На вопросы ивановцев отвечает юрист совместного проекта Правительства Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Реформа ЖКХ в России» Илья Оспенников.
Вопрос:
Юридическому лицу принадлежит нежилое помещение в многоквартирном доме на праве собственности. В течение длительного периода не выставлялись счета за коммунальные услуги и содержание общего имущества многоквартирного дома. Впоследствии управляющая компания обратилась в суд с требованием о взыскании задолженности. Является ли невыставление счетов на оплату коммунальных услуг и содержание общего имущества многоквартирного дома основанием для освобождения организации от обязанности оплатить указанную задолженность?
Ответ:
Невыставление счетов на оплату коммунальных услуг и содержание общего имущества многоквартирного дома не является основанием для освобождения организации от обязанности оплатить рассматриваемую задолженность.
В ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу ч. 1 ст. 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с ч. 2 ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В ст. 249 ГК РФ регламентировано, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей компанией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ.
Таким образом, нормы действующего законодательства не предусматривают возможности освобождения собственника помещения в многоквартирном доме от обязанности нести расходы на содержание общего имущества и платы за коммунальные услуги. Невыставление счетов также не является таким основанием. Невыставление счетов за указанные услуги может освобождать собственника только от ответственности за просрочки внесения платежей – от пеней и штрафов.
Вопрос:
При каких условиях потребитель коммунальных услуг вправе требовать от исполнителя уплаты неустойки по закону за нарушение качества услуг?
Ответ:
В соответствии с п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила) исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги, обязан провести перерасчет размера платы за нее. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе о защите прав потребителей, в случаях, обозначенных в п. 157 правил. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в том числе при просрочке исполнения (ч. 1 ст. 330 ГК РФ).
В п. 157 Правил приведен перечень случаев нарушения качества коммунальных услуг, который охватывает далеко не все возможные ситуации. Приведем цитату: «При предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе о защите прав потребителей, в следующих случаях:
а) если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;
б) если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в Приложении 1 к настоящим Правилам;
в) если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством РФ;
г) если давление газа в помещении потребителя не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ;
д) если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством РФ;
е) если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством РФ, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в Приложении 1 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.);
ж) если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении;
з) в других случаях, предусмотренных договором».
Вопрос:
У нас мусорные контейнеры очень близко расположены к дому. Установлено ли законом допустимое расстояние расположения мусорных площадок вблизи домов?
Ответ:
Говоря о надлежащем содержании земельного участка многоквартирного дома необходимо раскрыть нормативные положения, касающиеся организации мест сбора мусора (твердых бытовых отходов). Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) в п.2.2.3 закрепляют, что площадки для установки контейнеров мусора (твердых бытовых отходов) должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
1000inf.ru
Единый федеральный номер Справочной по вопросам ЖКХ: 8-800-775-69-72
(При поддержке совместного проекта Правительства Российской Федерации и МБРР "Реформа ЖКХ в России")
ЖКХ
Про не выставленные счета и расстояние до помойки
ЖКХ в вопросах и ответах