Бизнес
Наружная реклама для внутреннего пользования
Бардак продолжается
Внезапно появившаяся рекламная конструкция. Улица Носова, остановка у дома 64
Сфера наружной рекламы в Иванове, несмотря на все телодвижения со стороны операторов рынка. Прокуратуры, УФАС, ивановской мэрии, продолжает оставаться одной из самых… как бы так помягче выразиться… странных, что ли. Вроде есть правила игры: федеральный закон «О рекламе», целая куча местных нормативных актов, схема размещения рекламных конструкций на территории города, где указано, какие форматы в каком месте можно устанавливать. Управление по делам наружной рекламы проводит регулярные рейды, сносит незаконные конструкции – только за пять с половиной месяцев 2016 года, по официальным данным, в Иванове было демонтировано порядка 300 рекламных и информационных конструкций… Но, как утверждают игроки этого рынка, по-прежнему в этой сфере есть те, кому позволяется если не всё, то очень многое. В том числе работать и получать доход вне правил игры, при этом городской бюджет недополучает вполне солидные суммы.
Пилоны задаром
Например, возьмем те самые пресловутые информационные конструкции – знаменитые трехгранные и круглые тумбы. Вроде бы всё уже решено, их должны были посносить. В действующей на данный момент схеме размещения рекламных конструкций обозначены 140 мест (на муниципальной земле и земле, право собственности на которую не разграничено) под так называемые сити-форматы – двухсторонние и трехсторонние пилоны. Осталось-то всего ничего: выставить эти места на торги, и пусть кто выиграет, ставит там свои тумбы и пилоны и размещает на них хоть рекламу, хоть информацию. Исходя из того, что эти самых двух- и трехсторонние пилоны стоят себе спокойно, радуя горожан рекламкой и афишами, можно предположить, что всё так и происходит. А иначе управление по делам наружной рекламы быстренько возбудилось бы на непорядок.
Ан нет. Как официально сообщили нам в управлении по делам наружной рекламы администрации г. Иваново, в схеме размещения рекламных конструкций действительно предусмотрены отдельно стоящие рекламные конструкции (сити-форматы) в количестве 140 штук. Но действующие разрешения на их эксплуатацию отсутствуют. Как же так?
В официальном ответе на наш запрос начальник управления по делам наружной рекламы Ирина Цветкова пишет: «Часть 5.1 статьи 19 закона о рекламе обязывает заключать договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности на основе торгов только в отношении мест, включенных в схему размещения рекламных конструкций. Обязательство относительно проведения торгов в отношении мест, включенных в схему размещения рекламных конструкций, но без наличия разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, федеральным законодательством не предусмотрено».
Внезапно появившаяся рекламная конструкция. Улица П.Большевикова, 27, дорога на Харинку
Вот так. То есть если место в схеме есть, но там уже установлена конструкция, пусть и без разрешения. То всё законно и никаких торгов проводить не надо – пусть себе стоит, доход хозяину приносит. В рамках федерального закона о рекламе. Или же это просто отписка и желание прикрыть владельцев этих самых пилонов?
Кроме того, как говорят операторы наружной рекламы, уже больше месяца на улицах города стоят и активно эксплуатируются двухсторонние рекламные конструкции формата 2 x 2 м с афишами концертов и театральных представлений, причем в тех местах, которые не предусмотрены схемой размещения рекламных конструкций. И никаких телодвижений по ликвидации этих конструкций управление по делам наружной рекламы не предпринимает.
Расторговать нельзя оставить
Правда, рекламщики жалуются и на другие моменты, которые, по их мнению, ограничивают конкуренцию на рынке наружной рекламы в Иванове. Например, на то, что мэрия не проводит торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. По словам операторов рынка, эти торги не проводились с 2014 года. В результате из 546 отдельно стоящих рекламных конструкций разных типов и видов на муниципальных или неразграниченных земельных участках, предусмотренных действующей схемой размещения рекламных конструкций, по состоянию на начало июня 2016 года было расторговано только 280 (!).
Внезапно появившаяся рекламная конструкция. Перекресток Пограничного переулка и 1-й Сибирской
Причем эту информацию подтверждают и в управлении по делам наружной рекламы: по официальным данным, действующие разрешения на установку и эксплуатацию есть на 255 из 384 отдельно стоящих щитовых и динамических рекламных конструкций, на 15 из 29 отдельно стоящих рекламных конструкций индивидуального проекта (стелы). И, как уже упоминалось, нет ни одного разрешения на установку и эксплуатацию 140 предусмотренных схемой пилонов (на все три видеоэкрана разрешения есть). То есть, по идее, мэрия сейчас должна требовать демонтажа тех конструкций, которые есть в схеме, но не расторгованы, и по которым закончились выданные ранее разрешения.
Но дело не только в этом. Рекламщики считают, что отсутствие торгов не только нарушает права участников рекламного рынка, ограничивает конкуренцию и противоречит принципам и нормам Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», но и говорит о полном бездействии уполномоченного органа администрации города Иванова – управления по делам наружной рекламы, информации и оформления города. И, конечно, из-за того, что торги не проведены и договоры не заключаются, бюджет недополучает доходы, причем весьма существенные.
Правда, Ирина Цветкова в официальном ответе отмечает, что администрацией города Иванова запланировано проведение торгов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в 2016 году. Однако когда они будут проводиться, и будут ли эти планы реализованы вообще, пока непонятно. Потому что для того чтобы их проводить, нужно внести изменения в опротестованное прокуратурой решение Ивановской городской думы №315. Именно это решение определяет, в частности, порядок проведение торгов и критерии, по которым определяется победитель, определение начальной цены договора (цены лота). И именно вокруг него сейчас идут баталии (правда, пока тихие) в здании на пл. Революции,6.
Поторгуемся за торги?
Проект изменений в 315-е решение думы уже вносился в Ивгордуму в феврале. К нему были замечания, но многим участникам процесса этот проект казался вполне рабочим. Однако мэрия внезапно отозвала эти поправки, и ситуация с торгами была подвешена еще на пять месяцев (при этом муниципальный бюджет не получал доходы, которые мог бы получить по результатам торгов).
Внезапно появившаяся рекламная конструкция. Перекресток ул.Рабфаковской и ул. Парижской Коммуны
В июне в думу была внесена очередная редакция этих изменений. Однако на заседании комитета по законности председатель этого комитета Татьяна Петрова сообщила, что этот вопрос снят с рассмотрения – опять по инициативе администрации г. Иванова.
Но, по нашей информации, во вторник, на рассмотрение фракции «Единой России» в гордуме этот вопрос опять будет внесен, а затем в срочном порядке его попытаются вынести и на пленарное заседание. И, соответственно, продавить его принятие. При этом, как утверждают специалисты, в варианте изменений, предлагаемом мэрией, по-прежнему есть огромные «дыры», позволяющие выигрывать конкурс «нужным» фирмам. Например, еще в конце 2014 года по предписанию УФАС были аннулированы результаты конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций из-за неясных и непрозрачных критериев конкурса и субъективного характера процедуры определения его победителей. В результате было предложено установить закрытый перечень критериев конкурса и их параметры, плюс создать балльную систему оценки заявок по математической формуле. Это исключало бы субъективный подход в оценке заявок, поданных на участие в конкурсе. Однако новый проект решения думы игнорирует требования УФАС, а кроме того, позволяет очень избирательно подходить к определению начальной цены лота и его составу. Что, разумеется, необходимо, если требуется отдать конкретный лот конкретному участнику.
Внезапно появившаяся рекламная конструкция. Улица Смирнова, поворот на 1-ю Полянскую
По слухам, на сей раз рынок наружной рекламы в Иванове медленно, но верно затачивается под конкретного игрока – Александра Потапова, владельца ООО «Комплект-Логистик» и большого друга нынешнего замгубернатора Виталия Ильюшина, курирующего внутреннюю политику. Того самого, который имеет непосредственное отношение и к пресловутым пилонам, и к киоскам «Хорошие новости», на которых также размещаются рекламные конструкции (схемой не предусмотренные, но, по утверждению Ирины Цветковой, на них имеются действующие разрешения).
Так что ждем следующей недели и смотрим, как повернется вся эта «наружная» история на сей раз. Запасаемся поп-корном: процесс явно будет небыстрым, поскольку остальные операторы наружной рекламы явно не собираются складывать лапки.
Анна Семенова