В среду, 6 июля, Ивановская городская дума на внеочередном пленарном заседании наконец приняла изменения в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих сферу наружной рекламы в областном центре. Это означает, что с момента вступления документа в силу ивановская мэрия может проводить торги на право аренды мест для размещения рекламных конструкций и, соответственно, получать дополнительные доходы в городской бюджет. Напомним, что такие торги не проводились в Иванове с 2014 года, поскольку УФАС по жалобе одного из операторов наружной рекламы опротестовала, в том числе, правила проведения торгов.
Удивительно, что мэрии потребовалось более полугода, чтобы привести все эти положения об установке рекламных конструкций, о порядке организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, порядок расчета размера оплаты по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и другие порядки и положения. УФПС и прокуратура заинтересовались опросами наружной рекламы летом 2015 года, первый варит изменений в нормативные документы мэрия подготовила еще в феврале 2016 года, но сама же и отозвала из думы. В июне документы были опять внесены в Ивгордуму, опять отозваны и внесены на прошлой неделе в срочном порядке.
По нашей информации, одной из причин всех этих снятий с рассмотрения были разногласия между чиновниками и депутатами относительно полномочий различных органов администрации. Кто будет определять состав лота (в частности, количество рекламных конструкций, входящих в один лот), дату торгов, условия договора и прочие существенные моменты – управление по делам наружной рекламы или управление муниципального заказа? Или это ожжет быть полномочиями комиссии по проведению торгов? Вопрос этот принципиальный, поскольку, например, состав лота может определяться единолично начальником управления по делам наружной рекламы или же комиссионно, да и штрафы за нарушения при проведении торгов кто будет платить – начальник управления по наружной рекламе или управления муниципального заказа?
В итоговом документе вроде бы отражен компромисс: большинство вопросов отнесено к компетенции администрации г. Иванова (подразумевается, что чиновники уже сами разрулят, кто и за что отвечает, а там – как уж ФАС решит).
Впрочем, некоторые противоречия в документе сохранились. Они касаются, прежде всего, определении начальной цены лота на торгах – то есть минимальной суммы, которую должен заплатить победитель торгов на право заключения оговора на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций. Как и было решено на заседании комитета Ивгордумы по законности, соответствующий пункт предусматривает, что начальная цена предмета торгов устанавливается администрацией города Иваново из расчета стоимости оплаты по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не менее чем за пятилетний срок действия договора. Напомним, что договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций заключается на 10 лет, и в ходе заседания комитета ряд депутатов предлагали рассчитывать цену лота исходя из полного срока договора. Мотив простой – пополнение бюджета. Однако и чиновники, и председатель комитета по законности Татьяна Петрова выступили против этого, заявив, что при такой поправке надо будет проводить оценку регулирующего воздействия нормативного акта, а это может занять месяца три, и тогда мэрия просто не успеет расторговать все места под рекламные конструкции, которые еще не расторгованы, в этом году. А значит, и дополнительных денег в бюджет не поступит. В итоге сошлись на компромиссной формулировке «не менее чем за пятилетний срок» (в первом варианте было просто «за пятилетний срок»). Однако в другой пункт Положения о порядке организации и проведения торгов, который определяет условия конкурса, изменения так и не внесли. А там черным по белому прописано, что условиями конкурса могут быть предложения по цене пятилетней оплаты за пользование городским рекламным местом. Так что при всем желании организатор торгов вряд ли сможет сформировать начальную цену лота исходя из шести-, семи- или десятилетнего срока действия договора. Впрочем, может быть, это и неплохо: рынок наружной рекламы, судя по обилию пустующих рекламных мест, сейчас отнюдь не на подъеме (ситуацию правильнее было бы назвать спокойной, как на кладбище), и повышение стоимости лота в 2 раза просто отсек бы от новых рекламных мест небольших игроков. Правда, есть еще один способ отсечь их (и вообще постепенно выдавить с рынка): за счет состава лотов: чем больше рекламных конструкций в одном лоте, тем дороже будет стоить договор и тем меньше вероятности, что торги выиграет какая-нибудь небольшая рекламная компания.
Оставались у некоторых депутатов претензии и к пресловутым условиям конкурса, к которым было столько вопросов у УФАС. Перечень условий теперь стал закрытым – там нет пункта (другие условия), зато наряду с предложениями по цене оплаты за пользование муниципальным рекламным местом и предложениями по использованию рекламных мест в социальных программах сохранилось и условие «предложения по благоустройству». Врио главы города Игорь Чебыкин на пленарном заседании пояснил, что этот пункт будет детализироваться в конкурсной документации, а депутат Игорь Шипков заявил, что под благоустройством в таких случаях обычно понимается уборка и обкашивание территории вокруг рекламной конструкции.
В общем, сомнения у депутатов остались, зато правила игры на рынке наружной рекламы в Иванове теперь все-таки есть. Как они работают, будет понятно уже в ближайшее время – как только мэрия начнет проводить торги. Ну а опыт по оспариванию и отмене результатов торгов у ивановских предпринимателей, работающих в сфере наружной рекламы, уже есть.
Анна Семенова
Бизнес
Наружная реклама: в городе всё спокойно
Ивгордума установила новые «правила игры»