мы живем, работаем, развиваем или сворачиваем бизнес, уходим в банкротство или уезжаем из региона. И это не в упрёк чиновникам, поймите меня правильно: многие из них (подозреваю, что включая губернатора, независимо от его фамилии) давно стали заложниками той системы, в которой они работают. И понимание этого сквозит порой даже в официальных пресс-релизах. Например, даже губернатор Павел Коньков в своих комментариях отметил, что необходимо налаживать коммуникации с малым бизнесом. Упоминается в официальном пресс-релизе и необходимость усиления информационной и консультативной поддержки инвесторов. Но пардоньте, граждане, ведь это как раз те направления, которые требуют минимального вложения бюджетных средств! Что же вы развиваете свои проектные офисы (уверяю вас, что 90% представителей малого бизнеса просто не понимают, что это за офис такой и зачем он нужен, все-таки эта игра в модные словечки не доведет до добра – она только усугубляет ощущение того, что наши власти страшно далеки от народа), внедряете лучшие практики, ведёте активное взаимодействие с федеральными институтами развития, но при этом не можете наладить коммуникации с местными предпринимателями, разъяснить им, как получить господдержку и прочие пряники, которыми власти вроде как готовы засыпать тех, кто ещё дергается и готов платить хоть какие-то налоги на территории региона?
Эффект от того, что сто местных предпринимателей вложат свои три копейки в развитие и расширение, может оказаться ничуть не менее значимым. К тому же, все эти местные предприниматели – это местный электорат со всеми вытекающими последствиями…
Место в верхней части рейтинга состояния инвестклимата – это, безусловно, прекрасно, но ведь объём инвестиций-то падает, вопреки уверениям той же Светланы Давлетовой о том, что в области наблюдается оживление инвестиционного климата. По крайней мере, в администрации областного центра настроены более пессимистично: по данным статистики, в 2015 году объём инвестиций в Иванове составил 6,9 млрд рублей – это лишь 58,6% от объёма инвестиций в 2014 году, а за I квартал 2016 года объём инвестиций в Иванове составил 1,8 млрд рублей (96,9% к аналогичному периоду прошлого года в сопоставимых ценах). Правда, в данных Ивановостата не учитываются субъекты малого бизнеса. Но вряд ли они могут существенно изменить картину происходящего. Или, может быть, инвесторы теперь обходят стороной областной центр, предпочитая вкладывать деньги подальше от более-менее приличных дорог и коммуникаций?
Из всех официальных заявлений по поводу национального рейтинга больше всего, если честно, порадовал пассаж Павла Конькова, который, говоря о ценности этого рейтинга, заявил: она не в том, чтобы определить «передовиков» и «отстающих» – «это прежде всего возможность узнать и перенять лучший опыт, проанализировать свои позиции и получить оценку проводимой работы».
Но ведь есть и другие способы получить оценку своей работы по улучшению инвестклимата в частности и бизнес-климата в целом. Потому что инвесторы могут быть не только внешние, но и внутренние, то есть местные компании. В конце концов, как говорил в одном из анекдотов Раскольников, пять старушек – уже рубль, и если богатого дяденьку, который мог бы вложить в наш регион десять тысяч миллионов крон, заманить сюда никак не удается, то, может быть, лучше обратить внимание на тех, кто есть у нас, воспитать бабу Ягу в своем коллективе? Эффект от того, что сто местных предпринимателей вложат свои три копейки в развитие и расширение, может оказаться ничуть не менее значимым. К тому же, все эти местные предприниматели – это местный электорат со всеми вытекающими последствиями…
Жаль, что почти незамеченными (а может быть, замеченными, но выводы были сделаны лишь в очень узком кругу) прошли результаты работы аппарата уполномоченного по правам предпринимателей в Ивановской области. Алексей Ваганов в своем отчёте о работе в 2015 году приводит результаты опроса местных предпринимателей, которые, на мой взгляд, являются более показательными и более точно отражают ситуацию с инвестиционным климатом в регионе, чем все национальные и интернациональные рейтинги.
Мониторинг настроений предпринимателей в Ивановской области проводился в январе-феврале этого года во всех муниципальных образованиях региона. В опросе приняли участие 363 хозяйствующих субъекта. И, как выяснилось, бОльшая часть опрошенных не удовлетворена принимаемыми на региональном уровне мерами по стабилизации экономической ситуации. Почти 70% опрошенных не пользуются господдержкой (возможно, потому что не знают о такой возможности или уверены, что процедура получения господдержки слишком сложна). Только 6,1% опрошенных предпринимателей полагают, что в регионе созданы все условия для развития бизнеса и предприниматели чувствуют себя комфортно. 39% считают условия для развития бизнеса средние, но права предпринимателей не нарушаются (и это уже очень неплохой показатель!). 28% опрошенных утверждают, что за последний год административная нагрузка на бизнес выросла, 44,6% говорят, что административная нагрузка не изменилась. И лишь для 8,8% опрошенных предпринимателей эта нагрузка снизилась. Это к вопросу о снижении административных барьеров в регионе – мнение тех, кто сталкивается с этими барьерами каждый день.
А вот какие меры поддержки предприниматели были бы рады получить от властей (здесь привожу только то, что в рамках полномочий муниципальной или региональной власти):
– представление муниципальной недвижимости с низкой арендной платой;
– проведение бесплатных семинаров;
– доступ региональных производителей к рынку сбыта;
– уменьшение проверок контрольно-надзорных органов;
– уменьшение налоговых ставок, бумажной «волокиты»;
– снижение цен на энергоносители;
– представление помощи и поддержки малому бизнесу при засилии крупных федеральных сетей, которые вытесняют из районов малый бизнес;
– оказание помощи в подготовке кадров;
– уменьшение административных барьеров.
Кстати, отдельный разговор – о доступности кредитов для того же малого и среднего бизнеса. Эта тема всплыла на заседании одного из комитетов Ивановской городской думы. Председатель регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Василий Скворцов в ходе обсуждения несколько раз заявлял: единственное, что государство и муниципалитет могут сделать, чтобы банковские кредиты стали доступнее для предпринимателей – это расширить программу поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в части субсидирования ставок по кредитам. Причём не только увеличить объем финансирования по этой статье, но и расширить перечень целей, на которые взят кредит, поскольку сейчас, например, нельзя получить субсидирование ставок по кредитам на пополнение оборотных средств или на реконструкцию и ремонт своего здания. Все покивали, вроде бы услышали. Но нет никакой уверенности в том, что эти шаги действительно будут сделаны. Потому что они вряд ли окажут какое-то влияние на позиции и показатели в рейтингах. Хотя кому-то из предпринимателей могли бы реально помочь.
11 декабря 2024
Все новости